Игры, направленные на развитие фонетико-грамматического строя, коррекцию звукопроизношения и закрепление навыков, полученных на занятиях
методическая разработка (подготовительная группа)

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ для подготовки детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedpesochnitsa_podgotovka_k_shkole.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка

Воспитатель: Надырова Лилия Нигматулловна

Игры, направленные на развитие фонетико-грамматического строя, коррекцию звукопроизношения и закрепление навыков, полученных на занятиях.

Цель: развивать фонематический слух, способствовать мануальному осознанию ребёнком абстрактных символов букв (зрительное запоминание буквы подкрепляется телесной памятью), коррекция звукопроизношения, обучение слоговому чтению.

Материал: пластмассовые буквы, фигурки людей, зверей и др., в названиях которых будут встречаться необходимые звуки.

Игра «Путешествие в страну « А»
Есть прекрасная страна,
Где принцессу зовут А,
(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прикреплена буква А.)
В море плещутся а-кулы,
(Дети в песочнице создают море и помещают акул, на которых тоже наклеен звук [А].)
И а-исты в садах живут,
(Дети создают сад из деревьев, населяют его птицами с наклеенными буквами А.)
А-пельсины и а-рбузы
И а-кации цветут,
(В песочнице появляется растение с буквой А.) Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей,
В чьих названьях — А.
— Смелей!
Отобрать несколько игрушек, в названиях которых есть звук [А], прикрепить на них букву А. Фигурки поставить рядом для выбора детей. Приготовить букву А на карточке.

Для формирования положительной мотивации речь следует сопрягать с действием — вместе строить сказочную страну.

Для того, чтобы поиграть в песочнице с фигурками, ребёнок должен назвать .не менее трёх слов (слова, содержащие звук [А] в начале, середине, конце слова). Можно помочь ребёнку: «Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон … ?»

Затем воспитатель рассказывает о том, что он получил ключ от страны принцессы А и является её почётным гостем (при этом нужно вручить карточку с изображением буквы А).

По этому принципу можно сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и словах, постепенно усложняя и расширяя речевой материал, использовать подобные сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Игра-сказка «Злой Кощей».
Для игры понадобятся составляющие слова буквы. Вместе с воспитателем дети складывают слова и читают их. Потом ребёнок закрывают глаза, а воспитатель перемешивает буквы, частично закапывая их в песок. Ребёнок должен сложить первоначальные слова, отыскав недостающие буквы в песке запоминается не только звучание слова, но и правильный образ.

Познавательные игры
Подобными играми хорошо закреплять пройденный материал на коррекционном компоненте. Существует несколько видов таких игр.

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром.
Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных (диких, домашних), насекомых, леса, поля, реки, озёра, моря, острова и пр.

2. Географические.
Знакомят с жизнью людей в разных уголках планеты. Можно моделировать в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
(Можно поставить фигурки экзотических деревьев по ярусам, использовать природные материалы, обвить деревья верёвочками — лианами, устроить тропический ливень, разместить фигурки зверей. Например, для северного полюса пригодится соль, пенопласт, вата).

3. Исторические игры.
Разыгрывание исторических событий (даже профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий).

4. Игры-экскурсии по родному городу.
Можно создать на песке улицы,  площади,  свой двор.  При этом воспитатель пусть расскажет о них что-то интересное.

Материал: здания, транспорт, растения, постройки (мосты, ограды, ворота), природный материал (шишки, мох, веточки, камни, ракушки, кораллы, кости и др.), бросовый материал (вата, пластиковые крышки, пенопласт, пробки и т.д.).

В процессе этих игр ребёнок освобождается от внутреннего напряжения, получает от воспитателя интересную информацию в игровой форме.

Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук

Цель: научить ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, вербально передавать их; стабилизировать эмоциональное состояние; развивать фантазию и воображение; развивать речь через проговаривание своих ощущений; произвольное внимание и память; навыки произвольной коммуникации.

Эффективно проводить такие игры с сенсорно-депревированными детьми, т.к. они помогают преодолеть сенсорный голод.

Материал: формочки, грабельки, лопатки для игры в песке, различные предметы, оставляющие на песке интересные следы; таз с водой и чистые камешки (мелкий гравий и камешки побольше).

Серия игр «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка воспитатель и ребёнок по очереди оставляют отпечатки своих рук, внутренней и внешней стороной кисти. При этом важно дать детям время прислушаться к своим ощущениям и возможность проговорить их.

Педагог, начиная игру, рассказывает: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Так ребёнок получает образец проговаривания ощущений и пробует рассказать о своих.

Можно поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); оставлять следы на песке различными предметами и придумывать, на что они похожи; пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем руки, поочерёдно правой и левой, после одновременно и т.д.

Серия игр «Что же спрятано в песке?»

Закапываем игрушки в песке и на ощупь узнаём, что это (вариант игры «Чудесный мешочек»).

Игра «Мина».

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапёра» —откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками.

Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.

Серия игр «Игры с водой»

Предложить ребёнку поплёскаться в воде, прислушаться к её звуку, представить водный мир.

Предложить послушать, как звучат камешки (взять их между ладошками и тереть их тихо, погромче, как в бурю). Это упражнение является массажем рук, снимает напряжение у детей.

Пошуметь камешками в воде.

Запустить в воду игрушечных рыбок. Воспитатель прячет рыбку на дне в камешках, а ребёнок должен найти её.

Попробовать выловить рыбок двумя пальчиками, как удочкой. Так развивается моторная ловкость.

Теперь смотрим, как песок «пьёт» воду: выливаем воду в «песочницу» — появляются пятна, фантазируем, на что они похожи.

Средовые игры

Цель: развивать когнитивные (познавательные) навыки (память, внимание, мышление), тесно связанные с адаптивными возможностями личности ребёнка; развивать общепонятийный аппарат.

Материал: фигурки людей, домов, животных, строений, растений, транспорта, мебели, предметов быта.

Ход игры

1. Выбор темы, сюжета «Мой дом», «Моя комната», «Кухня», «Я иду в магазин», «Мы идем в гости», «Зоопарк», «Тепло/Холод», «День/Ночь», «Плохо/Хорошо» (песочница визуально делится на две части, в которые дети помещают те фигурки-символы, которые ассоциируются с холодом и теплом, действиями днём и ночью, с плохими героями и поступками и с хорошими) и другие темы игр.

2. Проигрывание сюжета. Ребёнок создаёт определённую композицию, соответствующую его собственному пониманию данной темы. Воспитатель должен дать ему время проиграть сюжет.

3. Подача новой информации педагогом по данной теме. В процессе игры он вводит новые персонажи, понятия, помогает развить сюжет.

4. Обсуждение. Следует спросить у ребёнка, понравилась ли ему эта игра, чем понравилась, что нового узнал, помочь сопоставить игру с реальными ситуациями в жизни.

В подобных играх большая инициатива отводится малышу, воспитатель задаёт лишь тему и помогает расширить её. Это упражнение можно задавать как одному ребёнку, так и небольшой подгруппе детей. После выстраивания композиции воспитатель предлагает сначала ребёнку рассказать о своёй работе, а лишь затем дополняет, помогает, обсуждает сам процесс игры.

Примеры подобных игр и стихотворных инструкций можно придумать самим, фантазия педагога поможет в этом, а также найти в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры на песке», «Путь к волшебству», Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко «Практикум по песочной терапии», «Речь», И.И. Кобитиной «Знакомим дошкольников с планетами и звёздами», сборниках стихотворений Андрея Усачева и др.

Для работы с песочницей понадобится ящик (или «поднос») с песком, чисто промытым и прокалённым. Желательно, чтобы его размеры были приблизительно 50х70х0,8 см. Поднос может быть приближен больше к квадратной форме. Дно и борта должны быть окрашены голубым цветом, что символизирует воду и воздух. Необходима коллекция небольших игрушек-символов, персонажи и предметы которой могли бы отражать различные сферы жизни. Изобретательность, фантазия и желание воспитателя творчески подойти к построению своих занятий помогут ему освоить этот интересный метод работы.

Е. Граник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

« Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения»

Консультация для воспитателей  детского сада №2 «Солнышко» г.Пласт...

Дидактическая игра, направленная на развитие грамматического строя речи.

Ребенок с развитым грамматическим строем речи способен правильно оформлять свои высказывания, что позволяет ему легко общаться со сверстниками и взрослыми, а также избегать многих трудностей при обуче...

Технология реализации межпредметных связей в формате кружко-вой деятельности в ДОУ Кружок использования нетрадиционной техники рисования, как закрепление знаний полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром(для детей 3-4 лет)

Технология реализации межпредметных связей в формате кружко-вой деятельности в ДОУ Кружок использования нетрадиционной техники рисования, как закрепление знаний полученных на занятиях по ознакомлению ...

игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

Предлагаю для коррекционной работы учителя - логопеда, дидактические игры на развитие всех сторон речи....

Статья.«Нейростимуляция в работе по коррекции звукопроизношения и освоению навыков чтения».

В настоящее время, когда количество детей в группах по развитию речи превышает рекомендуемую норму, в работе с часто болеющими детьми, детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, ДЦП и т. д., дети с  ОВЗ, где требуе...