«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
учебно-методический материал
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л.С. Выготский.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов деятельности: Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель самообразования:
- Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.
Задачи:
- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
Новизна:
- Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:
- Педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.
- Педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.
План работы:
- 1 этап – информационно-аналитический (07.09.2020г.- 21.12.2020г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий. | Сентябрь 2020 года | Приобретение теоретических знаний по теме. |
Приобретение методической литературы. | Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта. | |
Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной иисследовательской деятельности дошкольников (интернет-ресурсы) | В течение года | Посещение открытых показов организации НОД педагогов ДОУ. |
Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ. | В течение года | Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Изготовление пособий.Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. | В течение года | Дидактический и наглядный материал. Выставка дидактических игр |
Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей» Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность» | В течение года | |
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) | В течение года | Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской деятельности. |
Разработка перспективного планирования опытно- экспериментальной деятельности с детьми. | Сентябрь | Организация работы по опытно экспериментальной и исследовательской деятельности с дошкольниками. |
План работы:
- 2 этап- практический (11.01.2021г.- 11.05.2021г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Консультации:«Игры с водой и песком. Это интересно!» «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей дошкольного возраста» Фотовыставка: «Мы экспериментируем» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей воду» Пополнение уголка детского экспериментирования. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» Оформление наглядной информации в родительском уголке «Опыты с водой и бумагой» | В течение года | Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. |
Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой». | В течение года | Опытно-экспериментальная деятельность с детьми. |
НОД по таким темам: "Какой вода имеет цвет?", "Песочные часы", "Где можно найти воздух" и т.д. Наблюдения на прогулке: "Какие бывают камни", «Зачем деревьям свет», «Где появляются первые проталинки?» и т.д. Опыты на прогулке: "Нужен ли растениям зимой снег" , "Как согреть руки","Свет вокруг нас" и т.д. | В течение года | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. Эксперименты с живой и не живой природой. Исследовательский опыт. |
Выступление на педсовете по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» | май 2021 г. | Преставление опыта работы, обмен опытом. |
План работы:
- 3 этап – обобщающий (представление опыта работы) (12.05.2021 г.- 26.05.2021 г.)
Содержание работы | Период деятельности | Результат |
Обобщение педагогического опыта. | Май 2021 г. |
Литература:
- Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г. Н.В.Исакова/
- Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет./ Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ М.: «Скрипторий» 2013г. Давыдова Г.Н./
- Организация деятельности детей на прогулке /издательство «учитель» 2013г.Т.Г.Кобзева/
- Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы».
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-175748-1388823848.jpg)
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1080059-1541765462.jpg)
Проект "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Цель данного проекта: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментрирования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-1311384-1612295104.jpg)
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность
развитие познавательной активности у детей через исследовательскую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1205302-1578726383.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
Консультация для воспитателей «Развитие познавательного интереса и познавательных действий детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399134-1391955277.jpg)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/02/picture-1142927-1559477831.jpg)
НОД «Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
laquo;Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности» Цель: способствовать развитию у де...