Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Проблема познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является современной и актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №24 «Родничок»
г. Вольска Саратовской области
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель : Глухова Галина Юрьевна
Г.Вольск 2022
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся охранное взаимодействие с нею. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Сегодня она понимается и как социально-педагогическая проблема, решение которой обеспечит воспитание нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых необходимо начинать с детства, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В связи с эти большая ответственность за формирование нового поколения, обладающего экологической культуры, ложится на дошкольное образование.
Таким образом, проблема познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является современной и актуальной.
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
Познавательные способности – это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности.
Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость), особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т.д. [Педагогический словарь].
Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс.
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
Познавательные способности – это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности.
Для указанных способностей характерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость), особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т.д.
Познавательные способности человека – это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить пять основных аспектов, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: восприятие, внимание, память, воображение и мышлениею.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательное развитие как важнейшее направление дошкольного образования и определяет его задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира .[
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Известно, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Выявленные теоретико-методические основы и особенности познавательного развития дают нам возможность предположить, что эффективной организационной формой, интегрирующей многообразие его задач, содержания, средств и способов может быть экологический кружок.
В рамках данного раздела опишем ход и результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективных способов и условий познавательного развития детей среднего дошкольного возраста (старшей группы).
Практическая работа проводился нами на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 «Родничок» г.Вольск Саратовской области». В экспериментальной работе приняли участие дети среднего дошкольного возраста старшей группы.
Опытно-экспериментальная работа протекала в три этапа:
- констатирующий – сентябрь – октябрь 2020 года;
- формирующий – ноябрь – май 2021 года;
- контрольный – май – июнь 2021 года.
- Констатирующий этап эксперимента проводился в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков.и.др.).
Наряду с живым словом педагога важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ являются средства обучения ,оказывая большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В нашем детсом саду используются следукщие средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Предметно-пространственная развивающая среда отвечает требованиям ФГОС ДО, администрация и педагоги самостоятельно определяют средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы
Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию детей осуществлялась путём интеграции в совместную непрерывную образовательную деятельность в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы протекал в три этапа:
- I – подготовительный;
- II – основной (деятельностный);
- III – заключительный (контрольный).
На подготовительном этапе были проведены необходимые мероприятия для эффективной организации познавательного развития детей. Например:
- разработаны методические рекомендации по использованию организационных форм и технологий познавательного развития (для большей доступности все они размещены на сайте ДОО в разделе «Методическая шкатулка». Адрес доступа – http://mbdou15kras.ucoz.ru/index/metodicheskie_dokumenty/0-75);
- проведено заседание Педагогического совета на тему: «Методика познавательного развития детей»;
- организован методический семинар «Педагогические условия и способы использования проектной деятельности в познавательном развитии детей»;
- в целях изучения лучших педагогических практик познавательного развития проведен мастер-класс «ТРИЗ-задачи и их использование в организованной образовательной деятельности»;
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер.Это уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Задания для размышления:
• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.
Метод противоречий:
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
Целью использования занятия-ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под-вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос¬ти, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.
Приведём примеры таких занятий.
Занятие «Газообразные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; разви¬вать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
Занятие «Цветные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; развивать вообра¬жение, фантазию; обобщить представления о веществах в раз¬личных агрегатных состо Как показывают наблюдения, метод экспериментирования – один из самых эффективных методов познания явлений окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Кроме того, детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. экспериментальная деятельность дает детям возможность общения, проявления самостоятельности, свободу действий, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими признаки, свойства, явления природы.
Интересной формой познавательного развития стало коллекционирование. Колекционирование – одна из форм познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка.
Особое место в группе заняла коллекция предметов русского быта, котрые дополнили музей-уголок «Русская изба».
Для обеспечения познавательной активности детей широко использовали технологию проектной деятельности детей.Например, были разработаны познавательно-исследовательские проекты такие как:
- «Карамель чупа-чупс – вред или польза?»
- «Секреты здоровья», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека;
- «Моя любимая игрушка», во время реализации которого каждый ребенок смог узнать какие они бывают, в какие игрушки играли в прошлом;
- «Молоко и молочные продукты», с помощью которого дети познакомились с пользой молока и молочных продуктов, поняли значимость молока для питании растущего детского организма.
Работа по познавательному развитию детей проводилась также в режимные моментв: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании, например, легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок – получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью бывает грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.
Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников также обратили внимание на пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Совместно с родителями, например, были подготовлены следующие пособия:
- макеты и модули планет солнечной системы,
- коллекция минералов, часов, календарей,
- дорожные, математические знаки,
- географическая карта мира для детей, карта с. Давыдовка Пугачёвского района, приобретены глобусы,
- микролаборатория,
- дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».
Для решения задач познавательного развития и повышения компетентности родителей в вопросах развития у детей познавательной активности, мы использовали следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:
- родительские собрания, например: на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательного развития»;
- консультации, беседы, например: «Ребенок в мире растений», «Не ответить на вопрос – преступно» и др.;
- оформление фотовыставок, выставок работ детско-родительского творчества;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к развитию познавательной активности детей.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, разобрались в понятии и сущности познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-273336-1377263194.jpg)
Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)
1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3. Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...
Проект по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста
Проект разработан по программе "Школа 2100" на старший дошкольный возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"
Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"
Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/27/picture-464513-1435417772.jpg)
Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»
Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»Программное содержание:1. Познакомить детей с новым растением каланхое, дать сведения о строен...
выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».
Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...