Календари природы как метод экологического воспитания детей
консультация (старшая группа) на тему

Миколюк Ольга Федоровна

 

Календари природы как метод экологического воспитания детей

 Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

 Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение, помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

 Особое значение имеет такой календарь-ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

 Руководителю семинара необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп.2 Главные особенности этой методики заключаются в следующем:

 - наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики — «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;

 - одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами, позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

 - наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;

 - наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

 - фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

 - заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность — зависимость состояния растений и животных факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, — это наглядно-образная модель измеряющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

 - промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей детей, и поэтому осуществить их и работу с календарем качественно; в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

 Тема «Календари...» рассматривается на семинаре в течение всего учебного года: в сентябре-ноябре — это знакомство с «недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы», в январе — это обсуждение календарей наблюдений за птицами, в конце зимы - начале весны — это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период — это огородный календарь». Каждое теоретическое сообщение на семинаре сопровождается практическими заданиями для воспитателей. При этом они практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.

 Руководитель семинара может также объявить конкурс на лучшее изготовление и использование календаря природы. При этом заключительным этапом конкурса обязательно должен быть открытый просмотр мероприятий с детьми, проводимых всеми воспитателями — участниками конкурса, чтобы в оценку входили не только внешний вид календаря, но и методика работы с детьми по его использованию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

« Календари природы как метод экологического воспитания детей»

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе....

Труд в природе, как метод экологического воспитания дошкольников.

Презентация Труд в природе , как метод экологического воспитания дошкольников...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

Труд в природе как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что посеешь, то и получишь» предназначен для детей ОНР старшего дошкольного возраста и включает в себя такие методы и приемы, как наб...