Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Глухова Галина Юрьевна

Проблема познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является современной и актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №24 «Родничок»

                        г. Вольска Саратовской области

 Экологическое воспитание  детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель : Глухова Галина Юрьевна

Г.Вольск 2022

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся охранное взаимодействие с нею. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Сегодня она понимается и как социально-педагогическая проблема, решение которой обеспечит воспитание нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых необходимо начинать с детства, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В связи с эти большая ответственность за формирование нового поколения, обладающего экологической культуры, ложится на дошкольное образование.

Таким образом, проблема познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является современной и актуальной.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Познавательные способности – это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности.

Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость), особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т.д. [Педагогический словарь].

Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Познавательные способности – это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности.

Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость), особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т.д.

Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить пять основных аспектов, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: восприятие, внимание, память, воображение и мышлениею.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательное развитие как важнейшее направление дошкольного образования и определяет его задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира .[

      В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Выявленные теоретико-методические основы и особенности познавательного развития дают нам возможность предположить, что эффективной организационной формой, интегрирующей многообразие его задач, содержания, средств и способов может быть экологический кружок.

В рамках данного раздела опишем ход и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективных способов и условий познавательного развития детей среднего дошкольного возраста (старшей группы).

Практическая работа проводился нами на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 «Родничок» г.Вольск Саратовской области». В экспериментальной работе приняли участие дети среднего дошкольного возраста старшей группы.

Опытно-экспериментальная работа протекала в три этапа:

  • констатирующий – сентябрь – октябрь 2020 года;
  • формирующий – ноябрь – май 2021 года;
  • контрольный – май – июнь 2021 года.
  • Констатирующий этап эксперимента проводился в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков.и.др.).
      Наряду с живым словом педагога важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ являются средства обучения ,оказывая большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

  В нашем детсом саду используются следукщие средства обучения:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Предметно-пространственная развивающая среда отвечает требованиям ФГОС ДО, администрация и педагоги самостоятельно определяют средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы

Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию детей осуществлялась путём интеграции в совместную непрерывную образовательную деятельность в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы протекал в три этапа:

- I – подготовительный;

- II – основной (деятельностный);

- III – заключительный (контрольный).

На подготовительном этапе были проведены необходимые мероприятия для эффективной организации познавательного развития детей. Например:

- разработаны методические рекомендации по использованию организационных форм и технологий познавательного развития (для большей доступности все они размещены на сайте ДОО в разделе «Методическая шкатулка». Адрес доступа – http://mbdou15kras.ucoz.ru/index/metodicheskie_dokumenty/0-75);

- проведено заседание Педагогического совета на тему: «Методика познавательного развития детей»;

- организован методический семинар «Педагогические условия и способы использования проектной деятельности в познавательном развитии детей»;

- в целях изучения лучших педагогических практик познавательного развития проведен мастер-класс «ТРИЗ-задачи и их использование в организованной образовательной деятельности»;

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер.Это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Задания для размышления:

• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);

В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

Целью использования занятия-ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос¬ти, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.

Приведём примеры таких занятий.

Занятие «Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; разви¬вать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Занятие «Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать вообра¬жение, фантазию; обобщить представления о веществах в раз¬личных агрегатных состо Как показывают наблюдения, метод экспериментирования – один из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Кроме того, детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. экспериментальная деятельность дает детям возможность общения, проявления самостоятельности, свободу действий, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими признаки, свойства, явления природы.

 Интересной формой познавательного развития стало коллекционирование. Колекционирование – одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка.

Особое место в группе заняла коллекция предметов русского быта, котрые дополнили музей-уголок «Русская изба».

Для обеспечения познавательной активности детей широко использовали технологию проектной деятельности детей.Например, были разработаны познавательно-исследовательские проекты такие как:

  • «Карамель чупа-чупс – вред или польза?»
  • «Секреты здоровья», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека;
  • «Моя любимая игрушка», во время реализации которого каждый ребенок смог узнать какие они бывают, в какие игрушки играли в прошлом;
  • «Молоко и молочные продукты», с помощью которого дети познакомились с пользой молока и молочных продуктов, поняли значимость молока для питании растущего детского организма.

Работа по познавательному развитию детей проводилась также в режимные моментв: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании, например, легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок – получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью бывает грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

   Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников также обратили внимание на пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Совместно с родителями, например, были подготовлены следующие пособия:

  • макеты и модули планет солнечной системы,
  • коллекция минералов, часов, календарей,
  • дорожные, математические знаки,
  • географическая карта мира для детей, карта с. Давыдовка Пугачёвского района, приобретены глобусы,
  • микролаборатория,
  • дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

    Для решения задач познавательного развития и повышения компетентности родителей в вопросах развития у детей познавательной активности, мы использовали следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:

- родительские собрания, например: на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательного развития»;

- консультации, беседы, например: «Ребенок в мире растений», «Не ответить на вопрос – преступно» и др.;

- оформление фотовыставок, выставок работ детско-родительского творчества;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

     В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, разобрались в понятии и сущности познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста

Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»Программное содержание:1. Познакомить детей с новым растением каланхое, дать сведения о строен...

выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...