Учитесь общаться с ребенком
статья

Яковлева Наталья Алексеевна

Родители– первые и самые важные учителя ребёнка. Дом оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Ребенок всему учится в общении со взрослыми. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchites_obshchatsya_s_rebenkom.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учитесь общаться  с ребенком»

Родители– первые и самые важные учителя ребёнка. Дом оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Ребенок всему учится в общении со взрослыми. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив, не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по- настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношения к окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Поэтому, уважаемые родители, постарайтесь обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.  

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да, он разговаривает точь в точь, как отец!» Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать. Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии. Обеспечьте ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него. По возможности присоединяйтесь к ребёнку, когда он смотрит телевизор и старайтесь узнать, что его интересует, обсуждайте увиденное. У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость, ставьте для себя и для него реальные цели. Старайтесь чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразия впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания. Помните, что дети больше любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. Прежде всего нужно безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он ВАШ, за то, что он есть! Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря при этом, что четыре объятия необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день, причем не только ребенку, но и взрослому. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически. Если мы раздражаемся на ребенка, постоянно одергиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком? Это надо выражать особым образом.                                                     

-Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.

-Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.                                                                   Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?

Указывать на ошибки, конечно же, надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения. Как это ни парадоксально, но ребенок нуждается и в отрицательном опыте, если он не угрожает его жизни и здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своего действия или своего бездействия. Только так он будет взрослеть и становиться «сознательным». Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. 

 Принципы построения общения взрослого с ребенка. Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком. Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе. Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Проявляйте интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрения и т.д. Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи. Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним. Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним. В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.

 Памятка для родителей:

Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договорится с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать. Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное – лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое! Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание. Никогда не приводите в пример других детей. Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ. Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания  малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе.

Предлагаем Вам поиграть вместе с ребенком дома.

Ролевая гимнастика: по отрывку из текста К. Чуковского «Айболит» (И пришла к Айболиту лиса…). Ребенок с помощью мимики и пантомимики изображает состояние каждого героя.

Упражнение «Ласковое слово» - ребенок берет игрушку и говорит ей добрые слова и пожелания.

Упражнение «Почему грустит котенок?» - взяв игрушку в руки и передавая ее из рук в руки, рассказать, почему котенок грустит, чего он боится, чего ему не хватает, как ему помочь?

Ролевая гимнастика: «Я знаю…» - с помощью мимики и пантомимики показать, как котенок: спит, свернувшись клубочком; просыпается, лакает молоко, причесывается, выпрашивает лакомый кусочек…

Ролевая гимнастика «Покажи…» - предложить показать жука, который весело летает, который греется на солнце, у которого оторвали крылья: как он плачет от боли…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

презентация для родителей "Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир"

В помощь родителям, воспитывающего ребенка с нарушениями зрения...

"как учить с ребенком стихи?" буклет

Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребёнка.Подвижным детям больше подойдут ритмичные и весёлые стихи, а спокойным – размеренные, напевн...

консультация для родителей "Учим рисовать ребенка"

консультация для родителей  Консультация "Учим рисовать ребенка"Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благо...

Учить ли ребенка давать сдачи?

Учить ли ребенка давать сдачи? Как учить ребенка постоять за себя? Когда учить ребенка давать сдачи обидчику? Эти вопросы чащу возникают как раз у родителей 2-4 леток. Именно в этом возрасте дети акти...

"Учить ли ребенка давать сдачу?"

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»? Памятка для родителей  "Учить ли ребенка давать сда...

Памятка для родителей дошкольников "Как учить с ребенком стихи?"

Помощь родителям, как можно быстро выучить стихотворение с ребенком....