Значение предметно развивающей среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Муница Галина Юрьевна

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как например, оразоваельная среда - окружение в котором ребенок пребивает и посредством которго он себя реализует как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение предметно развивающей среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

В международной практике развивающей среде детских садов всегда уделялось огромное внимание. В России имеются свои традиции и подходы к организации развивающего пространства детства: от жесткой регламентации в советский период, до полнейшей вариативности в 90 годы, ограниченной лишь санитарными требованиями.

Такое внимание понятно, ведь именно в период дошкольного детства значение развивающей среды особенно велико.

На сегодняшний день, вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И  решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Что же такое предметно-развивающая среда?

На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.

Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть   становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».

Предметно-развивающая среда является составной частью  развивающей среды и определяется, как  «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

Предметно-пространственная среда выполняет  множество важнейших для развития ребенка функций:

Информационная  и познавательная   функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.

Стимулирующая функция обеспечивает  мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры  и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.

Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача  педагогики,  и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации  развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации  развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

В концепции предметно-развивающей среды С.Л.Новоселовой  автор указывает, что оснащение среды  формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

В концепции  также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ:

-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;

- предметная средадолжна удовлетворять потребности в  информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;

-учет возрастных интересов развития детской деятельности;   соответствие предметной среды возможностям ребенка.

Например,  для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе  (4 года)  -  предметно-развивающая среда должна быть насыщена центрами для  сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для  организации предметно-развивающей среды  в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать  их потребность в игре со сверстниками и  потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется  детьми с точки зрения своих интересов.

Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:  

-способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;

- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

- ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;

- учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;

- учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»;  «зоны отдыха» и др.;

-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения,  что обеспечивает право  ребенка на свободу выбора;

- предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Литература:

  1. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учебное пособие для бакалавров педагогики / О. В. Крежевских. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 221 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436156 (дата обращения: 29.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7452-9. – DOI 10.23681/436156. – Текст : электронный.
  2. Газина, О. М. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста» : учебное пособие : [16+] / О. М. Газина, Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 137 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598911 (дата обращения: 29.05.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0602-8. – Текст : электронный.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение художественно-зстетического образования в духовном развитии личности ребенка дошкольного возраста".

В данной статье затронута одна из актуальных проблем образования на современном этапе - развитие духовной культуры личности и рассматривается  доминирующая составляющая моей воспитательной работы...

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данны...

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника...

Перспективный план по самообразованию по теме «Значение развивающей среды на развитие личности ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»

СентябрьТема: «Дорожная азбука» ·        "Правила дружелюбной дороги". Цели: уточнить и закрепить знания детей об опасных ситуациях на дороге, о причинах возник...

Создание предметно - развивающей среды, стимулирующей развитие творчества детей дошкольного возраста

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образователь...

План работы по самообразованию Значение развивающей среды на развитие личности ребенка в условиях реализации программы ФГОС ДО.

МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиСентябрьСбор растений для гербария.Рекомендации воспитателям по содержанию детских игровых центров.Привлечение родителей к организации предмет...

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...