Статья « Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Толстенева Екатерина Геннадьевна

Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема сообщения:

«Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»

                                                            Подготовила: старший воспитатель

Толстенёва Екатерина Геннадьевна

Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы. Коррекционная направленность занятий с картиной обусловлена некоторыми особенностями её восприятия детьми с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения затрудняются вглядываться в картину, охватывать сразу несколько объектов, выделять основные смысловые признаки изображения.  В основном, обращают внимание на яркое, бросающееся сразу в глаза, но не всегда несущую смысловую идею картины.   Вот почему в первый период окклюзии рекомендуется прорисовывать более чёткой линией главные объекты изображения. Важным показателем развития аналитического восприятия, является время рассматривания и осмысления картины. К 6 годам ребёнок общеобразовательного сада способен удерживать и сосредотачивать внимание на сюжете затрачивать больше времени на установление связей. Наши дети с остротой зрения ниже 0,4 в этом возрасте соответствуют по восприятию младшим дошкольникам с нормальным зрением. Нарушенное бинокулярное зрение и сниженная острота зрения осложняют предметное и пространственное восприятие в самостоятельном опыте, тормозит произвольности зрительного внимания, процессов обобщения. Заметно сужены объём и качество понимания сюжетных связей картины. Дети не умеют выделять эмоции /мимику, позы, жесты/. Не ориентируясь на эти признаки, они устанавливают ошибочные связи, что приводит к искажению сюжета или сужению круга информативных признаков, к обеднению общего эмоционально-художественного восприятия картины.

Примеры: «Девочка ловит жучка». Дети не уловили выражения детского лица, позы, одежды и восприняли сюжет ошибочно как «Тётя собирает цветы», или, улыбающегося добродушного серого волка, который залюбовался на весёлых козлят, дети характеризовали как злого и страшного (по представлению из сказок, а не по восприятию изображения). Показателем высокого уровня восприятия картины является последовательность. В её основе лежит прослеживающая функция глаза, а также способность отражать целое во взаимоотношениях его частей.  У детей с нарушением зрения последовательность резко нарушена, особенно у детей с неправильной фиксацией, нистагмом. Перескакивая в беспорядочности с объекта на объект, они затрудняются понять, осмыслить и описать сюжет. Эти особенности и являются отправным пунктом в коррекционной работе. Напомню, какое программное содержание при работе с сюжетной картиной реализуется в массовом саду. При работе с картиной решаются две важные задачи общей методики развития речи: формирование словаря и формирование связной речи.

МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ.

Образовательные задачи:

  • Учить детей узнавать то, что изображено на картине (девочку, её действия, место действия, время действия).  Ведущая роль воспитателя.
  • Учить детей устанавливать простые связи (Кто это? -мальчик или девочка? Что делает? Как одета? Где гуляет?)

Речевые задачи:

  • Активизировать словарь: существительные-одежда девочки: шапка, колготки; глаголы: строит, смотрит, плывёт, одето, застёгнуто; прилагательные: цвет, весёлый.
  • Учить отвечать простым предложением, чётко произносить слова, правильно артикулировать.

Обучающие задачи:

  • Формирование учебных навыков;
  •  Учить слушать воспитателя, понимать его вопрос;
  • Отвечать на вопрос в соответствии с содержанием.  Говорить громко.

Воспитательные задачи:

  • Возбудить желание подражать героям (играть также интересно, дружно).

Программные задачи те же, но связи устанавливаются более детально. Усложняется действие, увеличивается количество персонажей, конкретизируется место действия, используются загадки, стихи, проекты. Устанавливают простейшие связи (Замёрзли девочки или нет? Почему так решили? Как бы вы назвали картину?). В младшей группе рассказ воспитателя-обобщение восприятия детей, а в средней группе - подготовка к рассказыванию (5-6 предложений).

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

В старшей и подготовительной группе учим детей рассматривать картину по определённому алгоритму и устанавливать связи. В старшей группе отмечаем деятельность людей и связь с местом действия, пейзажем.  В подготовительной группе отмечаем деятельность людей, место, пейзаж, состояние погоды.

Обучающие задачи:

  • подводить детей к состоянию творческого рассказа (что было до и после того, что изображено на картине).

Речевые задачи:

  • Учить объяснительной речи;
  • Учить строить сложные предложения;
  • Обогащать речь своеобразными словами и выражениями (белоствольная кудрявая, стройная берёзка);
  •  Побуждать использовать известные пословицы, поговорки, стихи.
  • Учить уточнять и дополнять ответ товарища.

Воспитательные задачи:

  • Учить слушать товарища и не повторять ответ.
  • Отвечать громко, выразительно.
  • Оценивать ответ товарищей.
  • Учить правильно относиться к поступкам героев (подражать, отрицать).

В старшей группе вопрос: «Что видите на картине?» не приемлем. Он ведёт к перечислению объектов. Желательны вопросы: «О ком рассказал художник?», «О чём рассказала картина?». Задаются в основном вопросы причинного характера. Учить видеть главное. Озаглавить картину можно в начале или в конце, как целесообразнее (как определение главного или как итог общения).

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАЮ ПО КАРТИНЕ.

Какие же программные задачи решает дефектолог на типовом занятии с картиной?

Коррекционные задачи:

 1.  Учить составлять рассказ по картине средняя группа- по образу, старшая группа- по плану, подготовительная группа-творческий.

2. Закреплять образные слова и выражения.

3. Учить грамотно излагать мысли. Обучать связной последовательной речи.

4. Учить оценивать ответ товарища.

Младшая группа.

Развивать умение детей подбирать предметную картинку к объёмному предмету. Оречевлять признаки. Узнавать знакомый объект в различных предметных и логических связях (совмещение контуров, силуэтов).

Средняя группа.

Учить рассматривать простую сюжетную картину. Выделять и перечислять все объекты, отражать их основные свойства. Устанавливать элементарные причинно-следственные связи с опорой на непосредственное восприятие (направляет педагог). На эмоции обращает внимание от сюжета (девочка рада кукле-улыбается). Учить последовательности восприятия: обвести взором всю картину, выделить ближний и дальний план. Подробное рассматривание и описание персонажей картины. Учить определять место действия путём выделения конкретных изображений и установления причинно-следственных связей между объектами.

В младшей и средней группах задачи перекликаются случайно. Трудности восприятия требуют многократного повторения и формирования ещё отсутствующего возрастного навыка рассматривания картины.

Старшая группа

Учить воспринимать мимику человеческого лица (обида, печаль). Видеть изобразительные средства отражения эмоций (как видно, что Алёнушка грустит?). Учить рассматривать сюжетную картину целостно, выделять основные объекты.

Рассматривание человека с определением позы, жеста, мимики. Целенаправленно выделять информативные объекты и их признаки, характерные явления природы. Устанавливать причинно-следственные связи на основе восприятия, характеризующие место действия. Развивать зрительное внимание, память. Учить детей определять социальную принадлежность. Включать для восприятия изображения картины с изображением мелких объектов. Предлагать устанавливать разницу содержания 2-х картин (одно место, время и разный характер событий). Развивать умение отражать изобразительные средства глубины пространства.

Подготовительная группа

В подготовительной группе эти задачи углубляются. Описывать картину по плану (по вопросам педагога): целостно описывать персонажей картины, учить на основе восприятия давать характеристику эмоционального состояния возрастной, социальной принадлежности. Определять и описывать время происходящих событий.

В этом возрасте мы подводим детей к самостоятельному восприятию средств художественной выразительности картины, общего колорита, эмоционального состояния не только героев, но и пейзажа (Алёнушка).

Все эти задачи могут решаться только при условии тесной связи работы тифлопедагога и воспитателя.  Обследование детей в начале года выявляет уровень группы в восприятии картины (соответствует ли возрастным возможностям или западает, в чём?). Это даёт начальную точку отсчёта в последовательности работы с картиной для всех детей или подгрупп. Отсюда идёт совместный подбор картины для фронтальной работы воспитателя и соответствующая постановка программной задачи (возрастная или заниженная). Пример: в подготовительной группе не можем ставить задачу устанавливать творческие связи по сюжету, если группа не устанавливает элементарные связи по действию.

Учитель-дефектолог подбирает несколько упрощённых сюжетов, специально подобранные сюжеты по аппликации, картинки с недостающим объектом. По заданию учителя-дефектолога воспитатель работает индивидуально с детьми, выполняя задания.  Всё направлено к тому, чтобы ко 2-му полугодию приблизить знания детей к возрастным программным задачам.

Содержание работы по картине должно быть взаимопроникаемым. Так, учитель-дефектолог, присутствуя на занятии воспитателя, имеет возможность видеть работу детей. Это даёт возможность:

  1. Планировать индивидуальную работу с детьми. Пример: подбор на вербальном уровне красивых слов вызывает необходимость провести занятие или части по конкретизации восприятия (времена года, тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной)
  2. Видеть результат работы с детьми и умение применить знания в новой ситуации. Для этого заранее с воспитателем обговариваются коррекционные моменты в восприятии картины, активизируются определенные дети в нужный момент.

В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми воспитатели могут  использовать разные дидактические и подвижные игры, способствующие умению разнообразить мимику, жест, позы. («Обезьянки», «Зеркало». «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем», «Море волнуется»). Игры должны проводиться с обязательным оречевлением воспринятых жестов и поз.

На физминутках, динамических паузах при работе с картиной используется подражание героям картин, их действиям, мимике. Это всё способствует пониманию сюжета, вносит эмоциональную остроту.

При длительной совместной работе учителя-дефектолога и воспитателей группы отпадает необходимость каждый раз обговаривать коррекционную направленность конкретного занятия. Воспитатель сам может выделить коррекционную задачу, если обсуждался перспективный план коррекционной работы и ему знакомы приёмы рассматривания картины.

Цель: сформировать алгоритм восприятия и рассказывания по картине.

Коррекционные задачи:

  1. Коррекционной может быть любая программная задача предыдущего возраста слабой группы. (Например: программная задача младшей группы). «Учить узнавать действие» может быть коррекционной в старшей группе.
  2. Учить выделять в сюжетном изображении сенсорные эталоны: в младшей группе – основные цвета, в старшей группе - оттенки. Пример: Найдите в группе такой по цвету флажок, как на картинке. И, наоборот, у кого из девочек такой же бант? или: сколько оттенков серого цвета использовал художник, чтобы передать цвет козы?

 («Коза с козлятами»)

  1. Видеть пространственное расположение объектов на картине.

Младший возраст- соотносить изолированный объект с его местом на картине. Видеть направление движения объекта

Старший возраст-  из множества направлении разных объектов выделять нужный по картине.

Распределение 1,2,3 планов картины при её наличии, по памяти. Обучать нестереоскопическим способам восприятия глубины пространства.

Любая коррекционная цель, стоящая перед учителем-дефектологом в его занятии, может быть использована воспитателем.

Например,

  • Распознавать объект в действии, позе. Выбирать нужную позу из множества;
  • Узнавать эмоции, моделировать на себе;
  • Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность (Какая птица наблюдает за дружной семьёй? Какие краски помогли художнику создать праздничное настроение?) По памяти: (какого цвета бантик у девочки? Каким мячом играли мальчики?)
  • Развивать мышление, речь, и воображение (Какие хозяева живут в этом доме? О чём могут говорить персонажи? Нарисуй словесный портрет Мороза Ивановича? Сравни характер Мороза Ивановича и Мороза Красного Носа?)

Таким образом, исходя из данных рекомендаций, следует учитывать возможности каждой конкретной группы, а именно, возраст детей, зрительный диагноз, познавательное развитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...

Использование сюжетно-ролевой игры в обучение детей с нарушениями зрения социально-бытовой ориентировке.

Игры современных детей  все чаще уходят от реальности, поэтому целесообразно проводить занятия по социально-бытовой ориентировке в форме сюжетно-ролевой игры....

статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет

Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...