Опыт решения нестандартных педагогических ситуаций
материал

Панькина Оксана Ивановна

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация». Что же подразумевают под собой данный термин? Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт решения нестандартных педагогических ситуаций

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Каждому из нас время от времени  приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация». Что же подразумевают под собой данный термин? Педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать. Нестандартные  педагогические ситуации бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

СЛАЙД2

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли. 

СЛАЙД3

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т.д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения:

- Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения. Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек). 

Раздаются ситуации

Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем:

  • Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.
  • Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.
  • Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.
  • Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.

СЛАЙД4

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача),
  • построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача),
  • поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)

Примеры анализа педагогических задач

СЛАЙД 5

Ситуация1 "Об отверженном ребёнке"

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Девочка тихая и спокойная, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженной девочке.

СЛАЙД 6

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? - есть группа детей и отдельная девочка, с которой не хотят играть,
  • Что не устраивает? - дети игнорируют девочку, не принимают в игры,
  • Что нужно? - чтобы дети приняли девочку в круг общения.

2.Прогнозная задача: помочь девочке войти в детское общество

3.Изобретательская задача:

- выявить способности девочки, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление девочки оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать девочке задание: научить завязывать шнурки других детей.

СЛАЙД 7

Ситуация №2.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

СЛАЙД 8

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? - гиперактивный ребёнок.
  • Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
  • Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2.Прогнозная задача: «Обратить вред в пользу»

3.Изобретательская задача:

- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность. 

- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

СЛАЙД9

Ситуация №3

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает. 

СЛАЙД10

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? - нетерпеливый ребенок.
  • Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
  • Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача:

- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача:

- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

 - тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

СЛАЙД11

Ситуация №4

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

СЛАЙД12

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? – робкий ребенок.
  • Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
  • Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача:

- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3.Изобретательская задача:

- выявить причину неуверенности в себе;

- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

- одобрять инициативу.

4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

СЛАЙД 13

«Принципы воспитания детей 21 века»:

  • Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
  • С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
  • Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
  • Уважайте ребенка.
  • Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
  • Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
  • Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
  • Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

СЛАЙД 14

В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.

Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.

Нетрадиционное решение педагогических проблемСТРОЕВА Н.С., Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанник...

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»

Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»...

Конструктивное решение психолого-педагогических ситуаций

Данные ситуации можно рассматривать с педагогами в рамках педсовета, деловой игры, практикума, на конкурсе "Воспитатель года" и тд......

Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания в семье

ldquo;Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом ...

Педагогический тренинг «Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей»

Педагогический тренинг  для родителей  "Способы решения нестандартных ситуаций в вопросах нравственного воспитания детей"...