Эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами художественного труда в условиях ФГОС
статья (старшая группа)

Зуева Нина Ивановна

"Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству"

                                                                                   Н.А.Ветлугина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_razvitie_detey_v_usloviyah_fgos.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 175 (КОРПУС 2) КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами художественного труда в условиях ФГОС

Выполнила: воспитатель высшей категории

Зуева Нина Ивановна

Новосибирск, 2022г


"Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству"

                                                                                   Н.А.Ветлугина

 Изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка, как духовно богатой, эстетически воспитанной личности. Художественно-эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывается в его душе отпечаток на всю жизнь.

 Понятие художественно-эстетическое воспитание выражается в формировании в ребенке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Способность воспринимать все красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием жизни человека.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

  • опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
  • опыт художественно-творческой деятельности

 Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

 Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Одна из главных  задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости через сопереживание, соучастие, "вхождение в образ" происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

 Содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Одним из важнейших условий реализации системы художественно-эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.

 При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3.4 ФГОС дошкольного образования.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полу функциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Художественно-эстетическое воспитание в детском саду-это ежедневная работа во всех видах деятельности детей. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира, развивается его позиция начальной социализации, расширяются возможности совместной деятельности и общения детей.

 Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

 

 В формировании художественно-эстетического вкуса у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают детей к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминаются, и формирует основы художественно-эстетического вкуса, вследствие чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира.

 Решение вопросов эстетического воспитания приведет к желаемым результатам, если будут формироваться умения детей видеть прекрасное в природе, слышать музыку, поэзию и в результате передавать увиденное посредством изображения.

 В результате своих наблюдений дети смогут проявлять свое творческое воображение, фантазию, самостоятельность, умение отражать увиденную красоту в своих играх, рассказах, рисунках и т.д.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для выразительного образа.

 Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.

 В результате использования нетрадиционных способ дети приобретают знания, умения, навыки; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал, как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.

 Художественный  труд  детей - важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности.

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструирования, художественно-эстетической деятельности и др.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

 Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения детьми дошкольного образования. И как нельзя лучше нам позволяет достичь этих ориентиров нетрадиционная техника.

 Актуальной темой на сегодняшний день является: введение ФГОС дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиции "развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей"

 А.В. Луначарский подчеркивал," что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни."

 Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Это достигается при помощи решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом.

 ФГОС ДОУ одной из приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных эстетических качеств личности детей.

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДОУ, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности). В изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании - экспериментирование с цветом, составление композиции; основание различных художественных техник (таких как оригами, папье-маше, разрывная аппликация); использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.).

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей.

 Эстетическое воспитание-это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание- необходимое условие развития человека высокой культуры.

 Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этот период у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, формируется личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно научить его не только чувствовать, но создавать нечто красивое.

 Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.

 Этот базис создает необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях образования, а также для ознакомления с основами художественных ремесел и элементами дизайна в начальной и средней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.   ОП дошкольной образовательной орг...

Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки

Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки...

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...