Методические рекомендации
методическая разработка

Серяева Виктория Викторовна

Методические рекомендации «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл med.rekomendatsii_zdorove.docx232.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

Методические рекомендации

«Современные здоровьесберегающие

технологии, используемые в ДОУ

Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" в соответствии с ФГОС ДО» 

                                                          Составила

Воспитатель: Серяева В.В.

г. Оренбург 2020г

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

  • Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

 

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-        приобщение детей к физической культуре,

-        использование развивающих форм оздоровительной работы.

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считается  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

 

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии 

Виды здоровьесберег. педагогических технологий

 

Время проведения в режиме дня

 

Особенности методики проведения

 

Ответственный

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста  

 

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка 

 

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Инструктор по ФИЗО,

 педагоги ДОУ

Релаксация

 

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы           

 

Инструктор по ФИЗО,

педагоги ДОУ, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Для всех возрастных групп           

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса     

 

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

 

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога         

 

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

 

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.  

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО,

педагоги ДОУ

 

                                  Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение      

 

Инструктор по ФИЗО,

педагоги ДОУ

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

 

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги ДОУ

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста   

 

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

Занятия из серии «Здоровье»

 

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста   

 

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития 

 

Педагоги ДОУ

Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму   

 

 

 

 

Инструктор по ФИЗО,

педагоги ДОУ

 

                                                   

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка 

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения

 

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста 

 

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

 

Педагоги ДОУ, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

Этапы  внедрения здоровьесберегающих технологий:

-       Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

-       Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

-       Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

-       Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

-       Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

-       Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ включает:

-       различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

-       комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

-       физкультурные занятия всех типов;

-       оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

-       организация рационального питания;

-       медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-       соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

-       комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

-       Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

-       Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

-       Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.

-       Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей.

-       Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

-       Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

-       Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Педагогический проект по физическому развитию в ДОУ «Мы за здоровый образ  жизни» - презентация онлайн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...