Статья на тему: "Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников"
статья

 

Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Вы знаете, что главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду, поэтому надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель может включить магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией, или с веселой бодрой музыкой. Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. Хорошо, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и т. п. всегда желательно. Мы, как воспитатели, чтобы заинтересовать детей к труду должны быть снабжены оборудованием и материалами. Самое важное, что для каждого вида труда, должно быть своё оборудование и материалы. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду.

В подготовительной группе нужно продолжать учить самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы : поливать комнатные растения, рыхлить почву.

Весной привлекать к посеву семян, высадке рассады, летом к рыхлению почву, прополке, окучиванию и поливке, осенью к уборке овощей в огороде, зимой сгребать снег к стволам деревьев, выращивать огород на подоконнике.

Ручной труд в подготовительной группе нужно продолжать использовать навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном. Привлекать детей к участию в изготовлении игрушек для сюжетно-ролевых игр, сувениры для

родителей, украшения на елку.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, их внешнем виде, потребностях и т. д. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться и она должна быть регулярной. Усложнение определяется возрастными возможностями детей. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

У детей средней группы предстоит развить интерес к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения благодаря этому формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания.

Для того, чтобы познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян возможна организация труда всего коллектива детей.

Например, посадка крупных цветочных семян, лука проводится совместно. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Также возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию : обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям нужно показывать каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми.

Воспитатель помогает детям, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Воспитатель может уже следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

Характер оценки меняется: нужно давать оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Нужно учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает - земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды - нужно долить.

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

У дошкольников среднего возраста необходимы постоянные напоминания воспитателя, показ им рациональных способов подготовки рабочего места, разъяснение, почему именно так надо располагать материалы и инструмент: «Так удобнее»«Так лучше, приятнее трудиться» и т. п.

В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.

Практическая часть для детей

Стрекоза

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы.

Взрослый загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней час-ти головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

Затем, ребята сами выполняют поделку. Взрослый подсказывает им.

В итоге проводятся анализ выполненной работы.

Бабочка

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы, листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей.

Ход работы. Все детали бабочки

делают из определенного природного материала : для туловища используют желудь, отсоединенный от шляпки; в качестве крыльев - листья, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.

В заключение надо обязательно рассмотреть бабочку, поговорить с ней и поставить на полочку, чтобы сделать маленькую выставку.

Песенки о труде

Ю. Энтин. АНТОШКА

ПРО ЛЕНИВОГО ФЕДОТА.

МЫ ОЧИЩАЛИ СТАРЫЙ САД

 

КОЗЛЕНОК

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_v_prirode_kak_metod_vospitaniya_doshkolnikov.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников"

Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

Вы знаете, что главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду, поэтому надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель может включить магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией, или с веселой бодрой музыкой. Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. Хорошо, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и т. п. всегда желательно. Мы, как воспитатели, чтобы заинтересовать детей к труду должны быть снабжены оборудованием и материалами. Самое важное, что для каждого вида труда, должно быть своё оборудование и материалы. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду.

В подготовительной группе нужно продолжать учить самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы : поливать комнатные растения, рыхлить почву.

Весной привлекать к посеву семян, высадке рассады, летом к рыхлению почву, прополке, окучиванию и поливке, осенью к уборке овощей в огороде, зимой сгребать снег к стволам деревьев, выращивать огород на подоконнике.

Ручной труд в подготовительной группе нужно продолжать использовать навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном. Привлекать детей к участию в изготовлении игрушек для сюжетно-ролевых игр, сувениры для

родителей, украшения на елку.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, их внешнем виде, потребностях и т. д. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться и она должна быть регулярной. Усложнение определяется возрастными возможностями детей. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

У детей средней группы предстоит развить интерес к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения благодаря этому формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания.

Для того, чтобы познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян возможна организация труда всего коллектива детей.

Например, посадка крупных цветочных семян, лука проводится совместно. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Также возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию : обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям нужно показывать каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми.

Воспитатель помогает детям, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Воспитатель может уже следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

Характер оценки меняется: нужно давать оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Нужно учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает - земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды - нужно долить.

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

У дошкольников среднего возраста необходимы постоянные напоминания воспитателя, показ им рациональных способов подготовки рабочего места, разъяснение, почему именно так надо располагать материалы и инструмент: «Так удобнее»«Так лучше, приятнее трудиться» и т. п.

В процессе труда необходимо формировать у детей представление о том, что значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество.

Практическая часть для детей

Стрекоза

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы.

Взрослый загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки-образца воспитатель показывает, как создается игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней час-ти головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

Затем, ребята сами выполняют поделку. Взрослый подсказывает им.

В итоге проводятся анализ выполненной работы.

Бабочка

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы, листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей.

Ход работы. Все детали бабочки

делают из определенного природного материала : для туловища используют желудь, отсоединенный от шляпки; в качестве крыльев - листья, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.

В заключение надо обязательно рассмотреть бабочку, поговорить с ней и поставить на полочку, чтобы сделать маленькую выставку.

Песенки о труде

Ю. Энтин. АНТОШКА

ПРО ЛЕНИВОГО ФЕДОТА.

МЫ ОЧИЩАЛИ СТАРЫЙ САД

КОЗЛЕНОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календари природы как метод экологического воспитания детей

Календари природы как метод экологического воспитания детей Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть...

Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников.

Презентация Труд в природе , как метод экологического воспитания дошкольников...

Статья "Моделирование как эффективный метод экологического воспитания дошкольников в условиях пандемии"

В работе анализируется экологическое воспитание дошкольников в условиях COVID-19. Рассматривается метод моделирования в дошкольном экологическом образовании....

Статья: методы экологического воспитания дошкольников.

Данная статья раскрывает методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с Фгос....

Статья "Современные методы экологического воспитания дошкольников в сельской местности"

В статье описаны традиционные методы экологического воспитания с добовлением современных гаджитов, получаем современные методы экологического воспитания дошкольников....