Методическая разработка по работе с родителями в средней группе "Традиции нашей семьи"
методическая разработка (средняя группа)

Дюжина Татьяна Валерьевна

           Родители - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, допольнить их воспитательную деятельность.

           Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. И причины тому, самые разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания - это постоянная форма взаимодействия с родителями. Представляю Вашему вниманию методическую разработку по работе с родителями в средней группе "Традиции нашей семьи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14 "Ромашка"

города Белореченска муниципального образования Белореченский район

352630  г. Белореченск,  ул. Чапаева, 68                                                                                        т. +7 (86155) 2-43-42 

Методическая разработка  

по работе с родителями

«Традиции нашей семьи»

в средней группе

Автор: Дюжина Татьяна Валерьевна  

                                                                     

г. Белореченск

2022 г.

Тема: «Традиции нашей семьи»                                                                                                   Вид: групповое

Форма проведения: семинар

Цели:

  • Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести и передать эти традиции своим детям, довести до понимания, что этими традициями дорожат, так, как они сохраняются и передаются из поколения в поколение.
  • Обогащать опыт родителей об организации семейных досугов и праздников.

Задачи:

  • Формировать представления о важности семьи для становления человека.
  • Способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми.
  • Способствовать достижению оптимального уровня взаимодействия образовательной организации и семьи в воспитании и развитии детей.            

Участники: воспитатели, родители.

Оборудование: запись на диктофон с ответами детей по теме собрания, памятки-рекомендации для родителей.

Предварительная работа:

  • Изготовление приглашений для родителей «Вместе, дружно всей семьей».
  • Изготовление подарочных сувениров для родителей.
  • Запись на диктофон ответов детей.
  • Изготовление памяток – рекомендаций для родителей.
  • Приготовить домашнее задание для родителей.

План:

  1. Семейные традиции (вступительное слово воспитателя).
  2. Блиц-опрос «Традиции вашей семьи»; краткий рассказ родителей о традициях свой семьи, досугах и праздниках, любимых играх, любимых блюдах (домашнее задание).
  3. Консультация педагога  «Игры наших бабушек».
  4. Рекомендации по проведению семейных праздников.

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя:                                                                                               Счастлив тот,                                                                                                                                          кто счастлив у себя дома.

                     Л.Н.Толстой

 Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя для своего ребенка. Первая школа это ваш дом, и именно то, что происходит дома, оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья - это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни один народ, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно государство и общество. Каждый человек независимо от возраста нуждается в крепкой, надежной семье. А крепкая и надежная семья не может существовать без семейных ценностей и традиций.

 Механизмами, обеспечивающими приобщение ребенка к семейным ценностям, являются семейные традиции (сбор родственников во время торжеств, праздников, чаепития, разговор по душам, семейные игры, подарки, забота о старших и младших членах семьи, поминания, уход за могилами предков и т.д.).

      Семейные традиции это вечные ценности и они очень важны для становления настоящей семьи, для формирования у ребенка чувства защищенности и уверенности, это субботние прогулки в лес, празднование прихода весны или совместные воскресные ужины, создание семейного альбома, и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности в семье, а для ребенка это особенно важно, он ощущает себя полноценным  участником, выполняет определенную и чувствует свою значимость для семьи.

Блиц-опрос «Традиции вашей семьи» ( по кругу передается клубок или любая мягкая игрушка, у кого игрушка, тот кратко рассказывает о традициях своей семьи).

Варианты вопросов для детей (на диктофон):

1.Что больше всего тебе нравится на праздниках, которые отмечаются дома?

2.Какое блюдо считается главным на вашем столе в праздник?

3.Есть ли в вашем доме вещь, сохранившаяся от бабушек, прабабушек, дедушек, прадедушек, которую твои родители ценят, оберегают, хранят?

4.Что ты знаешь об истории своей семьи, о традициях?

Консультация для родителей «Игры наших бабушек»

            Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

           Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.  К сожалению, многие игры забыты.
          Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Ребенок - "существо играющее". Игра - это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть. Мы решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других и весело в них поиграть.

           А игры были – одна интереснее другой: «Ловишки», «Горелки», «Красочки» - очень простые и веселые. Что бы пригласить поиграть, громко кричали «зазывалочку». Например, такую:                                                                                                                                                                 «Кто будет играть в интересную игру?                                                                                                                 А в какую – не скажу!                                                                                                                                                 А потом не примем, за уши поднимем.                                                                                                             Уши будут красные, до того прекрасные.  

Игра «Ловишки»

 Правила ловишек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов. Первый осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела. Второй осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.
Молодежь на Руси очень любила играть в «Горелки».                                                                        По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.    

Игра «Горелки»                                                                                                                                Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Игра «Гуси»

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
    - Гуси, гуси!
    - Га-га-га.
    - Есть хотите?
    - Да-да-да.
    - Так летите!
    - Нам нельзя.
Серый волк под горой
не пускает нас домой.

После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Игра «Красочки»
Среди играющих выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой". Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

Игра «Городки»

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить «Городки» (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие, на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

 Игра «Чижик»
«Чижик» - это маленькая круглая палочка, заостренная с обоих концов. Делают его из сухого дерева твердой породы. Длина чижика 9-10 см, а толщина 2-2,5 см. Для игры в чижик нужна лапта длиной 75-80 см; она может быть плоская – из узкой дощечки – или круглая.
Играют двое. По жребию или уговору один становится метальщиком, другой водит. На земле очерчивают круг поперечником в 1 шаг. В 2-3 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик – возле круга. Примерно в центре он кладет на землю чижик, повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяет лаптой. Когда чижик подскочит, метальщик отбивает его на лету как можно дальше за линию кона. С того места, где чижик ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой чижик раньше, чем он коснется земли.  Если чижик, брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик бьет снова, став возле чижика.
Водящий и метальщик меняются ролями в следующих случаях:
1. После удара чижик не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном.
2. Водящий поймает чижик «с воздуха».
3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в кругу.
4. Метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по чижику, когда он лежит на земле.
Опытные игроки обычно договариваются, что метальщик уступает свое место водящему даже при одном промахе. Если в игре захотят участвовать трое или четверо, то при смене метальщика роль водящего должен брать на себя очередной игрок, который до этого времени был в положении зрителя. В чижик нельзя играть вблизи домов и в таких местах, где все время ходят люди.
Игра «Чехарда»

Чехарда очень полезная игра для детей. Она развивает ловкость, координацию движений, смелость, уверенность в себе и мышечную силу. Кроме того, игра поможет многим научиться прыгать на уроках физкультуры через козла.
Для игры в чехарду нужно не меньше двух человек: кто прыгает, и через кого прыгают. Существует несколько вариантов этой увлекательной игры. В начале игры выбирается водящий, который становится козлом. Все участники игры начинают прыгать через него. Тот, кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или упал после прыжка, становится на место козла, а бывший водящий идет прыгать. Все играющие встают друг за другом на расстоянии 5 шагов, около 3 м. Голову надо пригнуть и самим согнуться, опираясь на согнутую в колене ногу. Играющий, стоящий последним, разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди способом, который называется "ноги врозь", опираясь руками о его спину. Потом он сам становится впереди (шагов за десять). Играющие  постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры. Участники игры встают в круг на расстоянии примерно в десять шагов, поворачиваются в затылок друг другу и принимают позу для игры в чехарду. Затем любой игрок разбегается и начинает прыгать. Первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку. Таким образом, все играющие перепрыгивают всех и становятся на свои места. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место.
Игра «Казаки-разбойники»
В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за казаков, а кто за разбойников. Разбойники совещаются и загадывают пароль. По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться. Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными. Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных. Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот). Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.
Игра «Чай-Чай-Выручай»

В начале, определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего. Водящий догоняет игроков и тот, кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.
Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.
Игра «Четыре стихии»
По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух". Если водящий сказал слово "земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное. При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ. При слове "воздух" называются птицы. При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему. Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант, или меняются местами с водящим и игра продолжается.

Рекомендации по проведению семейных праздников                                                                         1. Дети с особым нетерпением ожидают праздника, воспоминания о нем порой проносят через всю свою жизнь.                                              

2. Важным моментом в жизни ребенка является подготовка к празднику и его посильная помощь в подготовке, например: изготовление пригласительных билетов, украшение праздничного стола, украшение комнаты и т.п..                                              3. Украсить комнату к празднику помогут разные сюрпризы, например: плакаты, фотогазета, вернисаж детских рисунков, красочно оформленная программа праздника, картинки на оконных рамах, гирлянды, флажки, фонарики, воздушные шары и т.д..                                                                                                                     4.Необходимо продумать развлечение для гостей, например: игры, забавы, аттракционы, лотереи, призы, фотосессии.                                                                                                         5. Домашние концерты, кукольные театры на семейных торжествах способствуют интересу ребенка к театральной и музыкальной деятельности.                                                 6. Подарок на день рождения ребенку должен соответствовать его возрасту, быть полезным, развивать его способности.                                                                                         7. Не менее интересным, чем день рождения ребенка, должны проводиться и дни рождения близких ребенку людей: бабушек, дедушек, мамы, папы и других близких родственников. Это возможность ребенка выразить свою любовь к близким людям.                                                                                                                                      8. Подарок ребенка, сделанный своими руками, важен не только для близкого человека, но и для самого ребенка.

                                                                                                                             

       

Литература:

Л.Е. Кыласова, Н.В. Ротарь, Т.В.Карцева, Н.Г.Фролова

«Родительские собрания» Изд. «Учитель» 2013

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/19/roditelskoe-sobranie-na-temu-semeynye-traditsii

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/18/roditelskoe-sobranie-semeynye-traditsii

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/194626-pamjatka-dlja-roditelej-organizacija-prazdnik


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по работе с родителями на тему: "Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье"

В статье предложена информация, как воспитывать в детях любовь к родному городу...

Методическая разработка мероприятий работы с родителями.

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе. Мероприятия направлены на знакомство с семьёй, традициями, для выработки общих целей и задач в развитии детей....

Методическая разработка " Формы работы с родителями имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью".

Методическая разработка расскрывает разнообразные формы работы ДОУ с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая разработка. "План работы с родителями на год"

Планирование работы с родителями на учебный год...

Методическая разработка: "План работы с родителями на год в средней группе детского сада".

План работы с родителями дошкольников на год  в средней группе (По месяцам)....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...