Статья:ФГОС: ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?
статья (младшая группа)

По ФГОС пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Тогда ребенок будет понимать, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать его и понять. Воспитатель должен стремиться пробудить познавательную активность детей, создать условия для проявления детской инициативы, жизнерадостности, любопытства и стремления узнавать новое. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fgos_raevskaya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ВОСПИТАТЕЛЬ?

Раевская З.А., ГБДОУ №66

По ФГОС пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Тогда ребенок будет понимать, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать его и понять. Воспитатель должен стремиться пробудить познавательную активность детей, создать условия для проявления детской инициативы, жизнерадостности, любопытства и стремления узнавать новое. [1]

Помимо функции сбережения здоровья и жизни детей, воспитатель призван помочь ребенку раскрыться, свободно чувствовать себя в социуме, сохраняя свою индивидуальность.

Для этого необходимо: во-первых, обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка в детском саду. Этого можно достигнуть за счет учета индивидуальных особенностей детей. Например, как проявление уважения к индивидуальности ребенка, чуткости его эмоциональным состояниям, поддержке его чувства собственного достоинства, внимания к его интересам и т.д.

Во-вторых, способствовать ненавязчивому развитию в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни путем интересной подачи учебного материала, обучения и закрепления знаний в игровой форме. Например, чтение какой-либо сказки с последующим разыгрыванием ее по ролям (перчаточный театр, пальчиковый театр, рассказ сказки на фланелеграфе). По нашему опыту, это лучше делать несколько раз с разными детьми. Посредством этого дети лучше запоминают сюжет сказки, расширяют свой словарный запас, тренируют память, запоминая нехитрые, повторяющиеся фразы, могут показать свою индивидуальность, свои способности, самовыразиться, не стесняясь других. Также дети смогут побыть и в роли зрителя, научиться сопереживать актерам и действующим лицам.

В-третьих, крайне важна успешная социализация детей. В три-четыре года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру [2].

Сейчас многие дети, попав в детский сад, не знакомы с детьми, как с товарищами по игре. Дети привыкли играть со взрослыми, окружающими их дома. В детском саду многие из них долго присматриваются к другим детям, не хотят ними общаться, предпочитая по-прежнему играть и общаться со взрослыми, т.е. с воспитателями. Необходимо перенастраивать таких детей с партнера-взрослого на партнера-ребенка, привлекая их к подвижным играм вместе с воспитателем, к играм одним-двумя детьми.

Воспитатель призван всесторонне подготовить ребенка к вступлению в большой мир, к различным житейским перипетиям, к познанию и усвоению новой информации, к общению с людьми.

В-четвертых, самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Понятно, что какие-то свойства предметов можно открыть самому - форму, цвет, тяжесть, но главное в предмете - как он употребляется человеком. Это можно открыть, только подражая действиям взрослых, только получая от него сведения о вещах и явлениях, только используя эти предметы. Мы передаем ребенку человеческий опыт действия с предметами.

Для подобной передачи опыта крайне важно речевое общение. Освоение речи имеет значение не только для умственного развития ребенка. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и плохому, красивому и безобразному. Необходимо с раннего детства закладывать эти понятия, чтобы в дальнейшем ребенок мог сам устанавливать для себя ориентиры.

Также очень полезно для знакомства ребенка с предметами и явлениями окружающего мира художественное творчество. Это одна из самых интересных областей для ребенка. Грамотный подход воспитателя к знакомству с окружающим миром сформирует у детей ясное представление о предметах и явлениях, которые происходят вокруг. Это прекрасная помощь для развития познавательных процессов, мыслительной деятельности, зрительной реакции, умения обобщать.

С помощью методов художественной деятельности (наблюдение, обследование, сенсорное восприятие, словесный, игровой) закрепляются и расширяются знания ребенка о предметах и явлениях, процесс познания становится более интересным, запоминающимися. Благодаря рисованию, лепке, аппликациям ребенок создает что-то, чего раньше не было, свое самостоятельное изделие. Детям это очень нравится, повышает самооценку, закрепляет желание на дальнейшее творчество.

В-пятых, очень полезно развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, развивая фантазию и применяя спорт к любой из них, воспитывать интерес и любовь к спорту. Сейчас часто встречаются дети школьного возраста, которым неинтересно ничего, кроме компьютерных игр. Возможно, если бы их родители вместе с педагогами дошкольного образования показывали им увлекательность и ценность различных видов деятельности, давали бы возможность проявить свои способности, количество таких детей было бы меньше.

Физическая культура очень хорошо вплетается в канву ежедневного планирования, помогает в доступной и интересной для детей форме закреплять полученные знания. Например, тема «Овощи». Во время утренней гимнастики и физкультминуток мы с детьми «сеем» свеклу, репку, капусту и т.д. Сначала встаем в круг, взявшись за руки, и показываем, насколько большой овощ мы хотим вырастить, вспоминаем, какой он формы, цвета, величины, где растет. Затем «берем лопаты копаем землю», выполняем наклоны вперед, взмахивая руками. Можно, при этом, двигаться по кругу. Далее, двигаясь по кругу, «разбрасываем семена». При этом упражнении отрабатываются повороты туловища вправо и влево, имитируя руками движения сеятеля, а также движение по кругу, не сталкиваясь и не обгоняя друг друга, что в три-четыре года дается детям не очень легко. Потом «берем лейки и поливаем», также, отрабатывая движение по кругу и наклоны туловища вправо-влево, сопровождая движениями рук. Вдруг: «Посмотрите, на нашей грядке выросли сорняки!». Следующее упражнение - «выпалывание сорняков»: садимся на коврик, раскинув ноги по обе стороны от «грядки», выполняем наклоны вперед, не сгибая колени, выпрямляясь, «выбрасываем сорняки» за спину то через одно плечо, то через другое, пока не останется ни одного «сорняка». Следующий этап: «Ребята, посмотрите, тучки закрыли солнышко!» - встаем на носочки и тянем руки наверх, потом делаем движения руками в стороны и вниз, как будто «разводим тучи». Затем: «Ура, ребята! Появились ростки! Давайте покажем, как они тянутся к солнышку» - приседаем и постепенно выпрямляем колени, вытягивая руки наверх. Заключительный этап. «Ребята. Давайте покажем, как росла наша репка (свекла, капуста и т.д.)». Встаем в круг, беремся за руки. Сначала сходимся в середину, затем постепенно, расходясь, делаем большой круг. «Вот какая большая репка у нас выросла!». В завершение хорошо обсудить, какая репка у нас выросла (цвет, форма, размер, вкус, где она росла).

Так, в игровой форме, дети с удовольствием и занимаются физкультурой, закрепляют новые знания. Такие же интересные зарядки можно проводить и по другим темам недели, а также, например, по следующим темам: «Что Вы видели интересного, когда шли в садик?» (дворник убирал улицу, снегоуборочная машина, скорая помощь и т.д.).  ли - «Что Вы делали в выходные?» (ездили на дачу, катались на велосипеде, ходили в парк, видели лыжников и т.д.).

Вообще важно, чтобы ребенок мог привнести что-то свое в процесс обучения, свой вклад, свой интерес, тогда этот процесс будет более эффективным и полезным для каждого ребенка. Например, ребенок может задать вопрос, который уведет в другую тему. Мы считаем, что полезно эту тему обсудить, тогда занятие будет более интересным и продуктивным. Порой вопрос: «А что Вы делали в выходные» совершенно меняет ежедневное планирование, но заняться насущными вопросами, тем, что интересно детям в данный момент, думаю, не менее важно. Это побуждает любознательность, педагог становится ближе к детям, к их интересам, проблемам, не сковывая их жесткими рамками необходимого запланированного занятия.

Для успешного познавательного процесса необходимо вести детей от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка (возможность дополнительных индивидуальных объяснений, помощи, отдельной индивидуальной дуальной работы с некоторыми детьми); радоваться вместе с детьми их достижениям, даже самым небольшим, тем самым, формируя живую, радостную реакцию на процесс обучения.

        Иными словами, необходима ориентированность на ребенка, его способности, интересы, индивидуальность. Под таким нежестким руководством взрослого, ребенок научится самостоятельно видеть мир, понимать его, научится умению общаться со всем многообразием мира. Это является залогом успешной социализации и индивидуализации каждого из детей.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Имя ребенка" (вторая младшая группа)

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя. По словарю В.И. Даля: «Имя – это сл...

Консультация для родителей: «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года»

РИСОВАНИЕ• Правильно работает карандашом и кистью.• Умеет проводить прямую линию, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся.• Рисует предмет округлой формы.• Умеет ритмично нано...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)

Консультация для родителей«Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года) ( Лустина Э.В.)...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)

laquo;Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года)...