Методические рекомендации для воспитателей при обучении детей с нарушением зрения
статья

Екатерина Воловёнкова (Крючкова)

В материале предсавлена информация для воспитателей работающих с детьми с нарущением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей при работе с детьми с нарушением зрения

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения воспитатель должен учитывать психолого-педагогические особенности развития детей.

- У слепых и слабовидящих детей отмечаются изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены.

- Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

- Значительно страдает восприятие – полнота и точность, скорость обработки информации.  Информация, получаемая из вне, с помощью остаточного зрения становится более полной, если она поступает в комплексе с осязанием предметов. При обработки информации большое значение имеет слуховой анализатор.

- Для слепых и слабовидящих детей память имеет огромное значение, так как большинство информации им приходится запоминать.

- Из-за значительного нарушения зрения у детей происходит снижение самостоятельности, появляется чрезмерная замкнутость, необщительность.

Зная эти особенности детей с нарушение зрения, необходимо создать наиболее благоприятные условия для их обучения в образовательной организации.

Организация пространства

- На двери при входе в группу должен быть приклеен ориентир;

- На шкафчике в раздевалки приклеено крупное изображение. Такое же изображение на шкафчике для полотенца. Дополнительный ориентир для слепых детей – рельефная фактура на шкафчике;

- Ориентир на краю стола (ребенок должен сидеть за первым столом)

 - По возможности не переставлять мебель;

- На дверях спальни и туалетной комнаты тоже ориентиры;

- Выделить игровую зону ковровым покрытием, а разные участки игровых зон рельефной фактурой;

Организация рабочего места и занятий

- На столе должен быть дополнительный источник света, вспомогательные средства (лупа и др.);

- Демонстрационный материал должен быть увеличенного формата с четкими линиями и изображением (изображение не должно быть перегружено деталями). Вариант демонстрируемого материала другим детям, должен лежать на столе у ребенка;

- Раздаточный материал должен быть крупный, соответствовать естественным размерам и особенностям предмета. Если есть возможность то лучше использовать настоящий предмет (овощи, фрукты);

- Показ обязательно сопровождать словесной инструкцией  и описанием;

- При использовании указки она должна быть с ярким наконечником;

- Воспитатель должен говорить медленно, четко ставя вопросы и обращаться лично к ребенку по имени, дать ребенку больше время на ответ;

- Рекомендуется использовать смену видов деятельности для снятия зрительного переутомления (зрительная гимнастика, динамическая пауза и др.).

- Давать ребенку возможность подходить к доске и рассматривать расположенной на ней материал.

- Обязательно поощрять самостоятельность детей, чаще хвалить за выполненные задания, развивать социально-бытовые навыки.

Материал подготовила тьютор

Воловёнкова Е.В.

Список используемой литературы

1. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. Ред. С.В. Алехина // Под. Ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – 56 с.

2. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова; под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2017. – 173 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...

Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...

Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

Статья « Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»

Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы....