Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы
статья

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое занятие. Можно даже сказать – жизненная необходимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального  руководителя: общее и частное в практике работы

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое занятие. Можно даже сказать – жизненная необходимость.

Наблюдения психологов показали, что игра оказалась эффективней любого самого красноречивого назидательного монолога. Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье) можно и нужно решать с помощью игры.

Музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующим развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств. Музыкальные игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Основное назначение музыкальных  игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкальные  игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Многие музыкальные игры впервые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. В деятельности музыкального руководителя использование музыкальных игр занимает важное место. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Еще А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Результативность обучения в музыкальной игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.

Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкальную игру.

Например, воспитатель предлагает детям музыкальную игру «Волшебный волчок». Все музыкальные загадки он исполняет голосом на слог «ля» или проигрывает на металлофоне.  Дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни. Эту игру воспитатель проводит без музыкального руководителя и может использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.

На занятиях детей знакомят с музыкальными инструментами, учат их играть несложные мелодии, часто вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагается передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление: организуется небольшой оркестр, в котором на одном из инструментов играет он сам. Участие воспитателя в совместной деятельности доставляет детям большую радость.

Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе необходимо оборудовать музыкальные уголки, в которых будут находиться соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, фланелеграфы, лесенки, музыкально-дидактические игры. Доступ к ним должен быть свободным и удобным для детей. Музыкально-дидактические игры необходимо вносить в группу постепенно, по мере освоения их на музыкальных занятиях.

Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребенок, помогает ему в выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь отметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и  заменить ее другой.

Качество оформления игр имеет большое значение для осуществления не только сенсорного, но и эстетического воспитания. Детей, особенно младших, очень привлекает внешний вид пособий, они внимательно рассматривают их. Необходимо, чтобы  музыкальные  игры были оформлены красочно, аккуратно, современно.

Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми (в старших группах). Но не весь материал можно сделать своими силами, поэтому необходимо проводить систематическую работу с родителями и привлекать их к участию в оформлении игровой зоны в группах.

В организации и проведении музыкальных, таких как «Наши любимые песенки», «Любим слушать музыку», «Угадай мелодию»  и др., большую помощь оказывают воспитателю аудиокассеты и диски с записями детских песен и музыки для слушания. Использование технических средств вне занятий, в группе организует детей, вовлекает их в знакомую деятельность и помогает закреплению умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях.

Все это дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Поэтому целесообразно в начале учебного года намечать план работы музыкального руководителя с воспитателями по развитию музыкальных способностей детей и использованию музыкальных игр и пособий в свободное от занятий время в группах. Эти вопросы должны ставиться на педагогических совещаниях, в ходе консультаций, индивидуальной работы с воспитателями и на открытых просмотрах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные музыкальные (народные) игры (для практической работы воспитателей)

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, та...

Сюжетно – ролевая игра в практике работы с младшими дошкольниками.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»...

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

Театральные игры в практике работы воспитателя подготовительной группы

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, и, прежде всего, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, фор...

Подвижные игры в практике работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ЗПР и  умственной отсталостью...

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста .

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста....

Консультация для воспитателей Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений

Консультация для воспитателейПроблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений...