НОД «Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дударева Наталия Викторовна

«Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста

 в исследовательской деятельности»

 Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей как распределяются световые лучи по планете;

- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;

- познакомиться со свойства света с помощью самостоятельного экспериментирования;

 

Развивающие:

- развивать связную речь при экспериментировании;;

- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;  

- способствовать формированию представления о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.

 

Воспитательные:

- воспитывать желание взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_svoystva_sveta.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №37 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

«Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста

 в исследовательской деятельности»

Воспитатель: Дударева Наталия Викторовна

г. Санкт-Петербург

2022г


Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

ОО Познавательно-исследовательское развитие

Возрастная группа: средняя группа, 4-5 лет

Воспитатель: Дударева Наталия Викторовна

Тема: Исследование свойств света опытным путем. Знакомство с лучом и отражением.

Программное содержание: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;  продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета;; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей как распределяются световые лучи по планете;

- показать детям на наглядной модели причину смены времени суток на планете Земля;

- познакомиться со свойства света с помощью самостоятельного экспериментирования;

Развивающие:

- развивать связную речь при экспериментировании;;

- развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;        

- способствовать формированию представления о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитывать желание взаимопомощи.

Словарная работа: проникает, яркий, тусклый, тень, преломляет, отражение, светонепроницаемый, естественный, искусственный.

Предварительная работа: Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за лучом света. Игры с тенью. Показ теневого театра.    

Материал и оборудование:  глобус, фонарики, коробка с сюрпризом, материал для д/игры, бумага, зеркальца, кирпичики, дощечка, ткань, пленка, фигурки животных, шар,

Этап/ продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Предполагаемый результат

Педагог

Дети

1.

Вводная часть

Организационный момент

2 минута

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

Заходим в темное помещение (свет выключен)

В.:-Ой ребята, а говорили , что у нас на занятии гости будут, я их что-то не вижу. А вы видите? (ответы) Как же быть? Что нам нужно ?(ответы)

В.: - Конечно счет! (заходим и здороваемся)

В.: -Поздороваться нужно и друг с другом вам сегодня поможет воздушный шарик.

В.:- Посмотрите, что он делает? (улыбается)

В.:-Как думаете, почему он улыбается? Какое у него настроение? (У него хорошее настроение)

Этот шарик не простой. Он волшебный. У кого в руках он побывает, у того целый день будет хорошее настроение.

В.:- Хотите подержать его в руках? Давайте будем передавать его по кругу из рук в руки и говорить друг другу слова приветствия. Какие это слова? Как можно приветствовать друг друга?

(Дети передают шарик по кругу, говорят слова приветствия, шарик возвращается к воспитателю).

В.:- А теперь отпустим шарик, пусть он летит дальше и дарит всем радость и улыбку.

Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы педагога, активизируют мыслительные процессы.

Словесный метод

Настрой на предстоящую деятельность. Включенность в игровую ситуацию

2.

Проблемная ситуация

3 минуты

Мотивировать детей на дальнейшую деятельность

В.: - Сегодня утром я на пороге нашей группы нашла коробочку. Решила показать её вам, ребята, и вместе узнать что там внутри. Давайте посмотрим! Вы согласны? (ответ детей)

В: - Но коробка очень сильно запечатана и открыть ее не получается, а заглянуть очень хочется. Как же быть? (Ответы) Замечают, что в коробке  есть отверстия(2), предлагают заглянуть в них. Дети по очереди смотрят в коробку.

-Что там ребята?(ответы-там темно)

- Что нам делать? (ответы детей- нужен свет) подсвечиваем.

 - Что внутри коробки?(ответ детей – светлячок)

Вы слышите чей- то голос!? (проектор)(презентация)

АУДИОПОСЛАНИЕ ОТ СВЕТЛЯЧКА « ЗДРАВСТВУЙТЕ ДОРОГИЕ ДЕТИ. ДА, Я СВЕТЛЯЧОК, НО Я НЕ МОГУ СВЕТИТЬ, ПОТоМУ ЧТО ЗНАЯ КОЛДУНЬЯ МЕНЯ ЗАКОЛДОВАЛА И Я НЕ МОГУ СВЕТИТЬСЯ И  ПОЭТОМУ НЕ МОГУ НАЙТИ СВОХ МАМУ И ПАПУ. ЧТОБЫ НАЙТИ ДОРОГУ ДОМОЙ, МНЕ НУЖНО УЗНАТЬ СВОЙСТВА СВЕТА. А ВЫ СМОЖЕТЕ ЗАРАБОТАТЬ ДЛЯ МЕНЯ ЗВЕЗДОЧКИ  И ТОГДА Я СМОГУ ОСВЕТИТЬ ДОРОГУ К ДОМУ,ПОМОЖИТЕ МНЕ? СПАСИБО!»
В:  - Ребята, мы обязательно должны помочь, ведь семья это самое главное. Нам нужно превратиться в лаборантов. Вы согласны ? За каждое испытания вы будите получать звездочки, которые помогут светлячку. Вы готовы быть внимательными? (ответы)

Дети предлагают цель.

Словесный

Выражают желание к поиску.

Отвечают на вопросы воспитателя.

3.

Основная часть.

5 минут

Вовлечение детей в процесс усвоения нового материала, самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия нового знания.

В.:- Садимся на стульчики. Для начала посмотрим на строение нашей солнечной системы.

- Покажите, где находится солнце?(ответы)

- Что такое солнце? (ответы - Солнце это большая звезда)

- Что исходит от солнца ? (ответы-свет) Как вы поняли сегодня нам нужно узнать многое про свет.

- А какие еще источники света создала природа? (ответы)

- Какие источники света создал человек (ответы)

Д/и: «Свет бывает разный» (две команды по 4 человека.

Задача: разложить картинки естественный свет и искусственный)

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Наглядный

Игровой

Дети слушают. Включаются в обсуждение. Обдумывают, отвечают.

Исполняют указания воспитателя.

Выполняют задания.

Динамическая пауза

1 минут

Психическая разрядка 

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Зрительная гимнастика. «Лучик солнца»

Лучик,лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной!(моргают глазами).

Ну-ка,лучик,повернись,

На глаза мне покажись!(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду.(отводят глаза влево).

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик,я найду!(смотрят взгляд вправо).

Выполняют движения глаз повторяя за воспитателем.

Словесный

Снятие напряжения.

4.

Практическая работа.

9 минут

Использование нового знания совместно с освоенными ранее Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

В.- Ребята, нам нужно помочь светлячку, посмотрите на глобус.

Давай направим луч света от солнышка.

1 Опыт: «Смена дня и ночи».

Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя глобус и фонарик.

- С одной стороны земля стала светлая, с другой темно. Почему? Дети делают вывод, что освещена только та часть глобуса, на которую попадает лучи света от солнца.

- Какое время суток где светло ? (ответы)

- А где темно ? (ответы)

- Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? (ответы)Там тогда или вечер, или начало утра.

Вывод: Освещена только та поверхность земли, куда падает солнечный счет

В.: -  вы справились с заданием, и получаете первую звезду за выполнения опыта

 

В.: Присаживайтесь за столы. !!!  Но для начала хочу напомнить вам правила работы с фонариком: включаем и отключаем по команде, в глаза себе и соседям не светим, не роняем, с выключателем не играем.

2 Опыт «Распространение света» (Луч)

В.: - Перед вами два листочка бумаги, в одном есть отверстие, а в другом нет. Нужно посветить на листок, в котором отверстие.

 - Что вы видите? (ответы)Да, всё верно свет проходит через отверстие. Это – луч света.

- Теперь вторую бумажку прикладываем и что видим ? (ответы)

Да, луч исчез. Почему ?(ответы)

- Значит луч не может огибать преграды ?(ответы)

Вывод: Луч света не может огибать предметы.

Воспитатель: вы заработали вторую звезду для светлячка за выполнения опыта.

3 Опыт «Отражение»

В.: - Перед вами зеркальце, посветите на него. Что вы видите? (ответы)

- Как думаете, почему так произошло

В.:-А если не светить(убрать фонарик), что вы видите? (ответы)

То он появляется, то он пропадает. Почему? Это свойство света называется отражение.

Вывод: свет может отражаться от зеркальных поверхностей.

Воспитатель: вы молодцы и получаете третью звезду за выполнения опыта

Динамическая пауза «Помогатор»

4 Опыт: «Способность света проникать через предметы»

В.: На столе перед вами лежат разные предметы: дощечка, кирпичики, пленка, материал, стакан с водой. Попробуйте посветить на все эти предметы.

- Проникает луч вашего фонарика?(ответы)

- Как вы думаете почему через одни предметы свет проникает, а через другие нет? (ответы)

- Какие предметы можно назвать светопроницаемыми? (ответы)

- Какие предметы светонепроницаемые? (ответы)

Вывод: свет проникает только через прозрачные предметы. А предметы, которые задерживают свет, называются – светонепроницаемыми.

4 Опыт: «Тень»

- Перед вами фигурки сказочных персонаж. Посветим на них.

- Что происзошло ?(ответы)

- Почему ?(ответы)

Правильно это тень от фигурки. Тень появляется от светонепроницаемых предметов.

- Вот, на таком свойстве игры света – тени, люди придумали театр. Как вы думаете какой театр? (ответы-Теневой театр).

В.: - Значит бывает тень без света или нет ?(ответы)

Вывод: Тень появляется, когда на светонепроницаемый предмет падает свет.

Воспитатель: вы получаете пятую звезду за выполнения опыта.

Д/и: Угадай тень животного.(каждый по очереди)

Включаются в активную практическую работу

Практический метод (повторение) наглядный (готовый материал), словесный.

Самостоятельная работа детей.

Выполнение действия, самоконтроль.

6.

Заключительная часть. Рефлексия.

1 минут

Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности и деятельности других детей.

 

В.: Ребята, вы большие молодцы, помогли светлячку засветиться и осветить дорогу домой к маме и папе.

- Вам понравилось экспериментировать?

- У вас всё получилось ?

- Что вы сегодня узнали ?

- Какой опыт вам запомнился?

Молодцы!

Предлагают ответы.

Словесный метод (беседа)

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Анализ индивидуальных достижения. Оценка своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала

Развитие конструктивно-модельных действий у детей дошкольного возраста с использованием универсального математического материала...

СБОРНИК дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных дей...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста.

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

«Развитие познавательного интереса и познавательных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образ...

Публикация статьи «Дудлинг как средство развития фантазии и интереса к изобразительному творчеству у детей дошкольного возраста»

Проблема развития творческого воображения у дошкольников на данный момент остается очень актуальной. В процессе работы с детьми нужно изображать новыми средствами и применять материалы, которые распол...