Игра-драматизация как средство развития детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Ефанова Венера Низаметдиновна

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства явля­ется для каждого ребенка не только самым привле­кательным, но и немного таинственным, заворажива­ющим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-dramatizatsiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация как средство развития детей

младшего дошкольного возраста

Подготовила: Ефанова Венера Низаметдиновна

воспитатель высшей  квалификационной категории

РМ, г. о. Саранск, МАДОУ «Детский сад №18»

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности:

  • художественно-речевую (передачатекста, интонирование),
  • изобразительную (создание костюмов, декораций),
  • игровую,
  • музыкальную (исполнение песен, пританцовывание) т.д.

Причем все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением.        Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, т.е. она способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей.

      Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Гармоничное сочетание различных видов эстетической деятельности в одной игре позволяет решать единую задачу формирования художественного вкуса и творческой активности детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с игрой-драматизацией. Суть этой взаимосвязи заключается в создании декораций, масок, костюмов, реквизита, которые всецело принадлежат театрализованной игре.

Драматизируя литературное произведение, ребенок познает разнообразные жизненные явления, знакомится с ярким, выразительным народным и литературным языком, обогащает свой словарь.

      Игра-драматизация способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

        Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги.

        Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети  начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. Во время проведения игры – драматизации ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

По содержанию игры-драматизации детей раннего дошкольного возраста отличаются от игр детей старшего возраста. Это отличие связано с относительно небольшим опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.    

      Ребенок  третьего года жизни не может проиграть, драматизируя сказку, например «Репку», «Колобок», сначала  до конца, так как не улавливает ее логической последовательности. Малыши часто проигрывают лишь отдельные, запомнившиеся или понравившиеся эпизоды, показанные воспитателем, на темы литературных произведении, либо связанные с бытом. Развитие игры-драматизации  связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) - одно из основных средств реализации сюжета, роли.

      Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

-организация предметно-игровой среды;

-наличие у детей социокультурных умений и навыков.

       Развитие этих специальных творческих способностей необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием речи детей, приобщением их к музыке, изобразительному и театральному искусству.

       Для реализации этих способностей используются следующие формы работы:

-наблюдения, экскурсии;

-        занятия по развитию речи;

-        музыкальные занятия;

-чтение художественной литературы;

-        рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;

-слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество;

- музыкальные,  подвижные и дидактические игры;

-игровые упражнения наразвитие воображения, памяти, фантазии;

-просмотр кукольных спектаклей.
      В руководстве игрой-драматизацией педагог занимает активную позицию. Эта позиция проявляется прежде  всего в систематическом наблюдении за игрой-драматизацией детей, в управлении игрой, детскими взаимоотношениями.

       Воспитатель в руководстве играми детей разного дошкольного возраста использует прямые методы и приемы руководства.

В группе детей раннего дошкольного возраста  -  это:

-создание игровой ситуации;

- внезапное появление субъектов;

-выполнение воспитателем различных игровых  действий;

- показ (образец);

-напоминание;

- помощь в организации игры-драматизации (руководит);

-использование репродуктивных наводящих вопросов;

-использование прямой подсказки;

-объяснение.    

       Для всестороннего развития малышей в ходе игры – драматизации в нашей группе были созданы следующие условия:
-Развивающая предметно пространственная среда в группе – центр детской деятельности  «Театр» включающий в себя:
-книги ( детская художественная, познавательная и методическая литература)
-элементы костюмов, маски, атрибуты для игры - драматизации,
-театр шапочек и масок
-театр на фланелеграфе
-театр игрушек
-театр настольный и пальчиковый

-театр би-ба-бо
-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)
-наглядное пособие ( иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр)
        Придается большое значение настрою детей на "сказочное" занятие. Это зависит:

- от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
-побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
-повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
-поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
-удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
- необходимо закреплять содержания сказок, художественных произведений в различных видах деятельности, в рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.
      Основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются на музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях. 
      В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. 

Методика проведения игры-драматизации с детьми раннего дошкольного возраста.

       Известно, что у детей второго-третьего года жизни наблюдаются только зачатки художественного восприятия, первые проявления сопереживания героям сказки, рассказа. В приобщении малышей к игре-драматизации  ведущая роль принадлежит взрослому. Наблюдая за малышами, можно  заметить, что они в играх с увлечением перевоплощаются в собак, кошек, других известных им животных, однако развивать и обыгрывать сюжет не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому первоначально детей раннего возраста учат некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью с детьми раннего дошкольного возраста воспитатель может использовать подвижные игры с сюжетом, такие как «Наседка и цыплята», «Волк и козлята»,  «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», чтобы показать, как машут крыльями маленькие веселые цыплята, легко прыгают зайчата и тяжело, неуклюже ходят медвежата.

    Можно разыгрывать с детьми сценки из детского быта, например с любимыми игрушками, которые обрели образы живых детей. Воспитатель обучает малышей практическим художественно-речевым действиям: воспроизводить небольшие по объему потешки, сопровождая их игровыми действиями. Как правило, малыши чаще повторяют именно те движения, которые показывает воспитатель. Он учит детей использовать в качестве партнера по игре куклу, превращать игрушку в  действующий персонаж (полаять за собачку, прокукарекать за петушка, перемещать их: собака убежала, птичка улетела и т.д.), произносить слова, простые предложения из литературного текста от лица какого-либо персонажа, поощряет взаимодействие детей.

Воспитатель использует потешки, стихотворения, сказки, рассказы, чтобы учить детей передаче игровых действий, связанных с выполнением роли персонажа. При этом он проводит игру-драматизацию с малышами  так, чтобы им не приходилось самим самостоятельно воспроизводить текст, так как связная речь у детей этого возраста недостаточно развита. Текст стихотворения, потешки, фрагменты сказки читает воспитатель, а дети выполняют соответствующие действия.

      На примере разыгрывания потешки «Кошкин дом» можно показать, как проходит игра – драматизация с детьми в возрасте 2-3 лет. Воспитатель читает ее несколько раз, используя  прием неоднократного повторения: первый раз на занятии, используя куклы настольного театра, потом уточняет с помощью вопросов, как усвоили дети смысл потешки, затем рассказывает повторно. Так дети слышат текст потешки 2 - 3 раза. И когда они усвоят текст, можно провести своеобразную драматизацию. Надев на детей  шапочки-ободки зверей, воспитатель проговаривает текст потешки. Дети слушают текст, который читает воспитатель, и действуют в соответствии с ним в образе кошки, курочки, лошади, собачки, козлика и т.д. Параллельно воспитатель проводит игры на подражание движений, на звукоподражание в индивидуальной, подгрупповой форме.    

      Для воспитания умения играть самостоятельно воспитатель, драматизируя вместе с ребенком, привлекает, подключает других детей, объединяя их в небольшие подгруппы, использует косвенные приемы: задает наводящие вопросы, комментирует, направляет действия ребенка, выступающего в роли персонажа.

       С малышами игру-драматизацию потешек, коротких стихов можно проводить и на прогулке, используя эмблемки или шапочки-маски. Например, в игре-драматизации «Гуси, вы, гуси», в которой  могут принимать участие одновременно все дети, воспитатель делит детей на две подгруппы: одна подгруппа вместе с воспитателем говорит текст от автора, дети второй подгруппы изображают гусей (до этого дети неоднократно играли с воспитателем в эту игру, только были все в роли гусей, т.е. игру они хорошо знали).

Для организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни воспитатель может использовать прием неоднократного повторения текста, досказывания детьми рифмующихся слов, уточнять знание содержания текста с помощью вопросов к детям, рассматривания иллюстраций ит.д. Затем организовывать игру-драматизацию с помощью кукол театра на столе, на стенде, показывая при этом, как можно действовать в определенной роли, как, по-разному интонируя, говорить за того или иного героя литературного произведения.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры».

  В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики.   Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

   Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная  «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному.   Начиная с простейших стихов,  потешек  «Эта ручка – правая, эта ручка – левая»«Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка»«Семья»«Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет»«Капустка»«Апельсин»«Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки,  дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.

     На протяжении нескольких лет мы используем методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, в оздоровительной работе с детьми. Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальный ящик для игры с песком, заготовившие песок, игрушки, фигурки, вылепленные из пластилина, природный материал. Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок.   Сеанс сказкотерапии  проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

Таким образом, в процессе участия в играх - драматизациях у детей третьего года жизни развивается воображение, способность представить себя в определенной роли, первые умения отображать воспринятое. Постепенно, при помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, повышают их активность, инициативность, обогащают их игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...