Терапевтическая метафора в работе с детьми
методическая разработка (подготовительная группа)

Скутина Элина Владимировна

В реальном мире лошадь для нас останется всего лишь лошадью.

Но в мире фантазии и мифов у неё вырастают крылья, и она становится Пегасом,

который может беспрепятственно доставить седока в любую часть света.

Д. Миллс, Р.Кроули

 

Для ребёнка значимые предметы и природные явления –живые существа наделённые душой и способностью понимать.

Таким ребёнок воспринимает мир, познаёт его особенности, живёт в нём.

   Терапевтическая метафора –это всегда мотивация на успех. Та самая поддержка, которая необходима при решении жизненных задач. Она даёт возможность увидеть события по другому.  Терапевтическая метафора представляет большее количество выборов и путей, чем ребёнок реально видит и   чувствует на момент, когда его одолевает» какая-нибудь проблема.Тем самым она открывает клетку, выпуская его на свободу. Метафора является безопасным способом терапии.

 Слушая метафору(сказку) мы можем верить или не верить событиям, нот она позволяет осваивать опыт героев, безопасно перенося его на себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapevticheskaya_metafora_v_rabote_s_detmi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Терапевтическая метафора в работе с детьми

Игровой сеанс

«Обидные дразнилки»

Задачи:

- Способствовать установлению тесного контакта педагога с детьми, вызывать желание вступить диалог.

- Активизировать в речи детей слова, обозначающие такие эмоции, как радость, любопытство, удовольствие, зло, обида, страх, жалость.

- Обогащать речь словами, обозначающими такие чувства, как стыд, уверенность, защищённость, гордость, презрение.

- Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

Возраст: 6-7 лет.

Количество: 8-10 детей

Направленность: обида, бессилие, неуверенность, страх самостоятельных действий.

Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

Ход игрового сеанса

Приветствие: -Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Подарите друг другу улыбку.

Психолог: Ребята в мире существует много эмоций. Эмоция – это переживание. С какими эмоциями вы сталкиваетесь в повседневной жизни? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами познакомимся с эмоцией, которая называется… обида

    Сейчас я вам прочитаю рассказ о мальчике Саше, который учится в школе. Вы тоже скоро пойдёте в школу. Думаю, вам пригодиться опыт Саши, которого дразнили в школе.

Слушайте внимательно и запоминайте, а потом мы свами поговорим.

   Саше очень хотелось пойти в школу. Они с мамой уже купили форму, ранец и все школьные принадлежности. Всё лето Саша украдкой от мамы доставал ранец и с любопытством перекладывал новенькие тетради, учебники, пенал и подставку. В школе учился уже его старший брат.  Учился он хорошо, поэтому родители его часто хвалили и ставили в пример. Саше тоже хотелось получать хорошие оценки, чтобы радовать родителей и утереть нос зазнавшемуся старшему брату.

   В первом классе Саше нравилось всё. Он быстро познакомился и подружился с одноклассниками. Учебные занятия не вызывали у него особых трудностей, мальчик учился с удовольствием, шёл в школу с радостью.

   Одно только Сашу огорчало. Он был маленького роста, худенький, а крупный мальчик из параллельно 1 «Б» класса каждый день портил ему настроение тем, что дразнил его шпендиком.

- Эй, ты, шпендик, -злорадствовал он, -тебя из –под парты – то видно?  Небось одни уши торчат? Может, тебе в ясли вернуться?

   Саше казалось, что вся школа слышит эти слова. Он весь внутренне сжимался, опускал голову, горбился, краснел как рак и убегал в класс.

   Насмешник ещё кричал ему вдогонку:

- Беги, беги, я тебя всё равно достану, шпендик. Смотри, чтобы тебя с парты не сдуло в окно.

Саша был не из пугливых, но противник намного превосходил его в силе. Кого то другого он бы поколотил, но с этим здоровом мальчишкой справиться не мог. Ему было стыдно признаться себе, что где то в глубине души он боялся насмешника. Чувство обиды и бессилия не покидало Сашу. Сколько раз в мыслях он вынашивал план мести, но так и не привёл его в действие. Увесистые кулаки насмешника были весомым аргументом.  Рассказать родителям о дразнилках Саша не мог, он боялся показаться слабым.

   Спас мальчика случай. Мама как то вечером разговаривала по телефону со своей приятельницей, у которого сын тоже учился в школе. Она жаловалась маме на то, что её сына затравили в школе дразнилками из-за его больших ушей. Мама начала давать советы приятельнице, как помочь сыну. Саша навострил уши. Он старался запомнить каждое слова, даже сел поближе к маме. Та обняла его рукой и прижала к себе. От этого Саша сразу почувствовал уверенность и защищённость. Мама посоветовала поговорить со своим сыном и научить его правильно реагировать на насмешки.

- Во- первых, притвориться, что насмешки ему безразличны;

- Во –вторых, рассмеяться в лицо обидчику, показав, что дразнилки его смешат;

- В – третьих, не убегать от обидчика, не краснеть и не горбиться, а пройти гордо, выпрямившись, не глядя на обидчика;

 - В –четвёртых научиться смеяться самому над своими недостатками, не позволяя смеяться другим.

   На следующий день Саша настроился дать отпор обидчику. Как только тот открыл рот, чтобы подразнить мальчика, Саша выпрямился, гордо поднял голову, сделал на лице презрительную гримасу и медленно прошёл мимо обидчика. Тот даже запнулся на полуфразе, не договорив её.

На следующий день Саша ответил обидчику пословицей «Мал золотник, до дорог» и ещё добавил: «Не всякая каланча умом велика». Дошло до того, что Саша проходил мимо обидчика, как мимо столба, не обращая на него никакого внимания. Обидчику стало не интересно дразниться, и он отстал от Саши.

Вскоре Саша стал победителем конкурса чтецов среди первых классов. Радость от этого перекрыла все неприятности. Все поздравляли, а на обидчика никто не обращал ни малейшего внимания.

Беседа по прочитанной истории

Психолог: Итак, ребята, как вы думаете с каким настроением Саша, собирался в школу? Почему?

-Как Саша учился в школе? Какие эмоции он испытывал при этом?

- Какая ситуация вызывала у Саши огорчение?

- Каким обидным словом дразнили мальчика. (Шпендик). Как вы думаете, что означало это слово? (Слабосильный человек маленького роста).

- Какие эмоции испытывал Саша, когда его дразнил мальчик? Как он себя вёл?

- Как вы думаете, для чего первоклассник дразнил Сашу? (Расстроить его, разозлить).

- Какие советы мамы помогли Саше решить проблему?

- Как изменилось настроение Саши?

- Правильно ли Саша сделал, что ничего не рассказал родителям?

- Попадали ли вы в подобные ситуации?

После анализа истории можно предложить детям поиграть в игру «Ругаемся овощами»

Цель: Обучить детей приемлемым способам выражения агрессии. Научить способам снятия мышечных зажимов, разрядке агрессии. Научить элементарным способам самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения.
 «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

    В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!»
Рефлексия: дети делятся впечатлениями.

Ритуал прощания: Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Подарите друг другу ещё раз своё хорошее настроение.

Используемая литература

1. Алябьева Е.А. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

2. Горбушина О. В. Журнал «Здоровье детей» №8 2007.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Терапевтические сказки в работе с детьми"

Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт....

Мастер- класс "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми"

Мастер-класс будет полезен для педагогов и родителей....

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НРСуществует давно известный факт, что художественное творчество имеет огромное влияние в решении психологических проблем у людей. Еще в 30-х...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСухова Ольга Николаевна, Лихошертова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа ...

Статья: "Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР"

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НРСуществует давно известный факт, что художественное творчество имеет огромное влияние в решении психологических проблем у людей. Еще в 30-х...

Мастер-класс «Арт - терапевтические технологии в работе с детьми ОВЗ»

На первый взгляд тема нашего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но мы считаем, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый специалист, р...

Консультация для педагогов «Организация внедрения речевой технологии. Обучение детей составлению метафор в работе с детьми»

Мой путь  в педагогике- это постоянный поиск, поэтому я совершенствую  свое мастерство, используя достижения педагогической науки, инновационные  технологии, а так же  обмениваюсь ...