Доклад по теме: «Как развить эмоциональный интеллект»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Алейникова Екатерина Вячеславовна

     Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта  у себя. Разберемся, для чего же нужен высокий уровень эмоционального интеллекта у взрослого. Следующим пунктом, рассмотрим для чего же это нужно детям

     Дети с высоким эмоциональным интеллектом становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянутся эмоционально более слабые ребята. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем с легкостью добиваются руководящих должностей.

     Ученые сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект  повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллекта можно начинать заниматься с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Доклад по теме:

«Как развить эмоциональный интеллект»

                                                                                           

                                                                                     Выполнила:

     Алейникова Е.В.

        2022        

Как развить эмоциональный интеллект.

     Ярких и обаятельных людей сегодня называют харизматичными. А если добавить к харизме эмпатию и адекватную самооценку, мы получим успешного, востребованного во многих сферах человека, который находит общий язык с

окружающими людьми и способен добиться от них желаемого. Эти качества, по сути, и есть высокий эмоциональный интеллект. И если раньше считалось, что это врожденный дар, то сегодня существует возможность «прокачать» свой  эмоциональный интеллект в любом возрасте.

     Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта  у себя. Разберемся, для чего же нужен высокий уровень эмоционального интеллекта у взрослого.

     Во-первых, когда у человека развит эмоциональный интеллект, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.

     Уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности.

     Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.

     В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: тактичность и деликатность, понимание отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.

     И, наконец, в-четвертых, — это управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде.

     Теперь рассмотрим для чего же это нужно детям:

  • это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви;
  • позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;
  • научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества;
  • повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с воспитателями;

  • укрепит лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах;
  • позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.

     Дети с высоким эмоциональным интеллектом становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянутся эмоционально более слабые ребята. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем с легкостью добиваются руководящих должностей.

      Но, к сожалению, у некоторых детей уровень эмоционального интеллекта бывает низкий. Он сопровождается характерными признаками:

  • Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;
  • ребенок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не понимает, к чему может привести его несдержанность;
  • не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;
  • ребенку не свойственно говорить о своих чувствах, он не может сказать вам, что ему обидно, грустно или весело.

     Если у вашего воспитанника нет этих признаков, значит, у него высокий эмоциональный интеллект, а вы инстинктивно развиваете его в верном направлении. Если же вы регулярно наблюдаете эти признаки, не отчаивайтесь — никогда не поздно начать развивать эмоциональный интеллект.

      Чуть позже мы с вами разберемся, как развивать эмоциональный интеллект, но для начала  давайте узнаем способы диагностики эмоционального интеллекта ребенка.

      Когда термин «Эмоциональный интеллект» прочно закрепился в психологии, ученые стали искать способ его измерить. По аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ) ученые ввели коэффициент эмоционального интеллекта —

ЕQ.

     Измерять ЕQ у человека (как у взрослого, так и у ребенка) предложили способом тестирования. Точные тесты ЕQ длятся долго и состоят из сотни вопросов, поэтому детям дошкольного возраста как правило, предлагают упрощенные варианты — короткие и простые.

     Наиболее полную оценку эмоционального интеллекта можно получить в результате комплексной диагностики у детского психолога.

     Ученые сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект  повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллекта можно начинать заниматься с раннего детства.

Дошкольный возраст начинается с  «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно

это сопровождается негативизмом — ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.

     Родители оказываются к этому совершенно не готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие останутся непоколебимыми.

     После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня и без мамы. Это очень

эмоциональный период, ребенок испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию.

      Развитие эмоционального интеллекта  происходит ежедневно: в быту, в процессе общения с близкими людьми и коллективом в детском саду

или школе. От родителей же во многом зависит качество этого развития. Позитивный личный пример, и стратегия воспитания формируют основу эмоционального интеллекта, которая затем «шлифуется» в детском саду или школе.

Вот несколько общих рекомендаций, которые стоит соблюдать, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития ребенка:

1.Непрерывное общение - рассказывайте ребенку сказки, читайте стихотворения, потешки или пойте песенки.

2. старайтесь обсуждать сказки и мультфильмы, интересуйтесь почему герои поступили определенным образом, кто прав, как нужно было поступить и т.д.

3. не стоит заставлять детей скрывать или игнорировать свои чувства.

Старайтесь реже использовать фразы, вроде «Не плачь», «Это не страшно/больно».

4.Не обесценивайте чувств и желаний ребенка. Вместо фразы «Не важно, чего ты хочешь, — это надо сделать», говорите: «Я понимаю, что ты не хочешь, но иногда нам приходится делать то, что необходимо».

5. Обсуждайте собственные недостатки, чтобы ребенок понимал, что в мире нет идеальных людей, в то же время старайтесь не акцентировать внимания на его недостатках — он должен увидеть и принять их самостоятельно.

6. Комментируя проступок, говорите только о самом поступке и чувствах, которые он в вас вызвал, например «Ты поступил некрасиво, меня это огорчило» вместо «Ты такой невоспитанный, мне стыдно за тебя».

7. Будьте откровенны и честны, пускай ребенок  с детства узнает о несовершенствах мира. Не стремитесь оградить его от всех бед, но учите во всем искать позитивные моменты.

       Когда придет время учить ребенка контролировать свои эмоции, сдерживать гнев, агрессию, не забывайте о том, что:

  • детям полезно «выпускать пар», это стимулирует работу мозга и помогает снять нервное напряжение, подвижные игры для ребенка — лучшее лекарство от негатива, а коллективные подвижные игры еще и отлично развивают коммуникацию;
  • чтобы гнев и обида не копились, полезно уравновешивать их позитивными эмоциями и добрыми делами —

например, предложите ребенку после неприятного события покормить птичек на участке в детском саду, и его стресс отступит.

  В Заключении хотелось бы сказать:  занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, стоит помнить о том, что эффект достигается только в условиях динамики, — постепенно увеличивайте нагрузку, комбинируйте занятия, повышайте их сложность и не забывайте о поошрениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Алейникова Екатерина Вячеславовна воспитатель МБОУ «СОШ №3» г.Бийск МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91 e-mail: bschool3@mail.ru

Слайд 7

*это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви; * позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них; * научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества; * повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с воспитателями; * укрепит лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах; * позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить

Слайд 8

* Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям. * ребенок не способен контролировать собственные эмоции. * не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей; * ребенку не свойственно говорить о своих чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на общесадовое родительское собрание "Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания"

Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе факторам успешности обучения в школе, показывает отчётливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и...

Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)

Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самы...

Статья для родителей на тему: "Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенка"

В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста....

Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенка

Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенкаРодители нередко забывают о том, что нужно уделять внимание не только умственному развитию ребенка, но и его эмоциональному интеллекту. Имен...

Презентация на тему " Технология развития эмоционального интеллекта"

В презентации представлена технология развития эмоционального интеллекта в доступном виде...

Тема самообразования «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Создание и использование интеллект – карты «Мой любимый город Мичуринск»

Интллект - карты, это простой и уникальный метод запоминания информации....