Технология активных методов обучения (АМО) на занятиях с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Леканова Галина Ивановна

Семинар для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технология активных методов обучения (АМО) на занятиях с детьми дошкольного возраста

Семинар для педагогов ДОУ

 В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.   Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

        Прежде чем перейти к АМО технологии, предлагаю вспомнить другие технологии, которые многими из вас используются в работе.

Задания практической части: Предлагаю определить технологию по описанию.

1-Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания. игровая

2-Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. проблемное обучение

3-Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. здоровьзберегающие

4-Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология

5-При обучении по данной технологии ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Основоположник теории данного обучения Выготский Л. С., его последователи –Леонтьев А. Н., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., В. В. Давыдов. технология развивающего обучения.

6-Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. исллед. деят

7-Данные технологии являются средством формирования предметно-развивающей среды и основ информационной культуры личности ребёнка, инструментом профессиональной деятельности педагога. Информационные  и интерактивные  технологии

8-Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. портфолио дошк

9-В основу данной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы. Проектная технология

10- Технология процесса разработана Остапенко А.А., при использовании которой содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа. "погружения" в образ

11- это технологии, которые основаны на комплектовании наборов (кейсов), учебно-методических материалов и предоставлении их обучающимся для самостоятельного изучения. Кейс-технологии

12- педагогическая технология, основанная на принципе построения  образовательной  деятельности через организацию игрового общения микрогрупп детей (малых социумов), предполагающая учет детских интересов, инициативы и субъектной позиции ребенка.  Социо-игровая технология 

13-  технология  эффективного запоминания информации, основанная на построении ассоциаций, схем, символов.       Моделирование. Мнемотехника, или мнемоника.

 Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие методов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Одна из таких технологий – технология АМО (активных методов обучения), которая позволяет очень продуктивно интегрировать  технологии.

Структура АМО:

Начало любого образовательного мероприятия разделено на несколько этапов.

I ЭТАП- начало мероприятия

 1. Инициация( приветствие, знакомство)

2. Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)

3. Определение ожиданий обучающихся ( планирование личностного смысла мероприятия).

II ЭТАП – работа над темой Закрепление изученного материала Интерактивная лекция ( передача и объяснение педагогом новой информации) Проработка содержания темы( групповая работа обучающихся над темой)

III ЭТАП – завершение образовательного мероприятия

Эмоциональная разрядка (разминки)

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка мероприятия) 

1этап. АМ начала образовательного мероприятия  

 1) Инициация. Данные игры и упражнения позволяют весело начать образовательную деятельность, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствуют установлению контактов между детьми.

Методы «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся носиками», более младших группах «Познакомимся с мишкой», «Поздороваемся ладошками»,глазками  

Метод "Любознательная Людмила ". Цель: расширение словарного запаса. Проведение: Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор").Следующий называет себя («Я - привлекательный Павел). Третий участник добавляет к ним свое, и  так далее, по кругу.

Вариант: Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации.

2) Выяснение целей: После постановки проблемной ситуации и целеполагания, выясняются  ожидания и опасения детей.

3)АМ ожиданий и опасений . Метод «солнышки и тучки»

Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности. Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения  от предстоящей деятельности. Ожидания - это солнышки, а опасения  -  тучки. Солнышки и тучки прикрепляются доске: солнышки к солнышку , тучки – к большой туче.

По мере проведения деятельности  несбывшиеся тучки - опасения можно убирать.

 Такие методы  позволяют лучше понять группу детей и полученные итоги наблюдения  в дальнейшем использовать для  осуществления личностно-ориентированного подхода.

 Метод «Что у меня на сердце», Метод «Фруктовый сад»

На этом же этапе, если необходимо, в игровой форме группу детей можно разделить на подгруппы.

2 этап. АМ презентации учебного материала

Метод “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают дети  по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники  знают об изучаемой теме.

Метод “Составление кластера” Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

                  Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать как при проведении занятий так и в свободной деятельности. Кластер может стать итогом работы над какой – либо темой или продуктом проектной деятельности.Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. 

Методы «Цветик-семицветик», «Бабочки на полянке», «Осенний листопад»    тоже можно использовать на этом  этапе

 На этой же стадии занятия  включается  методы, подталкивающие  детей к самостоятельной  работе. «Найди пару», «Нарисуй такую же», «Волшебная шкатулка» и т.п.

3. АМ релаксации

 Метод «Земля, воздух, огонь и вода» 

Цель – повысить уровень энергии в группе.

Проведение: Дети по команде  должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.  

Воздух. Начинаем  дышать глубже, чем обычно. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети  делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).  

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.  

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.  

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.  Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.  Примечание: воспитатель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он  может помочь и неуверенным и стеснительнымдетям активнее участвовать в упражнении.

4 этап. АМ  подведения итогов образовательного мероприятия. Метод «Солышко  и туча» - подведение итогов. Дети озвучивают, что им понравилось в занятии, а что нет. Затем прикрепляют соответствующий значок на лист ватмана.

Можно  на этом этапе использовать метод «ХИМС» ( хорошо, интересно, мешало, с собой возьму) , «Чемодан успехов».

      Мы с вами посмотрели структуру занятия с использованием  технологии АМО. Вы наверно, обратили внимание, что эта технология скорее подразумевает совокупность  различных методов и технологий и очень помогает воспитателю провести занятие занимательно, интересно и с хорошим результатом.

Практика показала, что методы и приемы технологии АМО интересны не только для учащихся, но и для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...

ПОДГРУППОВАЯ НОД, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА Р-Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ «В гости к Золушке»

Занятие обобщения и систематизации знаний. Интеграция областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие. Разработка НОД на основе технологии активных методов обучения, обеспечив...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...