Ознокомление с творчеством Чарушина
план-конспект урока (средняя группа)

Киселева Наталья А.

ознокомление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznokomlenie_s_tvorchestvom_charushina.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с творчеством Е. И. Чарушина.

Программные задачи: Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимания на особенности внешнего вида животных.

Определять художественные средства в передаче характерных образов животных. Познакомить детей со словами художник-иллюстратор, «анималист» и их значением. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.

Развивать умение передавать пушистость животного при помощи жесткой кисти в процессе рисования.

Материал: Рассказ «Волчишко» Е. И. Чарушина; портрет Е. И. Чарушина; иллюстрации Е. И. Чарушина; листы бумаги; жесткие кисти; цветная гуашь; салфетки.

Ход занятия:

Дети собираются возле уголка книги.

-Дети, вы любите читать книги? Я тоже люблю, но больше всего я люблю рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. А вы знаете, кто рисует картинки в книгах?

Правильно, создают рисунки в книгах художники-иллюстраторы, поэтому и рисунки правильно нужно называть иллюстрации. А вообще, искусство оформлять книги называется книжкой графикой (дети повторяют новые слова).

-Для чего же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, кто герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

А как вы думаете, отличаются ли рисунки художников-иллюстраторов от картин художников? Конечно, ведь художник-иллюстратор рисует то, о чем прочитал в книге или написал сам, а художник рисует на картине то, что он увидел или почувствовал.

Давайте поиграем в игру «Что лишнее?» и разберемся в этом. 

Детям предлагают разные иллюстрации, картины, картинки для того, чтобы определить книжную графику.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством детского писателя и художника-иллюстратора Чарушина Евгения Ивановича (1-й слайд-портрет).

Это писатель и художник-большой друг зверей и птиц.

Родился Евгений Иванович в городе Вятка. Все своё детство маленький Женя провел в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки. Собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных. Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные.

Показ слайдов.

Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Посмотрите, как интересно художник рисует карандашом и красками. То сильнее нажимая на карандаш, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

Так и хочется их погладить, взять на руки. А что вы чувствуете, когда смотрите на иллюстрации. (ответы детей)

Давайте вспомним несколько рассказов Чарушина, которые вам уже знакомы, я буду читать отрывки из рассказа, а вы-внимательно рассматривать иллюстрации и выберете ту иллюстрацию из всех, которая подходит к этому рассказу.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из произведения Е. И. Чарушина «Волчишко», не называя его.

-Из какого произведения этот отрывок?

Найдите к нему иллюстрацию.

-Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.).

-Легко ли было волчонку жить в доме у человека?

-Не легко, потому что он всегда боялся, ничего не знал, волк-животное дикое.

-Хорошо. Послушайте следующий отрывок (рассказ «Томка»).

Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?

Правильно, это собака Томка. Посмотрите каким изобразил его художник?

Почему мальчик захотел взять именно этого щенка? (умный, сообразительный, шустрый).

Слушайте следующий отрывок («Медвежата»).

Какая иллюстрация подходит к этому рассказу?

-Какими изобразил Чарушин медвежат? (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками).

Нравятся вам произведения Чарушина?

Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Таких художников, которые рисуют только зверей и птиц, называют анималистами, поэтому, Е. И. Чарушина тоже можно назвать художником-анималистом.

Я сегодня предлагаю вам побыть такими же художниками-иллюстраторами и анималистами и украсить своими красивыми иллюстрациями страницы книги. Вы уже много знаете о повадках и образе жизни медведей, поэтому я думаю, что ваши медвежата будут все разные, интересные, каждый со своим характером. Но прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся, ведь нам предстоит ответственная работа.

Физминутка:

«Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали»

Теперь выбирайте себе рабочее место, где вам будет удобно, и приступайте к работе. Сегодня для рисования мы используем жесткие кисти, чтобы сделать шерстку медвежат пушистой, настоящей.

Самостоятельная работа детей.

В заключение дети рассматривают свои работы, выбирают самого смешного, самого неуклюжего, самого умного, забавного и др. медвежонка.

Молодцы, вы сегодня очень постарались и вашими иллюстрациями тоже можно украсить книгу!

Список использованной литературы:

  1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина-Л.:Художник РСФСР, 1980.-С. 153.
  2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина.-М.:Сов. Художник, 1983.
  3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своем искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер.-М.: Книга, 1987.
  4. Цит. По изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина.-М.: Сов. Художник, 1983.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.-Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.1

1. Формировать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.2. Воспитывать желания к чтению художественной литературы.3. Знакомить с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.2

Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

Проект "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество" Ч.3

Формирование у детей интереса к произведениям Е.И. Чарушина. Воспитание желания к чтению художественной литературы. Знакомство с иллюстрациями Е.И. Чарушина....

Проект для средней группы "Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество"

Проект знакомит детей средней группы с творчеством детского писателя Е.И. Чарушина....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Проект : Творчество Е.Чарушина

Познакомить детей с творчеством русского художника, писателя Е.ЧарушинаПополнить знания детей  о детских писателях, развивать творческую активность, воспитывать наблюдательность, любо...

ингегрированное занятие по ознокомлению с устным народным творчеством для детей средней группы "Знакомство с домовенком Кузей"

Приобщать детей к устному народному творчеству, познакомить с поверьями наших предков, связанных с темой "Жилища", а именно домовенком....