Формы и методы организации разнообразной детской деятельности по ранней профориентации
статья (старшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы организации разнообразной детской  деятельности  по их ранней профориентации.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду мы знакомим детей с многообразием и широким выбором профессий. Работу по ознакомлению с трудом взрослых и с окружающим миром можно начинать уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через художественную литературу, сказки, малые фольклорные формы, игры, общение со взрослыми и из средств массовой информации узнают о разных профессиях. В своей группе я знакомлю детей со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересуюсь, кем ребята хотят стать, когда вырастут.

Чем больше ребенок будет владеть информацией, чем больше приобретет   разных умений и навыков, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. 

В своей работе по ранней профориентации я стремлюсь к тому, чтобы дети понимали:

-  что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место; (труд человека кормит , поит , одевает , только в труде можно достичь определенных результатов)

- уважали всех, кто трудится, и ценили результаты их труда; (помощник воспитателя , дворник)

- были готовы трудиться сами- по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; (например в играх: «Генеральная уборка», «Зачем это нужно делать»)

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу, и развивали бы свои трудовые способности.

Работу по ранней профориентации дошкольников осуществляю через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. (работа на огороде, в цветнике, выполнение поручений, дежурство, изготовление игрушек -поделок. в играх «Всему свое место», «Наши помощники»)

В своей работе по данной теме я использую разнообразные формы и методы организации детской деятельности: 

Экскурсии: экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия («В кабинете медицинского работника», «В гостях у повара, на кухне»,  «На почте»).

Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии я отправляюсь с детьми туда, где мы не можем побывать (Арктика и Антарктика, космодром).

Сюжетно-ролевые игры: именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

(На приеме у доктора, В библиотеке, Пожарник, Регулировщик, Почтальон, Парикмахер, Магазин)

Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий. (Моряк, военнослужащий, пекарь). На темы: «Море в жизни моряка», «Кто такой военнослужащий»

Дидактические игры, наглядные пособия. (собери картинку, что лишнее, кому какие инструменты; серии картин по профессиям, подборка словесных дидактических игр «Кто чем занимается», «Кто больше знает профессий», «Подскажи словечко»)

Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. «А что у вас» С. Михалкова, «Кем быть ?» Маяковского. С. Маршак «Почта» ,«Все профессии нужны , все профессии -важны»

Продуктивная деятельность: (рисование, фотоальбомы, вернисажи, выставки,  изготовление атрибутов к играм,  аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов); «Мамины помощники», «Умелые руки не знают скуки».

ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности. (Например «рыболов», «спортсмен»)

Выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого, а также самостоятельно);

Экспериментирование. (В поисках необычных профессий)

Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепляю знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.

Работа с родителями: работа по ранней профориентации дошкольников проходит при тесном взаимодействии с родителями( Проектная деятельность, фотовыставки , встречи с представителями разных профессий, семейные клубы.) Детям необходимо знать, кем работают их родители, бабушки и дедушки. Ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека.

В своей  работе  с дошкольниками по ранней профориентации я  использую разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

- Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков, просмотр видеозаписей :«Кому это нужно» , « Выбираем работу»
« Работа моих родителей».

- Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы,  малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения : Г.Сапгир «Садовник», С.Маршак «Почта, Пожар»,С.Михалкоа «Дядя Степа» , «А что у вас».

- Практические : трудовые поручения,(хоз.-бытовой труд по уборке помещения, труд в природе-уход за растениями), обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, игровые обучающие ситуации (ТРИЗ  алгоритм решения изобретательных задач при выходе из проблемной ситуации «Хорошо – плохо» «Подготовка к празднику»),  сюжетно-ролевые игры «За обеденным столом», «Большая уборка».

- Игровые, к которым относятся: дидактические игры,  игровые упражнения,  игры с правилами,  словесные игры,  игры-воображения,  игры-шутки,  сюжетно-ролевые игры,  сюрпризные моменты.

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

− показ,

− объяснение,

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций,

− обсуждение труда и его результатов,

− оценка.

 Работа по профориентации строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда, наглядных пособий , видео материала. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов.Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры,  повара, дворника, охранника.

    Я считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Я надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развив...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприи...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"

Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас ребенок готов к получению новых знан...