Сообщение на тему:"Совместная проектная деятельность в ДОУ"
консультация

Гасанова Зульфия Гусейновна

Проекты выполненные с участием педагогов и специалистов детского сада, всегда очень интересны. Каждый участник вносит свои "краски". В итоге получаем многогранный, качественный продукт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya-prekty_na_sayt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 “Фиалка” компенсирующего вида

Щелковского муниципального района Московской области

Сообщение на тему:

“Совместная проектная деятельность в ДОУ ”

Подготовила:                                        музыкальный руководитель                        Гасанова З.Г.

                           

                                                

Щелково 2015                

    Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

     Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»).

Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

     «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; а «…творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н.Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

      Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

      В научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов, активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, И.С.Якиманская и др.). Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

      В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

      Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ.

       Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

     Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

     В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

     Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

     Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

     Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

 по составу участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации (краткосрочные – до 2 недель, среднесрочные – 1 месяц, долгосрочные – полгода, год).

     В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
  • ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

 Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени. использованием модели «трёх вопросов»:  1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. 

Цели и задачи проектного метода

     Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

     Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

     Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

     Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

     Ребёнку метод проектов даёт возможность: - экспериментировать, синтезировать полученные знания; - развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
    При планировании проектной деятельности, педагогу необходимо помнить об этапах в развитии проектной деятельности.

     Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте на “вторых ролях”, выполняя действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему;

в этом возрасте ещё существует потребность подражать взрослому. 

     Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже 

имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать 

действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.       У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно 

объективно оценивать собственные поступки и поступки сверстников. В этом 

возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать 

необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только 

проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и 

самостоятельно находят проблемы. 

     Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. 

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую 

активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. 

     Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.    

Внедрение проектного метода в ДОУ

     Педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

      Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть семинары, 

консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-классы, беседы, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами. 

     Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. 

Информационная карта проекта

  1. Автор проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Вид проекта.
  4. Цель проекта.
  5. Задачи проекта.
  6. Срок проведения.
  7. Возраст детей.
  8. Форма проведения.
  9. Ожидаемые результаты.

Образец написания проекта для воспитателей ДОУ

Содержание

I. Введение.

2. Актуальность проекта.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

4. Аннотация проекта (идеи, принципы).

5. Этапы реализации проекта программы (цель, сроки).

6. План мероприятий.

7. Ресурсы.

8. Риски и пути преодоления рисков.

9. Выводы.

10. Литература.

     Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

     Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развивать навыки наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список литературы и электронных источников

 

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. Учитель, 2015 г.

4. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие, Центр педагогического образования, 2013 г. 

5. Захарова М. А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Школьная пресса, 2010 г.

6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
8. Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

9. Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

10. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.

11. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.

12. Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

13. Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

14. http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html

15. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/20/klassifikatsiya-i-tipy-proektov-ispolzuemye-v-dou

16. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная проектная деятельность по теме :"Семья". средняя группа

Сейчас ,в свете ФГТ, всё большее значение приобретают инновационные технологии работы с детьми.Одной из таких технологий является проектная деятельность.Я считаю , что тема "семья"  является наиб...

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя старшей компенсирующей группы на тему "Волшебные слова".

Данная деятельность направлена на воспитание нравственных чувств у детей 5-6 лет ....

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

Совместная проектная деятельность с детьми и родителями.Тема: « Воспитание толерантности»

Совместная проектная деятельность с детьми и родителями. Тема: « Воспитание толерантности» ...

Совместная проектная деятельность старших дошкольников, педагогов и родителей по теме: «Береги природу»

Целью данного проекта является формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности. Продукто...

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»

Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка  через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»      ...

Сообщение из опыта работы «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как условие для развития технического творчества»

Слайд 1.Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Поезда бывают разные».  Он был разработан и реализован с детьми старшего дошкольного  возраста в летне-осенний пери...