"Труд в природе - неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольников".
учебно-методический материал (старшая группа)

Мухина Элла Ивановна

Выступление на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_muhina.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                        141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                             тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                                              fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РМО

СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТРУД В ПРИРОДЕ –

НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила

Воспитатель

Мухина Э. И.

Январь, 2021 год

Труд в природе имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Он способствует развитию детей. В процессе труда в природе дети учатся видеть красивое и заботиться о природе. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Сознательно организуемый и направленный педагогом труд в природе начинается с восприятия предмета. Кроме того, ребенок получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем.

Эстетическая культура человека включает в себя два взаимосвязанных момента: способность освоения эстетических ценностей и способность создания этих ценностей.

Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, чему и способствует труд.

Труд — это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за астениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит детей при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Например, дети учатся по цвету почвы и на ощупь определять их потребность в поливе.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения детей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных и от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение связей и зависимостей между потребностями растений и животных и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным, целенаправленным. В результате, у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие.

Формы организации труда в природе

В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей в природе.

1. Индивидуальные поручения. Применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

2. Коллективный труд. Используется с группой детей 4-5 лет. Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личных качеств: умение работать сообща, договариваться, планировать деятельность, ответственность за результат общей деятельности.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы: например, 5-6 детям поручают полить цветник.

3. Дежурства. Используется со второго полугодия группы детей 4-5 лет. Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки, формировать общественные мотивы труда. Вместе с тем, в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.

Требования к организации труда

Большое значение для эффективности и результативности труда в природе имеет выполнение воспитателем педагогических и гигиенических требований.

1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему содержанию. Содержание труда в природе определяется для каждой возрастной группы программой.

2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями.

3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. Это обеспечит осознанность дошкольниками выполнения трудовых операций.

4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков.

5. Регулярность.

6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда).

7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе. Дети младшего дошкольного возраста способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 минут, в средней группе - 10-15 минут, в старшем возрасте - 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть безопасен жизни и здоровью детей.

Трудовое воспитание мы начали осуществлять с раннего возраста. Постепенно задачи трудового воспитания усложнились и расширились. Сейчас у нас старшая группа. Объем труда увеличился, но объем трудовых навыков и умений — это уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание пыли с листьев), посев семян на рассаду.

В нашей группе ведется ежедневная работа по трудовому воспитанию, особенно в летний период. Труд в природе способствует развитию сострадания, сопереживания, позволяет увидеть результат своего труда. Дети видят зависимость от внешних факторов. Все это способствует накоплению знаний и умений, воспитанию трудолюбия.

Знакомим с разными видами труда. Дети учатся выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями. Вместе с воспитателем перекопка грядок, прополка, полив. В процессе труда учим наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать изменения, различать растения по признакам. Повышается самостоятельность детей.

Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель — вырастить овощи, ягоды, цветы — и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку — можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Труд — это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения.

Широко известно философское изречение - практика - критерий истины. Кроме того, как установлено в психолого-педагогических исследованиях, ребенок дошкольного возраста успешно развивается только лишь в процессе активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем, с позиций современной психолого-педагогической науки, использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.

Формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняется. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.

Таким образом, труд в природе с детьми дошкольного возраста имеет большое воспитательное и образовательное значение.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд в природе в системе экологического образования дошкольников

Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...

Презентация из опыта работы «Наблюдения в природе, как часть экологического воспитания детей»

        Экологическое воспитание – это необходимость нашего времени: детям необходимо раскрывать связь человека с природой. Сформировать любовь к природе, родному краю...

Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников.

Презентация Труд в природе , как метод экологического воспитания дошкольников...

Труд в природе как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что посеешь, то и получишь» предназначен для детей ОНР старшего дошкольного возраста и включает в себя такие методы и приемы, как наб...