"Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала"
материал (подготовительная группа)

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идёт восстановление утраченных связей между поколениями, идёт формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков проводятся занятия, призванные воспитывать патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kraevedeniyu.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский Белгородского района

Белгородской области»

Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала»

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                 воспитатель подготовительной «А» группы

                                                                                 Коцарева С.В.

2020 год

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему городу.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Не малую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это, же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра.

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков проводятся занятия, призванные воспитывать патриотизм.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Для достижения этой цели перед нами ставится ряд задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Решению этих задач способствует осуществляемая в нашем детском саду реализация парциальной программы для дошкольного образования «Белгородоведение». Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и является инновационной разработкой (документом) для дошкольных учреждений Белгородской области. Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми в рамках изучения курса «Белгородоведение», которая обеспечивает эффективное развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края. Основная цель парциальной интегрированной региональной программы – социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья. Задачи интегрированного курса «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста:

 формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;

 приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;

 формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;

 приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;

 воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе создан Центр патриотического воспитания. В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой.

Содержание материала в Центре патриотического воспитания:

Альбомы: «Животный мир Белгородщины», «Моя Россия», «Достопримечательности Белгородской области», открытки.

Флаг, герб и другая символика России, Белгородской области, Белгородского района

Художественная литература: стихи и рассказы о родном городе, о России, стихи, рассказы.

Тематические папки: «История национального костюма Белгородщины».

Игры: «Любимый край» (путешествие по интересным и памятным местам Белгородской области»

Презентации.

Мини-музей «Удивительный мир открыток».

Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей. Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи и для того, чтобы дети лучше знали своих предков, давали задание, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего было проведено занятие: «Моя семья», где дети приносили семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью.

Помогают родители и в создании развивающей предметно-пространственной среды.  Участвуют родители и в организации фотовыставок, выставок прикладного творчества. Можно сказать, что наши родители - полноправные и активные участники всех мероприятий проводимых в группе и в ДОУ.

И уже видны результаты нашей работы:

- у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков, прославивших Белгородщину;

-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;

- формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.

В перспективе мы планируем и дальше продолжать работу по данному направлению. Планируется составление творческих альбомов из рассказов и рисунков детей по темам «Мой посёлок», «Природа родного края» и т. д. И конечно пополнение Центра патриотического воспитания новыми экспонатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.

В статье  раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимо...

Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"

      Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...