Игровые задания, совершенствующие навыки чтения на английском языке (в группах детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (подготовительная группа)

Чтение - это "ключ" от мира иноязычных культур, развивающий и развивающийся навык. В статье рассматриваются фонетический метод обучения как наиболее эффективный.  Внимание автора сфокусировано на работе в группах детей старшего дошкольного возраста. Даются несколько примеров игровых заданий для этапа совершенствования навыков чтения (трехбуквенные слова, закрытый слог).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романюк Екатерина Александровна

Игровые задания, совершенствующие навыки чтения на английском языке (в группах детей старшего дошкольного возраста)

Чтение — это «ключ» от мира иноязычных культур. Обучение чтению является важной составляющей в овладении любым языком. Применительно к образованию детей старшего дошкольного возраста «умение читать – это развивающий и развивающийся навык, как навык ходьбы и говорения. Т.е. все типично развивающиеся люди как-то обязательно научатся ходить и говорить, и так же читать. При таком подходе критичный начальный шаг обучения соответствия букв звукам и слиянию звуков в слоги пропускается, этому не обучают» (1). А этот этап является самым важным. И чтобы его реализовать, необходимо опираться на фонетический метод.

Обучение чтению фонетическим методом предполагает построение слова из отдельных букв и буквосочетаний, двигаясь от элемента к целому. Напротив, обучение чтению целыми словами идет путем разделения целого слова на части (слоги, буквы). «Разница между двумя подходами – в результате. Не все люди способны удержать в памяти большое количество образов, отсюда и проблемы. А если говорить об обучении чтению на новом языке, иностранном, то ребенку необходимо запомнить и слово новое, и его образ». (1)

Из нашего опыта преподавания мы сделали вывод о эффективности именно фонетического метода, как наиболее естественного и не требующего лишних энергозатрат от обучающихся. Верность наших выводов подтверждает и положительный опыт детских садов и начальных школ Великобритании.

Важно отметить, что для того, чтобы добиться наилучшего результата, следует пользоваться учебно-методическими комплексами созданными лингвистами-методистами, являющимися носителями языка. Эти материалы, как правило, включают учебник, рабочую тетрадь, книгу учителя и аутентичными аудиоматериалами. Такой объем и разнообразие позволяют качественно осуществлять учебный процесс. Но, как известно, в дошкольном возрасте ведущей является предметно-игровая деятельность, поэтому необходимо дополнить занятия языковыми играми. Они помогут продиагностировать уровень овладения навыками конкретным обучающимся, скорректировать их, разнообразить занятие. Кроме того, игра всегда приносит положительные эмоции, а создание благоприятного эмоционально фона всегда положительно сказывается на интеллектуальной деятельности.

Ниже предложим несколько игр, которые доказали свою эффективность. Их цель - совершенствования навыков чтения трехбуквенных слов.

«Ожерелье для королевы»

Материал: маркер, доска, карточки буквы в форме бусинок, карточки предметы в форме бриллианта.

Ход игры.

Такую игру можно проводить на разных этапах: и когда изучено чтение одной гласной буквы, и нескольких.

1 этап. Педагог на доске рисует несколько ниточек, на каждой по три бусинки. Сколько педагог нарисовал ниточек, столько и загадал слов. В первой и последней бусинке вписаны гласные буквы, соответствующие изученным словам, а средняя бусинка без буквы (место под гласную). Ребенок прикрепляет гласную-бусинку и читает слово. В качестве награды выдается карточка-бриллиант с изображением предмета

2 этап. Когда все слова собраны, каждый ребенок украшает «бриллиантом» соответствующую нитку бус. Необходимо найти соответствие картинка – слово.

«Новоселье»

Материал: Маркер, доска, карточки с изображение предметов, карточки буквы, карточки буквосочетания.

Ход игры.

1 вариант. Педагог на доске рисует многоэтажный дом. На каждом этаже размещаем слог «гласная + согласная» (написать, прикрепить карточку слог). Рассказать, что на новоселье пришла буква “t”, она садится в лифт и отправляется в гости. На каждом этаже остановка, ребята собирают слова – «читают его».

2 вариант. Педагог на доске рисует многоэтажный дом. На каждом этаже размещаем начальную букву (написать, прикрепить карточку буквы). Рассказать, что на новоселье пришли друзья “at”, они садятся в лифт и отправляются в гости. На каждом этаже остановка, ребята собирают слова – «читают его».

3 вариант. Начало игры как в 1 или 2 варианте. В конце ребята выбирают карточку предмет и прикрепляют рядом с тем этажом, где обитает это слово.

«Птицы и гнезда»

Материал: маркер, доска, бумажные гнезда с изображениями, бумажные птицы (в клюве листочек с фразой)

Ход игры. Ребятам рассказывается, что весной птицы строили гнезда и разлетелись за веточками, но вернувшись не могут найти свои гнезда. Нужно помочь птицам. Педагог на доске рисует большое дерево, размещает на нем гнезда (карточки, на которых изображена какая-то ситуация). Ребятам раздаются птицы. Обучающийся читает фразу у птицы в клюве и садит ее в гнездо, где нарисована соответствующая ситуация. Например, у птицы надпись “a ram on the mat”, ребенок прочитывает фразу и садит ее в гнездо, на котором изображен барашек на коврике.

Более простой вариант, когда на гнезде изображен предмет, а в клюве у птицы листок со словом.

«Художник»

Материал: два набора фломастеров, карточки с фразами, двухсторонняя доска-мольберт.

Ход игры. Разделить учебную группу на две команды. Каждой отводится своя сторона мольберта, на которой размещается лист для рисования и набор маркеров. Командам выдается по листу с одинаковыми фразами. По одному ученику от команды подходят к мольберту, читают фразу и рисуют то, что прочли. Когда задание выполнено, педагог демонстрирует оба рисунка для обсуждения и сравнения.

1. Ишкова Г.М., Явербаум О.В. Фонетический подход в раннем обучении чтению на английском языке: исторический аспект // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(60). Часть 1. 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Перед воспитателем ...

Подборка английских подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемаяподборка составлена на основе традиционных подвижных игр Великобритании. Может быть использована не только для совершенствования у детей основных движений, но и для развития воображения и ...

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение  в профилактике дисграфии и дислексии....

Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

В презентации по ИЗО деятельности я предлагаю предоставлять ребенку максимально проявить себя и показать свои возможности...

«Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитанников старшего дошкольного возраста....

Досуг «Мешок яблок» для группы детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет (технологии: игровой массаж, подвижные игры, пальчиковые игры)

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию здоровьесберегающих технологий (игровой массажа, подвижные игры...