Проект в средней группе "В театр играют все!"
проект (средняя группа)

Шильникова Елена Владимировна

Проект в средней группе " В театр играют все!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

140006. Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.352 

тел: 8(495) 554-72-11; 8 (495) 554-70-25

                                                    ПРОЕКТ

                                в средней группе №1 «Львята»

по организации театрализованной деятельности в детском саду

«В театр играют все!»

Подготовила воспитатель:

Шильникова Е.В.

Люберцы 2021

Паспорт проекта

 

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…»

(Б. М. Теплов)

Актуальность проекта

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера.   Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель проекта. Приобщение детей и родителей к театральной культуре. Создание условий для развития творческих способностей детей, развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  • Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
  • Формировать представления детей о различных видах театра.
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
  • Расширять взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.03.-30.04.2021г.г. 

Ожидаемые результаты по реализации проекта:

  • Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
  • После просмотра спектакля, оценивать игру актеров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки).
  • Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы атрибуты, подручный материал, поделки).
  • Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности.
  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.
  • У детей и родителей появляется интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготавливают театр своими руками. Развиваются артистические способности детей.
  • Фотоотчет, презентация проекта.

Формы работы с детьми:

  • Беседа о театре и театральной студии;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровые упражнения;
  • Подвижные игры с элементами драматизации;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Театрализованные игры;
  • Воображаемые путешествия;
  • Проведение спектаклей;
  • Организация развивающих и творческих игровых занятий;
  • Организация совместных с родителями мероприятий;

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

- драматизация детских литературных произведений;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;

- театрализованные игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.

Развивающая среда включает в себя:

  • Различные виды театров;
  • Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей;
  • Костюмы для игр – драматизаций;
  • Детская художественная литература и др.

Формы работы с родителями:

  • Совместное изготовление пособий для организации предметной среды.
  • Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  • Анкета для родителей «Любите ли Вы театр?»
  • Памятка для родителей «Организация театрализованной деятельности в семье»
  • Папка-передвижка «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»        

Краткое описание проекта по этапам:

1-й этап - Предварительная работа

- Изучение методической литературы.

- Приобретение дидактического материала для организации предметной

  среды.

2 этап - Основная работа. Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

3 этап - Заключительная работа. Проведение мониторинга исполнения задач проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.

                                План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1). Анкетирование родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Результат: Наглядная информация для родителей: выпуск информационного стенда «Театр для всех».

2). Опрос детей «Театрализованная деятельность детей в детском саду».

Результат: Определение целей и задач проекта.

3). Определение цели и задач проекта. Разработка проекта.

Результат: Проект «В театр играют все!»

4). Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Основной этап:

1). Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, изготовить маски, пополнить центр различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный др.).

Результат: Схемы, эскизы. Мастер - класс по изготовлению.

2). Просмотр драматизации сказки «Заюшкина избушка».

3). Просмотр представления по мотивам русских народных сказок.

4). Рисование по русским народным сказкам.

5). Чтение детских литературных произведений, отгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

6). Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

7). Обыгрывание этюдов, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Результат: Приобретение детьми устойчивых навыков в области театрального искусства.

8). Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, декорации и др.)

9). Репетиции и показ спектакля «Глупый мышонок» в музыкальном зале для зрителей: дети, родители, педагоги.

Результат: Приобретение детьми навыков в области театрального искусства.

10). Просмотр презентации экскурсия в театр оперы и балета с посещением гримёрной артистов, сцены, зрительного зала, фойе, костюмерной и т.д.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству.

Заключительный этап:

1). Фотоотчет.

Результат: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

Мониторинг выполнения задач проекта «В театр играют все!»

(оценка педагога)

Критерии оценки:

1). В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2). В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется центр театра);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3). Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации в различных видах детской деятельности;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4). Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

5). Обеспечен большой процент (более 80%) участия родителей в создании условий и непосредственное участие в совместной театрализованной деятельности.  

Выводы:

1). Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

2). В лице родителей мы нашли поддержку не только в      подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д.), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. В проекте приняли участие более 80% родителей.

3). Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.

Иначе говоря, проект «В театр играют все» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.

Перспективы:

  • Создание картотеки театрализованных игр по всем возрастным группам.
  • Пополнение методической копилки сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
  • Привлечение родителей для участия в праздничных утренниках,  развлечениях,  тематических днях и др. в качестве литературных героев.
  • Показ театрализованных постановок для детей  детского сада и за его пределами.
  • Перевод организации и содержания детских праздников из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада  и др.
  • Продолжение поиска интерактивных форм работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.
  • Разработка пакета рекомендаций по включению родителей в единый воспитательный коллектив через участие в детских театрализованных праздниках.

Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ».
  • Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  • А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  • Е.В. Мигунова  «Организация театральной деятельности в детском саду»,  Великий Новгород, 2006 год.
  • И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  • Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  • Н.В. Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  • «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования   «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  • Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Приложение № 1.

Анкета для родителей №1

Уважаемые родители!

     Мы очень заинтересованы в успешном развитии вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в условиях семьи.

Просим вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1. Делится ли ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, праздниках, проводимых в детском саду? (Да, нет)

2. Устраиваете ли вы дома театрализованные игры и представления? (Да, нет)

3. Посещаете ли вы со своим ребенком театры с детскими постановками? (Да, нет)

4. Вызывают ли у вашего ребенка эмоциональный отклик театральные постановки? (Да, нет)

5. Слушаете ли вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)

6. Знаете ли вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

7. Есть ли у вас необходимость и желание узнать о том, как организовать театрализованную деятельность с ребенком в домашних условиях? (Да, нет)

Большое спасибо за участие!

Анкета для родителей №2

Тема «Любите ли Вы театр?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра

1. Как Вы относитесь к театральному искусству?__________________

2. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?______

3. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?________

4. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?________________________

5. Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр семей;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.

 6. Что Вы знаете о театрах нашего города?______________________

 7. Как Вы  относитесь к возможности организации семейного театра?________________________________________________

 8. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество!

Приложение № 2.

Памятка для родителей

«Организация театрализованной деятельности в семье»

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!

Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

  • психофизические способности (мимика и пантомимика);
  • психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);
  • речь (монологическая и диалогическая);
  • творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

  • разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы - заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений.
  • во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;
  • учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;
  • изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;
  • на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры - драматизации по мотивам сказок.

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Желаем Вам всем творческих успехов!

Приложение № 3.

Папка-передвижка

«Пальчиковый театр – как средство речевого развития»        

        Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимают ребенку настроение, успокаивают, если он расшалился, развлекают, если вдруг становится скучно.

 Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.

Сегодня все мамы и папы должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребенка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению между сверстниками. Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают  развивать кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир.  Домашний театр считается популярной формой семейного досуга. Домашние представления способствуют ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом. Игра в пальчиковый театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены вашей семьи. Совместное творчество поможет вам не только развивать фантазию ваших детей, но и даст возможность лучше узнать друг друга, разовьёт чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, сплотить вашу семью. 
Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.

Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.

Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например: на указательном пальце – «шапочка» - персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».

Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться, играя, а играя познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый театр. Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью.

Приложение № 4.

Игра «Театральная разминка»

Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная разминка»:

Раз, два, три, четыре, пять –  Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Сказки любите читать?  

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,  

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?  

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,  

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения,  разное настроение,

Его я буду называть,  

Попробуйте его показать.

(Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас…)

А теперь пора пришла –

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»)

Подошла к концу разминка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для средней группы "Театр с платочными куклами"

Данный проект освещает форму взаимодействия с родителями ,как активными участниками образовательного процесса. Творческий проект "Платковые куклы.  Развивать совместную деятельность детей и ...

Краткосрочный проект в средней группе «Театр и мы».

Краткосрочный проект в средней группе «Театр и мы»....

Долгосрочный проект в средней группе "Театр и дети"

Долгосрочный проект  в средней группе "Театр и дети"...

Долгосрочный проект в средней группе "Театр и дети"

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это осн...

Долгосрочный проект в средней группе «Театр и дети»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это осн...