Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.
учебно-методический материал

 Личиева Диана Вахаевна

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_lichieva_diana.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по обучению разгадыванию загадок.

Чтобы вызвать у ребенка потребность в рассуждении и доказательстве перед ребенком нужно ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

 Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, умел бы их выделить, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а зачастую вообще говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

Причины ошибок:

• невнимательно прослушивают текст;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст;

• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Учат выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера. Например, загадку: тает снежокожил лужок, день прибывает, когда это бывает? ребенок говорит, что это бывает весной, потому что тает снег, не обращая внимание на другие признаки. Тогда воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Зимой во время оттепели тоже тает снег», тем самым обращая внимание ребенка на другие признаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.

В методических рекомендациях для воспитателей собран материал по привлечению внимания родителей и  обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.В сообщении рассказывается о причина...

"Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку"

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку1.Создайте в группе «Уголок английского языка». Поместите в «Уголок» тематические картинки по разным ...

Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"

Методические рекомендации ознакомят  с особенностями  организации по обучению детей  творческому рассказыванию по картинкам....

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Данные методические рекомендации созданы  в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...