Статья для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»
статья

Выборнова Анастасия Станиславовна

«Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить».

                                                                                                      Георг Гегель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 8»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья для педагогов

«Экологическое воспитание дошкольников»

Работу выполнил воспитатель:

Выборнова Анастасия Станиславовна

«Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить».

                                                                                                      Георг Гегель

    Человечество на протяжении долгих лет относилось к природе потребительски. Ни капли не жалея и не оберегая природу, люди только получали то, что нужно им, даже не задумываясь о последствиях. В следствии потребительского отношения человека все больше вымирают редкие виды животных и растений, осушаются водоемы. На смену приходят паразитические, вредные существа. С каждым днем появляется все больше новых вирусов и болезней, а новорожденные дети все чаще страдают врожденными пороками.

       Ученые всего мира не перестают бить тревогу. Они уверяют, если не исправлять ситуацию и не изменить свое отношение к природе и ее богатствам, мы идем точным путем к вымиранию. Именно такое отношение привело к плачевному состоянию экологии в целом на сегодняшний день. Во всем мире стоит острый вопрос о улучшении экологического состояния планеты. Каждая страна по-своему борется со сложившейся ситуацией.

   В соответствии с этим целесообразно введение экологического образования в дошкольных учреждениях. У детей в возрасте 3-6 лет формируется личность в целом. И очень большую роль играет привить каждому ребенку бережное отношение к природе, умение видеть и ценить прекрасное и оберегать окружающую нас среду.

Экология в детском саду.

   Дошкольники очень любопытны и сами готовы к изучению и восприятию всего нового. В возрасте с 3 лет дети наиболее восприимчивы и впитывают всю предоставленную информацию словно губка жидкость. Именно поэтому важно предоставить правильную и полезную информацию. Главной целью является привитие ребенку знаний что такое биосфера (растения и все живые организмы), человек, как часть биосферы и главная, важная роль человека в биосфере.

   При проведении занятий теоретическая часть тесно связана с практической. Так, на примере проделанной работы я сделала определенные выводы и заключения о важности экологического воспитания дошколят. Так что же поможет нам приобщить детей к любви и заботе о природе?

 1. Проведение занятий Окружающего мира.

   Занятия для детей проводятся в основном в игровой форме. Любознательных непосед гораздо легче завлечь придумав игру с тематическим уклоном. Ребята с удовольствием выслушивают информацию и закрепляют ее разгадыванием различных загадок, рисуя, лепя из пластилина. Дети по старше увлекаются разгадыванием ребусов и кроссвордов.

   На занятиях часто читаются мировые произведения о природе таких поэтов как А. С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. А. Фет других. Поэзия и природа всегда были тесно связаны. Это позволяет научиться любить природу и видеть в ней самое прекрасное.

  Часто включаются звуки природы. Детки с удовольствием прислушиваются к пению птиц, шуму моря или треску дерева.

2.Экскурсии.

   Это ответственное и кропотливое времяпровождение для воспитателя и увлекательное и интересное для детей. Дети с увлечением наблюдают за всеми растениями, деревьями, насекомыми. Запоминают названия увиденных растений. При этом собирают природные материалы для дальнейшего создания поделок. В это время можно подбодрить детей и заинтересовать их предстоящим соревнованием "кто больше найдет материала" или «чьи природные материалы разнообразнее». Благодаря экскурсиям дети продуктивно проводят время на свежем воздухе и учатся бережливо и ответственно вести себя на природе. Приходит понимание насколько прекрасен мир вокруг.

3.Прогулки.

   Даже ежедневные прогулки приносят экологическую пользу. Дети наблюдают за погодными условиями. Учатся различать погодные изменения. Такие как продолжительность дня и существенные изменения в жизни растений и людей.

   Помимо наблюдений, во время прогулок  проводятся и игры с природными материалами, такими как песок, вода, листья и так далее. Для более удобных игр, на площадке находится песочница.

4.Помощь в уходе.

   На территории располагаются клумбы с разными видами цветов. Мини огородик на котором выращиваются овощи. Это позволяет приобщить деток к процессу ухода за растительностью. Участвуя в процессе полива, рыхления земли и удобрения, детям приходит понимание, что человек должен заботится о красоте и сохранении прекрасных растений.

    Комнатные растения, находящиеся в уголке природы, требуют постоянного полива. Для этого создан график дежурств и дети самостоятельно, по графику поливают их.

 5. Проведение сезонных праздников – это еще одна неотъемлемая часть, приобщения детей к природе.

   Проводятся ежегодные праздники посвященные каждому времени года "Праздник осени" или "Встреча весны" как нельзя лучше сплачивают всех деток и позволяют еще больше проникнутся благодарностью к природе и окружающему миру. А каждый подобный праздник влечет за собой предстоящие выставки из природных материалов.

   Лучшим способом сподвигнуть ребят приготовить поделки - это объявление "конкурса на лучшую поделку", "лучший скворечник", "лучшая кормушка". В зависимости от сезона, дети учатся оберегать птиц и животных. При этом формируется ответственность.

   Ребенок обязательно привлечет к помощи членов семьи. Кому-то поможет мама, кому-то папа, кому-то старший брат или сестра. Это всесторонне поможет развитию ребенка и семейным взаимоотношениям.

   Преимущество экологического образования.

   Благодаря раннему введению изучения окружающего мира, дети с каждым днем все больше приобщаются к общению с природой и окружающим миром. С самого раннего детства у каждого ребенка складывается правильное представление о существующей флоре и фауне. Что нам дает приобщение дошкольников к общению с природой:

- формирование начала экологической культуры;

- формируется правильное и бережное отношение к природе в целом и к явлениям в отдельности;

- обучение практической охране и защите природы;

- вызывает желание тесно и часто общаться с природой.

   По мнению исследователей экологическое воспитание именно дошкольников является фундаментом всех знаний о жизни и природе. Закладывая эти знания в раннем возрасте мы гарантируем, что выросшее поколение станет намного ближе к природе. Не станут допускать вредоносных действий касательно живой и неживой природы и окружающего мира в целом.         Перестанет засоряться природа и беспорядочно истребляться животные. Все эти действия смогут помочь избежать надвигающейся экологической катастрофы. Человек - это главное живое существо и именно он наделен большей силой и разумом. Только в человеческих руках остановить потребительское и варварское отношение к природным ресурсам.

Только привив все знания с раннего детства, мы можем вырастить более гуманное и экологически образованное поколение. Тем самым гарантировать дальнейшее качественное проживание на планете Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....

Статья по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическая проблема на планете является общей проблемой населения Земли. Истощение ресурсов, загрязнение воздуха, воды, изменение климата – проблема, касающаяся всего человечества. Бережное о...

статья в газету "Экологическое воспитание дошкольников"

здесь представлен материал для статьи по данной теме с фотографиями....

Статья для родителей. Экологическое воспитание дошкольников.

Статья для родителей.Экологическое воспитание дошкольников....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»    города Б...

статья для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через сказку"

развитие логического мышления, развития речи, решение экологических задач...

Семинар для педагогов: "Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания".

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...