проект "Защитники природы"
проект (старшая группа)

Быкова Ольга Михайловна

проект "Защитники природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Защитники природы»

(для детей старшей группы).

 

«Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе»

Автор: старший воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»  Быковой О.М.

Вид, тип проекта:  долгосрочный, информационно-исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, педагоги МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида».

Сроки проведения: сентябрь 2021- июль 2022г.

Возраст детей: 5 –6 лет.

Содержание:

Введение

1.1.Актуальность

1.2. Цели и задачи экологического воспитания  старших дошкольников.

1.3.Ожидаемый результат

2. Проект работы с детьми в экологическом воспитании дошкольников.

2.1.Перспективный план проекта

Проект  состоит из трех основных этапов:

        Этапы проекта:

1.подготовительный

2. информационно-исследовательский

3.обобщающий

2.2. Формы работы с детьми  по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Введение.

Актуальность: актуальность поднимаемой мной проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды детского сада, улицы, поселка.

3. Расширить представления детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

4. Формировать детского отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

- Повышение начал экологической культуры в воспитании детей;

- Повышение уровня знаний у  детей об экологии родного края, охране природы.

-Становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы.

-Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

-Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

Перспективный план проекта.

Этапы проекта

Формы работы с детьми и родителями

1-й   подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: сентябрь 2022г

2-й

информационно-

исследовательский

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами: составление экологической тропы с изучением природных объектов, экскурсии, походы, викторины, конкурсы и т.д.

3-й

 обобщающий (заключительный):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Формы работы с детьми и родителями по экологическому проекту «Защитим природу».

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми

Октябрь

-Организация в группе познавательно - экологической среды.

- Ручной труд. Изготовление макетов природных объектов. 

 -Составление гербария «Наши растения».

 - Оборудование в группе центра "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

-Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. 

Ноябрь

-Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях. (постоянно)

-Экскурсии в лес. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

-Выставка макетов о родном крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

-Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

-Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

Декабрь

- "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме " Защити природу"

-Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"

-выпуск экологических газет.

-Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

-Изготовление фотоальбома.

 -Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

Январь

-Экологическая беседа с детьми "К природе с добротой"

-Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы (растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы).

-Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего поселка.

 -Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Февраль

-КВН между  детьми "Лучший знаток деревьев".

-Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.

-Оформить карту экологической тропинки в групповом  уголке  природы.

-Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

-Сбор бросового материала для поделок.

Март

-Познавательное развлечение "Птичьи заботы"

-Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

-Конкурс рисунков для родителей и детей на тему

 «Мой красивый, чистый поселок!»

-Операция "Домик для птиц" изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

-Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы

Апрель

-Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.

 -Операция «Помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

-Оформление проекта «Насекомые».

-Участие родителей в субботниках.

-Проведение совместных экологических  походов.

Май

- Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.

-Экскурсии в лес. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

-Экологическая экскурсия в поле

- Проведение совместных экологических экскурсий.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Июнь

-Посадка цветника, уход за цветами.

-Проведение выставки коллекции животных (макеты и игрушки) ребенком в рамках личной презентации.

-Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям.

-Подготовка к презентации исследовательских детских работ, семейных проектов.

Июль

-Сбор материала для участия в экологическом конкурсе «Листопад».

- Опытно-исследовательская деятельность на огороде.

 Цель: вырастить овощи для приготовления  овощных блюд.

- Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

 

.

Предполагаемые результаты:

1.Проявится у детей интерес к объектам и явлениям природы. Научатся различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Узнают особенности природы   родного Тверского края.

2.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
3. Овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
 4.Будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
5. Будут уверенно отличать,  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6.Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

 7. Узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
 8. Узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
 9.  Узнают много интересного из жизни растений  (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
10. Закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей,  зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы природы.
13. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
14. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Ресурсы проекта:

1.Парциальная программа по экологическому воспитанию дошкольников:

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»;  

Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил., Волосникова, Т.В.

Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

2.Уголок природы в группе.
3.Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

4.Материал флоры и фауны Тверской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии. 
5.Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

6. Вся территория вокруг сада с природными объектами. 
7. Опытническая  зона в  группе.  «Огород на окне» в группе.
8. Высокий профессиональный уровень воспитателя по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 
9.Сельская библиотека п. Эммаусс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...