Статья. ФГОС в ДОУ
статья

Савинова Оксана Александровна

Статья. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

-ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

-Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и Законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции  ООН о правах ребёнка.

- Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

-Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.

Основные принципы Стандарта:

  • Поддержка разнообразия детства, самоценность детства ( понимание датства как периода жизни значимого само по себе ).
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
  • Уважение личности ребёнка.
  • Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

Основные принципы ДО:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста)
  • Индивидуализация дошкольного образования
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Сотрудничество Организации с семьёй
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
  • Соответствие условий,требований возрасту и особенностям развития детей
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Цели Стандарта:

-повышение социального статуса дошкольного образования;

-обеспечение государством равенства для каждого ребёнка в получении дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи Стандарта:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка;

-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

-формирование общей культуры личности детей;

-обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

-обеспечения психолого-педагогической  поддержки семьи.

Стандарт включает в себя требования к:

  • Структуре Программы и её объёму
  • Условиям реализации Программы
  • Результатам освоения Программы

Требования к структуре ОП дошкольного образования и её объёму:

  • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования
  • Структурные подразделения в одной Организации могут реализовывать разные программы
  • Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности дошкольного возраста:

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей;

-использование в ОД форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

-построение НОД на основе взаимодействия взрослых и детей;

-поддержка взрослыми положительного отношения детей друг к другу;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей;

-выбор детьми материалов;

-защита детей от всех форм физического и психического насилия;

-поддержка родителей в воспитании детей.

  • Программа направлена на создание условий необходимых для развития детей:

  • Обеспечение эмоционального благополучия.
  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
  • Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
  • Построение вариативного развивающего образования.
  • Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка

  • Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом.
  • Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие, речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

  • Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды:

-предметно-пространственная развивающая образовательная среда(ППС).

ППС должна быть:

  • Содержательно-насыщенной  (соответствовать возрастным возможностям детей)
  • Трансформируемой (изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)
  • Полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды)
  • Вариативной (наличие в группе различных пространств, сменяемость игроврго материала)
  • Доступной

-характер взаимодействия со взрослыми;

-характер взаимодействия с другими детьми;

-система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе.

Требования к кадровым условиям реализации Программы:

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы:

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- правила пожарной безопасности;

- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды;

- материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ( не подлежат непосредственной оценке)  дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

Младенческий возраст

Завершение дошкольного образования

-интересуется окружающими предметами;

-эмоционально вовлечен в действия с игрушками;

-знает назначение бытовых предметов, умеет пользоваться ими;

-владеет простыми навыками самообслуживания;

-владеет активной речью;

-стремится к общению с взрослыми;

-проявляет интерес к сверстникам;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам;

-развита крупная моторика.

-овладевает основными культурными способами деятельности;

-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-обладает установкой положительного отношения к миру;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-обладает развитым воображением;

-достаточно хорошо владеет устной речью;

-развита крупная и мелкая моторика;

-может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

-проявляет любознательность

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Программа включает 3 основные раздела:

Раздел программы

Часть раздела программы

Целевой

(пояснительная записка (цели и задачи) и планируемые результаты)

-обязательная часть

-часть, формируемая участниками образовательных отношений

Содержательный

(описание образовательной деятельности)

-обязательная часть

-часть, формируемая участниками образовательных отношений

Организационный

(описание материально-технического обеспечения)

-обязательная часть

-часть, формируемая участниками образовательных отношений

Обязательная часть Программы (60%) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений (40%), должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 В Стандарте учитываются:

  • Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
  • Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

И поэтому группы могут быть:

-общеразвивающие;

-компенсирующие ( логопедические);

-оздоровительные ( по медицинским показателям );

-комбинированные.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей – диагностика. Результаты педагогической диагностики могут использоваться для: 1) индивидуализации образования; 2) оптимизации работы с группой детей.

Организация должна создавать возможности для:

  • Предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам;
  • Взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
  • Обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы.

 Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.№26.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь.

 В целях эффективной реализации Программы должны бить созданы условия для:

  • Профессионального развития педагогических и руководящих работников;
  • Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей;
  • Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Слайд 2

ФГОС- Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Слайд 3

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. 17 октября 20013г.

Слайд 4

Предмет регулирования Стандарта - отношения в сфере образования , возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Слайд 5

Принципы Стандарта Поддержка разнообразия детства , самоценность детства Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей Уважение личности ребёнка Реализация Программы в формах , специфических для детей данной возрастной группы

Слайд 6

Принципы ДО Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства Индивидуализация дошкольного образования Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы детей Сотрудничество Организации с семьёй Приобщение детей к социокультурным нормам Формирование познавательных интересов ребёнка Соответствие условий , требований возрасту и особенностям развития детей Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Слайд 7

Цели Стандарта Повышение социального статуса дошкольного образования Обеспечение государством равенства для каждого ребёнка в получении дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

Слайд 8

Задачи Стандарта Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка Обеспечение преемственности целей , задач и содержания образования Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс Формирование общей культуры личности детей Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ Формирование социокультурной среды , соответствующей возрастным , индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи

Слайд 9

ФГОС Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП

Слайд 10

Требование к структуре Программы Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне ДО Структурные подразделения в одной Организации могут реализовывать разные программы Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности дошкольного возраста Программа направлена на создание условий необходимых для развития детей

Слайд 11

Требование к структуре Программы Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности , мотивации и способности детей в различных видах деятельности Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 12

Требование к структуре Программы Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды ППС Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная

Слайд 13

Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия с другими детьми Система отношений ребёнка к миру , к другим людям , к самому себе

Слайд 14

Требования к условиям реализации программы Кадровые условия реализации Программы Материально-технические условия реализации Программы Финансовые условия реализации Программы

Слайд 15

Требования к результатам освоения Программы

Слайд 16

Целевые ориентиры Младенческий возраст Завершение ДО -Интересуется окружающими предметами -Эмоционально вовлечен в действия с игрушками -Знает назначение бытовых предметов , умеет пользоваться ими -Владеет простыми навыками самообслуживания -Владеет активной речью -Стремится к общению с взрослыми -Проявляет интерес к сверстникам -Проявляет интерес к стихам , песням , сказкам -Развита крупная моторика -Овладевает основными культурными способами деят-ти -Проявляет инициативу и самостоятельность -Обладает установкой положительного отношения к миру -Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми -Обладает развитым воображением -Достаточно хорошо владеет устной речью -Развита крупная и мелкая моторика -Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности -Проявляет любознательность

Слайд 17

Структура Основной Образовательной Программы Раздел Программы Часть раздела Программы Целевой Содержательный Организационный - Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений -Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений -Обязательная часть -Часть , формируемая участниками образовательных отношений

Слайд 18

Структура ООП Целевой раздел Пояснительная записка - Цели и задачи реализации Программы -Принципы и подходы к формированию Программы -Значимые характеристики ( особенности развития детей) Планируемые результаты - Конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам

Слайд 19

Структура ООП Содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии пятью образовательными областями Описание вариативных форм , способов , методов и средств реализации Программы Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями Иные характеристики содержания Программы , наиболее существенные с точки зрения авторов

Слайд 20

Структура ООП Организационный раздел Описание материально-технического обеспечения Программы Распорядок и режим дня Особенности традиционных событий , праздников и мероприятий Особенности организации развивающей Предметно-пространственной среды

Слайд 21

Обязательная часть программы - 60% Часть , формируемая участниками образователь-ных отношений – 40%

Слайд 22

В Стандарте учитываются: Индивидуальные потребности ребёнка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации

Слайд 23

Диагностика детей Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой детей

Слайд 24

Организация должна создавать возможности для: Предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам Взрослых по поиску , использованию материалов , обеспечивающих реализацию Программы Обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы

Слайд 25

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» , утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26

Слайд 26

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья , осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности , должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Слайд 27

В ДО должны быть созданы условия для: Профессионального развития педагогических и руководящих работников Консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....

Статья «ФГОС ДО - стандарт поддержки о взаимодействии разнообразия детства».

В нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме «Домашние животные и птицы».  Мы с детьми тоже изучили эту тему.  Я внесла в работу с детьми новшество.  Изобрели с детьми ...

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

Статья «ФГОС дошкольного образования - поддержка разнообразия детства»

Все мы знаем, что в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение ФГОС было связано с тем, что необходима была стандартизация содержания дошкольного образова...

Статья:ФГОС: ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?

По ФГОС пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Тогда ребенок будет понимать, что его ценят и принимают таким, какой он есть...