Программа саморазвития Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» на 2021-2023 учебный год
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_23-24gg.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»
Рассмотрено и принято:
На Педагогическом совете №____ Заведующий МАДОУ
«Детский сад «Малышок»
______________ А.С.Качалова
«____»______________201__г
План-программа
профессионального саморазвития педагога Кайсер Н.М.
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
на 2021-2023 учебный год
с. Александровское
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 -4 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Актуальность выбранной темы | 5 |
4 | Цель и задачи программы | 6 |
5 | Направления саморазвития | 7 |
6 | Предполагаемые результаты | 7 |
7 | Формы работы | 8 |
8 | Техника, средства | 8 |
9 | Этапы реализации | 9 |
10 | Литература | 10 |
- Паспорт Программы
Название программы | «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» |
Автор - разработчик | Воспитатель Кайсер Наталья Михайловна |
Нормативный срок освоения программы | на 2021-2023 учебный год |
Основания для разработки программы | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;oт 23.12.2012 № 273-ФЗ —Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. Инновационная программа дошкольного образо- вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. |
Цель | Темы: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. |
Задачи | 1. Выявить особенности развития эмоций в дошкольном возрасте. 2. Проанализировать основные теоретические подходы эмоционального развития детей дошкольного возраста. 3. Ознакомится с видами коррекции эмоционально - личностной сферы развития детей дошкольного возраста; 4. Выявить путем диагностики уровень развития эмоционального развития у детей дошкольного возраста; 5. Разработать рекомендации родителям и педагогам по особенностям развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. 6. Создать игротеку. |
Основные направления саморазвития | Профессиональное Методическое Психолого - педагогическое |
Ожидаемые результаты программы профессионально - личностного саморазвития | 1. Приобрести навыки работы 2. Апробировать инновационную деятельность 3. Изучить методическую литературу, интернет – ресурсы, познакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов по данной теме; 4.Освоить новые подходы к организации 5.Накопить личный опыт. Профессиональной деятельности педагога ДОУ; 6.Усилить интерес родителей к событиям в детском саду |
Этапы реализации | 1.этап - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) 2.этап — внедрение в практику. 3.этап — представление опыта работы по теме. |
Источники саморазвития: | Методическая литература, журналы, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, открытые занятия коллег, сеть Интернет, |
2.Пояснительная записка
Настоящая программа по саморазвитию «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога - наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
3.Актуальность выбранной темы
Внедрение ФГОС ДО определяет необходимость организации в дошкольных учреждениях деятельности, направленной на развитие эмоционального интеллекта.
В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие» отмечена важность развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Впервые термин эмоциональный интеллект был введен в 1990г. американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером и его определение звучит так - эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание, как свои собственные, так и других людей, а также способность правильного управления эмоциями.
Главный смысл развития эмоционального интеллекта – умение выстраивать отношения в любых условиях, он должен развиваться ещё в детском возрасте.
У дошкольника формируется любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнаёт способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются управление своим поведением, планирование своих действий, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. Другими словами, для того чтобы ребёнок был успешным, он должен уже в дошкольном детстве научиться решать задачи трёх типов: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Формирование эмоциональной регуляции поведения часто рассматривается в рамках проблемы развития эмоциональной сферы. Ребёнок сам становится способен в какой-то мере осознанно сдерживать и модулировать свои эмоциональные реакции, однако в целом для него характерны живость и непосредственность. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе представляет собой процесс постепенного усовершенствования способности регулировать эмоциональное поведение.
Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно чтобы ребёнок знал и понимал, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них – ключ к познанию окружающего мира. Эмоции позволяют людям эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект - основа успешного, а главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слабо – развитыми социальными навыками и низким EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развитие EQ в самом раннем возрасте.
зачем развивать эмоциональный интеллект?
Сейчас это не просто модная тема, это действительно очень важное направление в развитии ребёнка.
Когда мы развиваем эмоциональную сферу, мы помогаем ребенку:
- Определить свои чувства
- Внимательно относиться к чувствам другого человека
Оба пункта важны для определения личностных границ.
Нас в детстве этому не учили, поэтому сейчас многим из нас приходится страдать от того, что мы не умеем выстраивать здоровые границы. Зачастую мы ощущаем себя униженным, уязвлёнными, испытываем чувство вины, и, главное - имеем низкую самооценку.
Конечно, мы хотим помочь нашим детям быть более здоровыми в психологическом плане.
Также эмоциональный интеллект позволяет не только понимать свои эмоции, но и контролировать их! И, конечно, в процессе обучения мы вместе с ребёнком перестаём бояться озвучивать свои чувства, и начинаем прямо и открыто говорить о них. А это качество является одним из основных в выстраивании гармоничной и осознанной жизни.
4. Цель и задачи программы
Цель: Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
2. Выявить особенности развития эмоций в дошкольном возрасте.
3. Проанализировать основные теоретические подходы эмоционального развития детей дошкольного возраста.
4. Ознакомится с видами коррекции эмоционально - личностной сферы развития детей дошкольного возраста;
5. Выявить путем диагностики уровень развития эмоционального развития у детей дошкольного возраста;
Изучение психолого-педагогической литературы, связанной с целями и задачами реализации методической темы
Цель: выявить и изучить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Список литературы | Сроки |
5Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : Практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М. : Генезис, 2003. — 153 с. | В течении года |
Изучение и использование с детьми 3-4 лет игровых упражнений Н.С. Ежкова Эмоциональное развитие дошкольников | В течении года |
Изучение книги Виктории Шуманской, где живут эмоции | В течении года |
Перспективный план на 2023-2024 учебный год.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Создание в группе уголка настроения «Дерево настроение» | сентябрь |
2. | Знакомство детей с эмоциями | Сентябрь - май |
3. | Изучить работу с кубиком Блума Эмоциональное развитие | Сентябрь - май |
4. | Родительское собрание «Внутри семейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка» | Февраль |
5. | Отчет теме на педсовете | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования по теме: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень больш...
Карта самообразования педагога - психолога по теме "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособи...
Тема родительского собрания: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...
Тема самообразования «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста...
Протокол родительского собрания. Тема «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Протокол родительского собрания №4группы №2 «Пчелки»Тема: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»...
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....
Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Данная программа имеет концентрический характер — тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Её участники в ходе работы учатся понимать себя, с уваж...