Развивающая дополнительная программа с детьми дошкольного возраста «Волшебная кисточка»
рабочая программа (подготовительная группа)
Основная цель организации кружковых занятий «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования.
- Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ города КАНСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
Развивающая дополнительная программа с детьми дошкольного возраста «Волшебная кисточка»
Срок реализации программы 2 года
Юридический адрес: 663615, РФ, Красноярский край,
г.Канск, Северо–Западный м/н 47,
Электронный адрес: e-mail: doy_47_teremok@mail.ru
тел. (39161) 3-68-44
Разработчики программы:
О.А,Сырокваш – старший воспитатель в.кв.категория
А.А. Иванова – воспитатель
Принято на педагогическом совете МБДОУ №47 Протокол №____ от______________ | Утверждаю Заведующий МБДОУ №47 Н.В.Уралкина______ Приказ №__________ от_________________ |
Оглавление
Введение | стр. | |
1 | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи реализации программы | 5 |
1.3. | Основные принципы программы | 5-6 |
1.4. | Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего, старшего, подготовительного возраста. | 6-7 |
1.5. | Планируемые результаты | 7 |
2. | Содержательный раздел | 7-8 |
2.1. | Расписание кружковых занятий | 8 |
2.2. | Перспективное планирование программы «Волшебная кисточка» | 8-9 |
2.3. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников | 9-10 |
2.4. | Контрольно-измерительные материалы | 10-11 |
3. | Организационный раздел | 11 |
3.1. | Методическое обеспечение образовательной программы | 11 |
3.2. | Документация программы «Волшебная кисточка» | 12 |
Приложение 1 |
Введение
Дополнительная общеобразовательная программа МБДОУ (Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. В МБДОУ № 47 комбинированного вида были организованы дополнительные кружковые занятия по рисованию, которые охватывают различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.
- Цели и задачи реализации программы
Основная цель организации кружковых занятий «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования.
- Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
- Основные принципы программы
- Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту.
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)
- Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).
- Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» является детским садом комбинированного вида (Лицензия: серия А № 0000644, регистрационный № 5944-л от 06.09.2011года).
Данная программа направлена на расширение развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования.
Содержание Программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов, а также особенности организации образовательной деятельности.
Особенности развития детей дошкольного возраста (Приложение 1)
- Планируемые результаты
- Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Волшебная кисточка» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества.
- У дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг).
- Дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах).
- Развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке).
- Развиваются художественно-творческие способности дошкольников.
- Содержательный раздел
Данная программа предполагает:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- различать и называть техники нетрадиционного рисования;
- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту.
- уметь применять полученные знания на практике;
- знать основы цветоведения;
- развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
2.1. Расписание кружковых занятий
Название | Количество занятий | Продолжительность занятий | |
«Волшебная кисточка» | в неделю | в год | 40 мин |
2 | 96 |
Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 96 занятия.
2.2. Перспективное планирование программы «Волшебная кисточка»
Требования к уровню подготовки детей.
«Познавательное развитие»
При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.
«Речевое развитие»
В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.
«Театрализованная деятельность»
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа.
«Музыкальное воспитание»
В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.
Основная цель сотрудничества детского сада и семьи, в соответствии с ФГОС ДО:
- изучение запроса родителей к Программе воспитания их ребенка;
-мониторинг возможностей каждой семьи в соучастии с педагогами по выполнению Программы;
-содействие созданию между родителями коллектива единомышленников, дружеских взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.
Получить готовый теоретический материал по той или иной теме, обсудить различные ситуации детско- родительского взаимодействия, предложить свои варианты решения и попытаться посмотреть на многие вопросы «глазами ребенка», чтобы лучше понять своих детей, становится возможным благодаря разнообразным формам взаимодействия с родителями:
- индивидуальные консультации
- беседы
- дискуссионно-практические встречи
- мастер-классы
- семинары-практикумы
- библиотека для родителей.
2.4.Контрольно-измерительные материалы
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Критерии | Итог | ||
Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | Декоративная деятельность | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Техника работы с материалами
Ребенок знает, как выглядят материалы, с которыми он работает. Самостоятельно может его найти и сказать, как он называется (н-р: паралоновая губка, жесткая кисть, свеча, нить, ватная палочка).
Предметное и сюжетное изображение
Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа.
Декоративная деятельность
Ребенок знает как выглядит дымковская игрушка и филимоновская игрушка, знаком с такими росписями как городецкая, хохломская.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В,средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
3.Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение образовательной программы
Программно-методическое обеспечение:
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
- И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
- К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
- Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
- Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
- Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.
3.2.Документация программы «Волшебная кисточка»
- протокол педагогического Совета
- заявления родителей (законных представителей)
- договор с родителями
- перспективный план работы с детьми
- табель посещаемости детей.
Приложение 1
Особенности развития детей дошкольного возраста
4-5 лет средняя группа | Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи» Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. |
5-6 лет старшая группа | Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели». Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. |
6-7 лет подготовительная группа | Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики» К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-128901-1351532825.jpg)
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873542-1483939477.jpg)
Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.
Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года Автор-соста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1249019-1589469595.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-615266-1598516030.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-860158-1480778998.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Волшебная кисточка»(4-7лет)в соответствии с ФГОС ДО.
Программа для детей ДОУ "Волшебная кисточка"(4- 7 лет). Программа имеет 3 цикла ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-1361848-1636403173.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"
Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадицио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-340104-1384955709.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интере...