Формы и методы организации разнообразной детской деятельности по ранней профориентации
статья (старшая группа)
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы организации разнообразной детской деятельности по их ранней профориентации.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду мы знакомим детей с многообразием и широким выбором профессий. Работу по ознакомлению с трудом взрослых и с окружающим миром можно начинать уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через художественную литературу, сказки, малые фольклорные формы, игры, общение со взрослыми и из средств массовой информации узнают о разных профессиях. В своей группе я знакомлю детей со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересуюсь, кем ребята хотят стать, когда вырастут.
Чем больше ребенок будет владеть информацией, чем больше приобретет разных умений и навыков, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В своей работе по ранней профориентации я стремлюсь к тому, чтобы дети понимали:
- что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место; (труд человека кормит , поит , одевает , только в труде можно достичь определенных результатов)
- уважали всех, кто трудится, и ценили результаты их труда; (помощник воспитателя , дворник)
- были готовы трудиться сами- по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; (например в играх: «Генеральная уборка», «Зачем это нужно делать»)
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу, и развивали бы свои трудовые способности.
Работу по ранней профориентации дошкольников осуществляю через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. (работа на огороде, в цветнике, выполнение поручений, дежурство, изготовление игрушек -поделок. в играх «Всему свое место», «Наши помощники»)
В своей работе по данной теме я использую разнообразные формы и методы организации детской деятельности:
Экскурсии: экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия («В кабинете медицинского работника», «В гостях у повара, на кухне», «На почте»).
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии я отправляюсь с детьми туда, где мы не можем побывать (Арктика и Антарктика, космодром).
Сюжетно-ролевые игры: именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
(На приеме у доктора, В библиотеке, Пожарник, Регулировщик, Почтальон, Парикмахер, Магазин)
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий. (Моряк, военнослужащий, пекарь). На темы: «Море в жизни моряка», «Кто такой военнослужащий»
Дидактические игры, наглядные пособия. (собери картинку, что лишнее, кому какие инструменты; серии картин по профессиям, подборка словесных дидактических игр «Кто чем занимается», «Кто больше знает профессий», «Подскажи словечко»)
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. «А что у вас» С. Михалкова, «Кем быть ?» Маяковского. С. Маршак «Почта» ,«Все профессии нужны , все профессии -важны»
Продуктивная деятельность: (рисование, фотоальбомы, вернисажи, выставки, изготовление атрибутов к играм, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов); «Мамины помощники», «Умелые руки не знают скуки».
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности. (Например «рыболов», «спортсмен»)
Выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого, а также самостоятельно);
Экспериментирование. (В поисках необычных профессий)
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепляю знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: работа по ранней профориентации дошкольников проходит при тесном взаимодействии с родителями( Проектная деятельность, фотовыставки , встречи с представителями разных профессий, семейные клубы.) Детям необходимо знать, кем работают их родители, бабушки и дедушки. Ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека.
В своей работе с дошкольниками по ранней профориентации я использую разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
- Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей :«Кому это нужно» , « Выбираем работу»
« Работа моих родителей».
- Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения : Г.Сапгир «Садовник», С.Маршак «Почта, Пожар»,С.Михалкоа «Дядя Степа» , «А что у вас».
- Практические : трудовые поручения,(хоз.-бытовой труд по уборке помещения, труд в природе-уход за растениями), обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации (ТРИЗ алгоритм решения изобретательных задач при выходе из проблемной ситуации «Хорошо – плохо» «Подготовка к празднику»), сюжетно-ролевые игры «За обеденным столом», «Большая уборка».
- Игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты.
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
− показ,
− объяснение,
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,
− обсуждение труда и его результатов,
− оценка.
Работа по профориентации строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда, наглядных пособий , видео материала. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов.Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, повара, дворника, охранника.
Я считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развив...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-346482-1568580613.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1317943-1621184201.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....
Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/21/picture-1083705-1545418243.jpg)
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-206593-1361702698.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знан...