Развивающая дополнительная программа с детьми дошкольного возраста «Волшебная кисточка»
рабочая программа (подготовительная группа)

Лочинова Алина Александровна

Основная цель организации кружковых занятий «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  2. Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  3. Развивать художественно –  творческие способности детей.
  4. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования.
  5. Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.
  6. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  7. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
  9. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ города КАНСКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Развивающая дополнительная программа с детьми дошкольного возраста «Волшебная кисточка»

        

                 

                                Срок реализации программы 2 года

Юридический адрес: 663615,  РФ, Красноярский край,

г.Канск,  Северо–Западный м/н 47,                              

Электронный адрес:  e-mail: doy_47_teremok@mail.ru

тел. (39161) 3-68-44 

  Разработчики программы:

О.А,Сырокваш – старший воспитатель в.кв.категория

А.А. Иванова – воспитатель

Принято

на педагогическом совете

МБДОУ №47

Протокол №____

от______________        

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ №47

Н.В.Уралкина______

Приказ №__________  

от_________________


Оглавление

Введение  

стр.

1

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цели и задачи реализации программы

5

1.3.

Основные принципы программы

5-6

1.4.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей среднего, старшего, подготовительного возраста.

6-7

1.5.

Планируемые результаты

7

2.

Содержательный раздел

7-8

2.1.

Расписание кружковых занятий

8

2.2.

Перспективное планирование программы «Волшебная кисточка»

8-9

2.3.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

9-10

2.4.

Контрольно-измерительные материалы

10-11

3.

Организационный раздел

11

3.1.

Методическое обеспечение образовательной   программы

11

3.2.

Документация программы «Волшебная кисточка»

12

Приложение 1


Введение

Дополнительная общеобразовательная программа  МБДОУ (Программа) разработана в  соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

РФ»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка  на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учётом психологических  аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. В МБДОУ № 47 комбинированного вида были организованы дополнительные кружковые занятия по рисованию, которые охватывают  различные  стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой  обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.

  1. Цели и задачи реализации программы

Основная цель организации кружковых занятий «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  2. Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  3. Развивать художественно –  творческие способности детей.
  4. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования.
  5. Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.
  6. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  7. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
  9. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

  1. Основные принципы программы

  1. Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
  2. Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту.
  3. Принцип развивающего характера художественного образования.
  4. Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
  5. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  6. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  7. Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего)
  8. Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  9. Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
  10.  Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  11.  Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
  12.  Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).

  1. Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 47 «Теремок» является детским садом комбинированного вида (Лицензия: серия А № 0000644,  регистрационный № 5944-л  от 06.09.2011года).

Данная программа направлена на расширение развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования.

Содержание Программы  включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

         Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы  к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов, а также особенности организации образовательной деятельности.

Особенности развития детей дошкольного возраста (Приложение 1)

  1. Планируемые  результаты
  1. Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Волшебная кисточка» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества.
  2. У дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг).
  3. Дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах).
  4. Развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке).
  5. Развиваются художественно-творческие способности дошкольников.

  1. Содержательный раздел

Данная программа предполагает:

  • различать способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • различать и называть техники нетрадиционного рисования;
  • знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту.
  • уметь применять полученные знания на практике;
  • знать основы цветоведения;
  • развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

2.1. Расписание кружковых занятий

Название

Количество занятий

Продолжительность занятий

«Волшебная кисточка»

в неделю

в год

40 мин

2

96

Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 96 занятия.

2.2. Перспективное планирование программы «Волшебная кисточка»

Требования к уровню подготовки детей.

«Познавательное развитие»

 При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.

«Речевое развитие»

 В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.

«Театрализованная деятельность»

Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа.

«Музыкальное воспитание»

В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.

Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Основная цель сотрудничества детского сада и семьи, в соответствии с ФГОС ДО:

- изучение запроса родителей к Программе воспитания их ребенка;

-мониторинг возможностей каждой семьи в соучастии с педагогами по выполнению Программы;

-содействие созданию между родителями коллектива единомышленников, дружеских взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми.

В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогу.

Получить готовый теоретический материал по той или иной теме, обсудить различные ситуации детско- родительского взаимодействия, предложить свои варианты решения и попытаться посмотреть на многие вопросы «глазами ребенка», чтобы лучше понять своих детей, становится возможным благодаря разнообразным формам взаимодействия с родителями:

  • индивидуальные консультации
  • беседы
  • дискуссионно-практические встречи
  • мастер-классы
  • семинары-практикумы
  • библиотека для родителей.

2.4.Контрольно-измерительные материалы

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И.ребенка

Критерии

 Итог

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Декоративная деятельность

1.

2.

3.

4.

5.

Техника работы с материалами

Ребенок знает, как выглядят материалы, с которыми он работает. Самостоятельно может его найти и сказать, как он называется (н-р: паралоновая губка, жесткая кисть, свеча, нить, ватная палочка).

Предметное и сюжетное изображение

Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа. 

Декоративная деятельность

Ребенок знает как выглядит дымковская игрушка и филимоновская игрушка, знаком с такими росписями как городецкая, хохломская.

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень - В,средний  - С, низкий - Н.   

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

3.Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение образовательной   программы

Программно-методическое обеспечение:

  1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
  2. И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
  3. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
  4. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
  6. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
  7. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
  9. Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.

3.2.Документация программы «Волшебная кисточка»

  • протокол педагогического Совета
  • заявления родителей (законных представителей)
  • договор с родителями
  • перспективный план работы с детьми
  • табель посещаемости детей.

Приложение 1

Особенности развития детей дошкольного возраста

4-5 лет

средняя группа

Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи»

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы). Возрастные и индивидуальные особенности детей представлены в рабочих программах каждой возрастной группы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

5-6 лет

старшая группа

Освоение жизни, искусства, творчества.

«Философы и изобретатели».

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников - формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.).

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.

6-7 лет

подготовительная группа

Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики»

К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.

К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.

Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года      Автор-соста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"

Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадицио...

Образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат»

Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интере...