«Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
«Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 86»
Ново-Савиновского района
Царёва Р.Р.
г. Казань.
Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.
С нашими воспитанниками мы играем в разные дидактические игры с целью развитие речи
Дидактическая игра «Из чего мы сделаны?»
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи
Ход игры
1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, на пример «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.
Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам"
Данное дидактическое пособие может быть использовано подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей, имеющих представления о звуковом анализе слова и знающие алфавит. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей к чтению.
Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Пособие помогает решать следующие задачи:
- Упражнять выделять первый звук в слове дифференциации гласных, согласных звуков.
- Учить подбирать звук к букве на игровом поле.
- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- Развивать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут ознакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.
Игра-занятие «Истории в картинках»
Описание
Перед вами игра-занятие «Истории в картинках». Дети по разрезанным картинкам смогут составить забавные рассказы. Количество историй может быть любым и ограничено лишь фантазией детей. Раздав картинки детям,мы предлагаем им выложить их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Игра превратится в увлекательное и поучительное занятие, где дети смогут проявить всю свою фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Дети очень любят фантазировать, а данный материал как нельзя лучше поможет им в этом.
Познавательная игра-лото "Свойства предметов"
Цель данного пособия: закрепить понятие свойства, развить речь детей, расширить словарный запас дошкольников лексикой признаков, развить память, внимание, умение воспринимать слова на слух, соотносить предметы и слова – признаки.
Эта дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она поможет детям различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных), находить предмет по описанию.
Варианты игр:
Вариант 1.
Карточки раздаются поровну среди участников. Затем каждый, по очереди, называет любую из своих картинок (сначала, ту назвние которой точно знает) и подбирает слово-признак к названному предмету. Игра поводится до тех пор, пока кто-то не сможет правильно назвать свои картинки или подобрать признак. Рекомендую на начальном этапе ограничиваться определённым количеством картинок (каждому 5-10). Взрослый может поддаваться, тем самым мотивируя ребёнка помогать ему, а значит с двойным усилием тренироваться в подборе слов "за себя и за маму".
Усложнение:
карточки переворачиваются вних картинками и выбирают их по очереди уже наугад, что попадёться, к тому предмету и подбираем признак.
подбираем по 2 признака (называя предмет по цвету и по форме (помидор красный, круглый), добавляем размер (помидор красный, круглый, большой) и т.д.
Вариант 2.
Карточки раздаются поровну среди участников. Затем ведущий (взрослый) читает карточки со словами), тот ребёнок у кого есть картинка, подходящая под описание, берёт карточку со словами себе и кладёт её на карточку с картинкой. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карточки с картинками.
Упрощение:
в начале берутся для розыгрыша не все карточки.
в начале ищем предмет по одному признаку все красные, в этом случае у нескольких игроков будут правильные ответы и "выигрышные"карточки можно просто переворачивать, выиграет окончательно тот, кто быстрее перевернёт в процессе игр все свои карточки.
Вариант 3.
Подбор слов-признаков (прилагательных) подготавливает ребёнка к развитию самостоятельной связной речи. Поэтому можно просто по очереди выбирать картинки и пробовать описать нарисованный на ней предмет: "Это помидор, это овощ, он красный, круглый, большой, мягкий, его можно есть свежим, солить в банках на зиму, добавлять в салаты, лечо и т.д."
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-18292-1407175709.jpg)
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-134538-1353248827.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591341-1423647318.jpg)
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-784166-1461185330.jpg)
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....