Проект " Волшебница вода"
проект (старшая группа)

Крюкова Елена Ивановна

Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности  и расширение представлений детей о неживой природе - о воде.

Задачи:

  • Систематизировать представления детей о свойствах воды.
  •  Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Активизировать словарь ребенка.
  • Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также   аккуратность при проведении опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебница вода".28.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №107»

 Познавательно - экспериментальный проект

 « Экспериментируем вместе: Волшебница вода»

Воспитатель: Крюкова Е.И.

Курск – 2021 г.

Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

А.И. Савенков.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский

 Срок реализации проекта: краткосрочный ( в течение пяти недель)

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет;
  • воспитатели;
  • родители.

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Дети не имеют недостаточное представление о свойствах воды, о жизни живых существ.

ГИПОТЕЗА

Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые  составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской  деятельности заключается в том,  что она дает ребенку возможность  синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами  окружающей среды,  развивается познавательная деятельность детей.

 Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

 Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации  экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого  велико для психологического развития детей.

Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности  и расширение представлений детей неживой природе - о воде.

Задачи:

  • Систематизировать представления детей о свойствах воды.
  •  Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.
  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Активизировать словарь ребенка.
  • Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также   аккуратность при проведении опыта.

Основные принципы реализации:

  • Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.
  • Интегративность всех процессов, реализующих в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера, детская и взрослая  субкультура).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория), дневник наблюдения.

Формы работы по поисково -  экспериментальной деятельности:

  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, где существует вода.
  • Беседы по теме «Путешествие капельки»
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсии.
  • Опыты.

При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений  с жизнью, последовательности, психологического комфорта

Ожидаемые результаты:

  • У детей появиться исследовательские умения, соответствующие возрасту ( будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные  связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения).
  • Дети приобретут экологически ценный опыт  в экспериментальной  деятельности  с водой.
  • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
  • Дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды.

Перед воспитателями была поставлена:

Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»

Задачи:

  • Обеспечить единство обучающих, развивающих, воспитательных задач, развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников.
  • Изучить литературу «Эксперименты - творческий путь познания мира!»
  • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно - исследовательской деятельности дошкольников
  • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
  • Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

Первый - подготовительный:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода.  Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми  при  участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают  о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что  составляет  мир их мыслей, увлечений, уловить то,  что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.

Задачи

Форма работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок.

3-ая  неделя декабря

Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта.

Создание  мини -  экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и эксперементов с водой.

Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы.

4-ая  неделя декабря

Оповещение родителей  о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте.

 Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей  по теме проекта.

1-ая  неделя января

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей.

Беседы.

Консультации.

Индивидуальная работа.

На протяжении всего проекта

В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи  исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема  последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий,  нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.

Второй этап проекта:   Исследовательский (основной).

  Исследовательский:  поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления  правил работы с тем или иным материалом, проговариванием  приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения  опытов, оказывают  дифференцированную помощь.  Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

  • Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно  («Что нового я узнал оводе?», «Что будет, если……?»
  • Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды, минилаборотории, на прогулке,  дома с родителями).
  • Результаты экспериментирования фиксируются в рисунках, моделях и обязательно самостоятельно.

Способы мотивации детей к деятельности.

  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Проблемные вопросы.
  • Обращение к опыту детей.
  • Использование электронных презентаций,  созданных родителями.

Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Вид деятельности

Совместная  деятельность взрослого и детей

Познавательно - исследовательская

1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

2.Вода жидкая, может течь»

3.Всреча с ручейком»

4.»Капельки сосульки»

5. «Лед легче воды»      

 6. «Превращение льда в воду»

1.«Чем пахнет вода?»

2.Естьли у воды вкус»

3. «Играем с красками»

4. «Что вода размочит быстрее?»

5. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

1.«Тонет - не тонет»

2. «Опыты соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар, марганцовку».

4. «Сравнить вязкость воды и масла»

5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

6. «Иней»

1.Наблюдение за снегом:  «Где выше сугробы?

2. «Измерение температуры в сугробе»

3. «Наблюдение за сосульками»

4. «Делаем ёлку!

 5.«Можно ли  превратить снежные шарики в разноцветные украшения».

1.«Кристалл»

2. «Делам медузу»

3. «Эффект лотоса»

4. «Конвекционные узоры»

5. «Магнитный порядок»

6. «Огонь и вода»

7. «Готовим мороженое»

1.«Надуваем резиновую перчатку»

2.«Волшебные узоры»

3.» Цветные дорожки»

4. «Море в стакане»

5. «Повелитель мыльных пузырей»

1.»Освобождение бусинок  из ледяного плена»

2. «В какую бутылку быстрее нальется вода?»

3. «Друзья»

Игровая

Дидактические  игры: «Эксперты по воде», «Кому ,  нужна вода?»

 «Разрезные картинки», «На что похоже облако?»,  «найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару»

Игровые  упр. « «Буль-буль»,  «Дождик»,  «Ой, Мороз!»,  «Замри»,

Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»

Игры со снегом: «Сделай, как я», «Попади в цель»

Коммуникативная

Рассматривание картин: «Кому нужна вода»,  «Для чего нужна вода»,  «Зимний лес» , «Зимние забавы»,  «водоемы»,

Беседы: « Для чего нужна вода?»,  «Куда спряталась вода»  «Что такое облака?» «Водное зазеркалье»

Словесная игра «Подскажи словечко».

Двигательная

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки»,  «На болоте»,  «Веселые снежинки», «Море волнуется раз»,

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Физкультминутки «Чтобы сильным стать  и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода»,  С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз».

Пальчиковая гимнастика»  «Дождик капнул на ладошку»

Трудовая

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега». «Изготовление  цветных  льдинок».

Продуктивная

Рисование: «Как рождается река», «Облака»,  «Лужа на асфальте», «Капельки дождя»,  « Веселые снежинки».

Аппликация: «Водоемы»  «Какие бывают облака»,  «Морковки изо  льда»,  «Снеговик»,  «Капли воды».

 Создание панно: «»Ходит капелька по кругу».  

Чтение (восприятия художественной литературы)

        Б.В. Заходера  «Кот и кит», К.И. Чуковский «Федорино горе»,М.Д. Перина «Живая шляпа», Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», Л. Воронина «»Снег идет»,Д. Тихомиров «»Снежные узоры», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте

Музыкальная

Использование музыки (диски).

Прослушивание

 шума водопада

Третий этап проекта:

Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту.  Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменить форму?» были опровергнуты две  гипотезы: «Вода не может изменить форму воды, потому что она не предмет».

В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?».

Показатели результативности проекта:

  • дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности;
  • дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
  • самостоятельно устанавливают взаимосвязи снег- вода-лед, лед-вода лед, вода-пар.
  • В результате познавательно- исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:

вода не имеет запаха, вкус;

     вода прозрачная;

вода является растворителем.

  • У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и сохранять.

Литература

1.Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.

2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.

3. Т. Гризик Познаю мир – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.

4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М: ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.

5.Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.

6. Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.

7.В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –(  Опыты детей).

8.Н. А. Рыжова Волшебная вода.

9. А.И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебница вода"

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...