Развитие эмоциональности пения у дошкольников
материал (старшая группа)

Дмитриева Наталия Геннадьевна

Описание опыта работы по развитию эмоциональности пения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnosti_peniya_u_doshkolnikov.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

          Нам всем известно, что вокально-хоровая работа включает: работу над певческим дыханием, артикуляцией и дикцией, звукообразованием и динамикой,  ритмом и темпом, расширением диапазона, над интонацией и выразительностью. Очень часто работая над технической задачей, педагог забывает для чего все это делается. Ведь техника – это всего лишь средство для выражения образа.  А получается, что и распелись, и артикуляционные и дыхательные упражнения сделали, а песни  звучат однообразно и без души. Мое убеждение, что в работе с дошкольниками самое главное – это донести содержание произведения, чтобы детям  понравилось петь, чтобы пение  стало их внутренней потребностью. И не нужны будут бесконечные повторения и закрепления - пережитое оставит след в осознании и душе ребенка, и в памяти, ибо «запомнить в музыке можно только то, что эмоционально, понятно, и прочувствовано» (Д.Б. Кабалевский). Выразительность в пении – это эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение, способность голоса выражать музыкальные мысли, ярко и экспрессивно передавать художественный образ. При всей важности музыкальной составляющей песни выразительность исполнения во многом зависит от того, как донесено слушателю слово, поэтому я считаю, что работу над выразительностью в пении необходимо вести по двум направлениям:

  • Развитие вокальных данных
  • Развитие интонационной выразительности речи

Думаю, что все вы замечали, что в большинстве не поют те дети, у которых наблюдается низкая культура речи (нечеткая вялая артикуляция, имеются дефекты произношения; речь монотонная, лишенная интонационной выразительности; или отмечается форсированная, крикливая манера разговора; низкий отрывистый грубый голос). Опыт показывает, что почти все «непоющие» дети могут научиться петь. Исключение составляют отдельные дети, имеющие заболевания голосового аппарата, органов дыхания и слуха.  Рассмотрим  некоторые методы работы над интонационной выразительностью речи:

Чтение стихотворений с разными интонациями, например:

       «Таня сердится на мячик:

       - Перестань меня дурачить!

        Снова вырвался из рук!

        Разве ты хороший друг?» (сердито, с обидой)

Произнесение  фразы с разными логическими ударениями (поочередно на каждом слове):

   «Я дарю тебе  этот цветок».

Последующая беседа с детьми о том, как меняется смысл фразы.

Мелодекламация (выразительное чтение на фоне музыки, подстройка под ее эмоциональное содержание)

Ритмодекламация

В виде ритмодекламации мы учим с детьми тексты песен (текст в музыкальном ритме песни), но есть еще один самостоятельный вид – ритмодекламация  с движениями.

Здесь ставится  много задач, это своего рода логоритмический номер, который усилен изобразительными движениями,  жестами, мимикой и песенными элементами. Причем в музыкальном сопровождении достаточно сложная ритмическая импровизационная основа.

"Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её по своему убеждению", - писал Д.Б. Кабалевский.

Начиная с младшей группы в пение включаются движения:

Имитационные -  «кап-кап-кап-кап»,  ветерок,  жест «ай-яй-яй» и т.д.  Это выполняет несколько функций:  дает возможность поучаствовать неговорящим (непоющим) детям, а также помогает лучшему осмыслению текста.

Вернемся к разговору об эмоциональной выразительности в пении. Казалось бы все очевидно, мы все понимаем, знаем, что нужно учить петь выразительно, но КАК? В основе нашей работы должен быть  художественный образ песни.

Многие педагоги используют в своей практике эмоционально-образный метод  обучения пению,  который основывается на ассоциативно – образном мышлении детей.  По мнению Далецкого О.В., общий для всех — «эмоционально-образный метод на уровне подсознания  дает целостную установку на саморегуляцию голоса…»  Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.

Образно — эмоциональные способы описания певческого процесса по праву занимают прочное место в вокальной терминологии. Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто».

В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Главное – чтобы педагог точно знал, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, ассоциации, то есть доступные для детей методы  «как будто».  Полезно использовать различные движения, жесты,

мимику, соответствующие характеру и образу произведения,  иногда просто движения руками – как помощь в работе над штрихом (легато), интонацией, образом. Звук меняется – как по волшебству. Например, чтобы настроиться на  плавное звучание песни «Серый дождик» во вступлении мы рисовали осеннюю картину. Рука изображала большую кисточку, движения должны были быть плавными, правая и левая рука менялись со сменой фразы.

Что дает такая форма работы?

  1. Развитие  памяти, вовлеченность в целостную драматургию песни.
  2. Возможность примерить на себя разные образы, поиграть
  3. Творческая атмосфера
  4. Взаимозаменяемость
  5. Возможность слабым детям, с плохой памятью подтянуться за остальными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...