Консультация для воспитателей «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
консультация

наталия юрьевна федосова

Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольников. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огроьного мира. Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. Ребенок - природный исследователь  окружающего мира. Исследовтельская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Консультация для воспитателей

«Организация  познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

     Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

    Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

    Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

    Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.

    Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. «Что я слышу - забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю - я понимаю». Конфуций. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

    Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Воспитателю необходимо в группе создавать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

    Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Основной целью развития познавательно-исследовательских умений и навыков у детей, в рамках дошкольного учреждения и в семье, является развитие свободной творческой личности ребенка.  Для полноценного использования познавательного потенциала развития исследовательских умений и навыков у дошкольников педагоги могут использовать следующие правила и принципы организации исследовательской деятельности детей:

1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.

2. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность.

 3. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

4. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований.

 5. Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к окружающему миру, к природе, стимулировать детскую любознательность. Сохранение и развитие этих качеств является залогом успешного развития исследовательских качеств.

 Организацию исследовательской деятельности детей нужно выстраивать поэтапно. Первый этап - мотивационно-ориентировочный – направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Второй этап - содержательно-деятельностный (основной). Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательских навыков детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования и усложняющейся исследовательской деятельности. Третий этап - инициативно-творческий  этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта и совместных исследовательских проектов детей и родителей. Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательской деятельности детей и их исследовательских умений и навыков.

Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся вид деятельности с другими видами. Взаимоотношения между экспериментом и трудовой деятельностью тесно связано, так как экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.  Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. Также прослеживается связь познавательно – исследовательской деятельности и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.  Прослеживается связь и с чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, а также в игровой деятельности.

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для успешного взаимодействия необходимо: установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;  создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;  формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять. В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

 В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно некоторые научные знания.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором. При систематическом подходе в ДОУ и семье мы добьемся, что наши дети будут развиваться творчески способными, стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.