Понятие межличностных отношений
статья

Щигорева Елена Валерьевна

Понятие межличностных отношений

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка.

Проблеме межличностных отношений уделено достаточно большое внимание в трудах педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная важность взаимоотношений с другими людьми притягивала к этой действительности внимание многих исследователей. Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития.

Межличностные      отношения      относят      к      особым      отношениям.

«Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Так определяется понятие

«межличностные отношения» в «Словаре практического психолога».

 

Характер и направление межличностных отношений находятся в зависимости от содержания деятельности и ценностей, общепринятых группой. Групповая деятельность определяет межличностные отношения, порождая их, оказывает на их содержание и опосредствует вступление ребенка в общность. Как раз в совместной деятельности и в общении межличностные взаимоотношения реализуются и преобразуются.

 

Личность человека становится видимой через отношения с окружающими. Отношения создают наилучшую возможность для «полной боевой готовности», чтобы быть в гармонии с самим собой, другими и окружающей средой. Вся система человеческих отношений реализуется в общении.

Взаимоотношения людей основаны на двух различных принципах, которые можно охарактеризовать как «Обособленность» или «Я» - «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» - «Ты».

Наиболее важная специфическая особенность межличностных отношений

- эмоциональная основа, то есть, они появляются и развиваются на основе определенных чувств, возникающих в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений содержит все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) считается главной характеристикой, оказывающей большое влияние на межличностные отношения.

А.П. Жавнерко выделены основные феномены социальных межличностных отношений:

  1. Симпатия - предпочтительная привлекательность. Вызывает когнитивную, эмоциональную, поведенческую реакцию, эмоциональную привлекательность.
  2. Аттракция – притягивание одного человека к другому, процесс предпочтения, двустороннего притяжения, обоюдной симпатии.
  3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-то или чего-то.
  4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на эмоции другой), которая имеет следующие уровни.

 

Первый содержит в себе когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде осознания психического состояния другого человека (без перемены собственного состояния).

Второй уровень подразумевает эмпатию в форме не только осознания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.

Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая считается мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (ощущение) и более эффективной.

  1. Совместимость (оптимальное соединение психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общей деятельности) – несовместимость.
  2. Сработанность (удовлетворенность от общения; слаженность). На проявления межличностных отношений оказывают большое влияние пол, возраст, национальность, темперамент, социальный статус, профессия и т. д.

Межличностные отношения в детской группе выступают как довольно сложное социально-психологическое явление и подчиняются поставленным закономерностям.

Первая из них – предопределенность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе.

Вторая закономерность межличностных отношений в детской группе – это их зависимость от общей деятельности.

Третья закономерность – их многоуровневая природа.

 

Развитие отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста плотно связано с развитием личности ребенка. А также с тем, что баланс предметного и личностного начал изменяется в течении дошкольного возраста. Изучив взгляды исследователей на понятие межличностных отношений, целесообразно остановиться на определении, данном в Словаре

- справочнике по педагогике: «Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие межличностных отношений

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Особенно велика роль общения в становлении личности ребенка.

Проблеме межличностных отношений уделено достаточно большое внимание в трудах педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная важность взаимоотношений с другими людьми притягивала к этой действительности внимание многих исследователей. Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития.

Межличностные      отношения      относят      к      особым      отношениям.

«Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Так определяется понятие

«межличностные отношения» в «Словаре практического психолога».

Характер и направление межличностных отношений находятся в зависимости от содержания деятельности и ценностей, общепринятых группой. Групповая деятельность определяет межличностные отношения, порождая их, оказывает на их содержание и опосредствует вступление ребенка в общность. Как раз в совместной деятельности и в общении межличностные взаимоотношения реализуются и преобразуются.

Личность человека становится видимой через отношения с окружающими. Отношения создают наилучшую возможность для «полной боевой готовности», чтобы быть в гармонии с самим собой, другими и окружающей средой. Вся система человеческих отношений реализуется в общении.

Взаимоотношения людей основаны на двух различных принципах, которые можно охарактеризовать как «Обособленность» или «Я» - «Он» и второе начало «Сопричастность» или «Я» - «Ты».

Наиболее важная специфическая особенность межличностных отношений

- эмоциональная основа, то есть, они появляются и развиваются на основе определенных чувств, возникающих в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений содержит все виды эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) считается главной характеристикой, оказывающей большое влияние на межличностные отношения.

А.П. Жавнерко выделены основные феномены социальных межличностных отношений:

  1. Симпатия - предпочтительная привлекательность. Вызывает когнитивную, эмоциональную, поведенческую реакцию, эмоциональную привлекательность.
  2. Аттракция – притягивание одного человека к другому, процесс предпочтения, двустороннего притяжения, обоюдной симпатии.
  3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-то или чего-то.
  4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на эмоции другой), которая имеет следующие уровни.

Первый содержит в себе когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде осознания психического состояния другого человека (без перемены собственного состояния).

Второй уровень подразумевает эмпатию в форме не только осознания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.

Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая считается мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (ощущение) и более эффективной.

  1. Совместимость (оптимальное соединение психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общей деятельности) – несовместимость.
  2. Сработанность (удовлетворенность от общения; слаженность). На проявления межличностных отношений оказывают большое влияние пол, возраст, национальность, темперамент, социальный статус, профессия и т. д.

Межличностные отношения в детской группе выступают как довольно сложное социально-психологическое явление и подчиняются поставленным закономерностям.

Первая из них – предопределенность природы межличностных отношений тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе.

Вторая закономерность межличностных отношений в детской группе – это их зависимость от общей деятельности.

Третья закономерность – их многоуровневая природа.

Развитие отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста плотно связано с развитием личности ребенка. А также с тем, что баланс предметного и личностного начал изменяется в течении дошкольного возраста. Изучив взгляды исследователей на понятие межличностных отношений, целесообразно остановиться на определении, данном в Словаре

- справочнике по педагогике: «Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...