Тема самообразования «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx76.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28

Тема самообразования

«Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста»


https://fsd.multiurok.ru/html/2022/08/24/s_6305c5ad64e83/phpebMynL_Samoobr.-SHkred-2022-2023_html_4973ee038441a5db.gif

Воспитатель: Ракина О.Н.

Дата начала работы над темой: 2022 год.

Дата окончания работы над темой: 2024 год.

Цель: 

Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности развития эмоций  в дошкольном возрасте.

2. Проанализировать основные теоретические подходы  эмоционального развития детей дошкольного возраста.

3. Разработать рекомендации родителям и педагогам по особенностям развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

4. Создать игротеку.

Актуальность выбранной темы.

  Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

 Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

 Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка.           Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

  Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

  Цель: выявить и изучить особенности развития эмоциональной сферы детей  дошкольного возраста  

Срок: Сентябрь 2022 г. - май 2023 г.

                                       Список литературы

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

2. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. — М. : Педагогика, 2001. — 351 с.

3. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р Калинина. — СПб. : Речь, 2003. — 211 с

4. Кряжева, К. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. / К. Л. Кряжева. — Ярославль. : Академия развития 1997. — 208 с.

5Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М. : Генезис, 2003. — 153 с.

6. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / В. М. Минаева. — М. : АРКТИ, 2003. — 59 с.

7. Пазухина, И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов [Текст] / И. А. Пазухина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 271 с

8. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач [Текст] : пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А. А. Романов. — М. : «Плэйт», 2004. — 112 с.

9. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А Урунтаева; под ред. Г. А Урунтаевой. — М. : ВЛАДОС, 2001г. —291 с.

10. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / А П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А Нилова, Л. М. Шипицына. — СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2010. — 192 с.

Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию задач методической темы

1.Выбор темы. Постановка целей и задач по данной проблеме.

Август 2022г.

2.Составление перспективного плана работы по  выбранной теме.

Август 2022г.

3.Разработка цикла занятий, мероприятий, развлечений, игр.

В течении  года

4.Создать картотеку дидактических игр по развитию эмоционального интеллекта у  дошкольников.

В течении  года

5.Разработка консультаций для родителей о значении эмоций в жизни детей

В течении года

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации).

 Цель: Распространение опыта работы по  теме самообразования  среди педагогов  ДОУ.

1. Семинар - практикум для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

Декабрь

2022 г.

2.Мастер – класс «Как справляться с негативными эмоциями».

Январь  2023г.

3. Консультация для педагогов на тему: «Способы взаимодействия с агрессивными детьми».

Ноябрь

2023 г.

4. Разработка рекомендаций для педагогов на тему: «Как  правильно реагировать на проявление негативных эмоций у детей».

Апрель

2024 г.

                           

Участие в методической работе города

(посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках ГМО, выступления на ГМО, конференциях, семинарах)

  Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.

1. Участие в работе ГМО, использование в практике лучшего опыта педагогов города(по плану заседаний ГМО).

2022-2024 г.г.

2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МБДОУ.

2022-2024 г.г.

Участие в конкурсах

  Цель: повышение самооценки, раскрытие творческого потенциала.

1. Участие воспитанников в творческих конкурсах  различного уровня.

2022-2024 г.г.

2. Публикация творческих работ воспитанников на интернет- сайтах.

2022-2024 г.г.

3.Участие педагога в конкурсах различного уровня (конкурсы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

2022-2024 г.г.

                                   

                                                Методические публикации

Цель: распространение личного педагогического опыта на Всероссийском, республиканском, муниципальном уровне

1 Публикация статьи в педагогических сборниках

 2022-2024 г.г.

Работа с родителями

 Цель: донести до сведения родителей важность  данной проблемы, привлечь родителей к активному сотрудничеству.

                                           

                                   Содержание работы

 

          Сроки

Подбор информационного материала для родителей о развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Сентябрь

2022г.

Консультация для родителей «Проявление негативных эмоций у детей.  Рекомендации».

Февраль

 2023 г.

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме воспитателя

на 2022-2023 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

сентябрь- октябрь

1Дидактическая игра «К нам гости пришли».

2.Аквагимнастика.

3.Обыгрывание потешки «Кисонька-Мурысенька».

4.В гостях у сказки «Машенька и Медведь».

5.Игра « Я тебе доверяю».

- Создавать эмоционально – положительную сферу у детей через народное творчество.

- Дать возможность детям выражать свои естественные эмоции.

-Развивать умение сопереживать героям сказки.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

 1.Музыкально – дидактическая игра «Поссорились – помирились».

2.Оформление уголка с фотографиями «моё настроение»

3.Пальчиковая гимнастика – игра «Повстречались»…

 -Развивать у детей лучшее понимание себя и других.

- Развивать эмпатию.

-Создать  доброжелательную обстановку

- Предоставить детям возможность эмоционально передавать своё отношение к литературным героям

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1.«Уголок настроения»

3.Чтение стихотворений про настроение.

4.Использовать повседневно в речи ласковые слова.

5.Аквагимнастика.

-Знакомить с разнообразными эмоциями.

- Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, способствовать лучшему запоминанию.

- Обогащать словарь детей, воспитывать желание порадовать друг друга.

- Умение передавать настроение, выразительность движений, учить произвольности.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

 1.Рассказывание сказки с элементами драматизации «Колобок».

2.Изготовление «Вазы с дружными ладошками».

3.«Хоровод» (с изображением печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватой лисы).

-Воспитывать уверенность в себе, эмоциональную отзывчивость.

- Создать добрую, эмоционально здоровую атмосферу в коллективе и сплочение в группе.

-Развивать чувство общности, снятия напряжения.

Занятия, дидактические игры, пантомимика, чтение сказок

февраль

1.Колыбельная «Спи моя, радость, усни».

2.Упражнение «Позови ласково».

3. Дидактическая игра «Наседка и цыплята».

-Развивать выразительность движений и речи, раскованность, эмоциональную отзывчивость.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1.«Я – хороший»

2.Упражнение «Сказочный герой»

 - Преодолевать неуверенность, скованность, эмоциональное торможение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1.Игра «Мы маленькие волшебники»

2.Разучивание игры-потешки «Солнышко - колоконышко».

- Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплочённость, умение оценивать поступки

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

 1.Знакомство с пиктограммами.

2. Развивающая игра «Сказочные зайцы».

- Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

Перспективное планирование работы с детьми

 по методической теме воспитателя

на 2023-2024 год

Месяц

Планируемое мероприятие

Цель

Форма работы

сентябрь- октябрь

1.Упражнение «Раскрась игрушки на заданной страничке».

3.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки».

 -Поддерживать интерес к игрушкам.

 -Обогащать эмоционально - чувственный опыт детей.

-Развивать коммуникативные навыки и воображение.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

ноябрь

1. Знакомство с настроением с помощью кубика с пиктограммами «Узнай настроение».

2.Развивающая игра «Довольна ли мама?»

-Учить различать разные эмоциональные состояния и настроения, уметь рассказать об этом и нарисовать

Занятия, дидактические игры, пантомимика

декабрь

1. Игра «Фантазии».

2.Посылка от Деда Мороза.

3.Разучивание потешки «Дед хотел уху варить…».

-Развивать коммуникативные способности, эмпатию, воображение.

- Уметь понимать и оценивать разные житейские ситуации

Занятия, дидактические игры, пантомимика

январь

1..Совместное творчество «Рисунки из ладошек».

2..Настольный театр по сказке «Зимовье зверей».

- Развивать эмпатию, коллективную сплочённость, через атмосферу увлечённости.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

февраль

1.Игра «Облака».

2..Пальчиковая игра «Ай-ду-ду-ду-ду-ду-ду».

- Развивать воображение, выразительность движений, эмоциональную отзывчивость.

- Создать эмоционально положительную обстановку в группе

Занятия, дидактические игры, пантомимика

март

1. Изготовление подарков мамам.

3. Развивающая игра «Наседка и цыплята»

-Развивать умение прогнозировать настроение взрослых в зависимости от той или иной ситуации.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

апрель

1. Разучивание стихотворения «Апрель, апрель!», сопровождающееся движением.

2.Сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли».

3.Знакомство с «Вежливой Сорокой».

- Создавать эмоционально - положительную сферу в группе, развивать чувство юмора, выразительность движений.

- Развивать эмоциональную сферу детей через устное народное творчество.

Занятия, дидактические игры, пантомимика

май

1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц – хвастун».

2.Игра «Солнечный зайчик».

3.Рисунки на асфальте мелками «Моё настроение».

4.Индивидуальные занятия по сюжетным картинкам и стихотворениям с целью определения эмоционального состояния.

-Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное – к добрым поступкам,

отрицательное – к плохим.

- Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Занятия, дидактические игры, пантомимика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования по теме: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы.        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень больш...

Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...

Тема родительского собрания: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....

Программа саморазвития Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» на 2021-2023 учебный год

Цель:Темы: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

Отчет по теме самообразования "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста...