Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»
статья

На современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека. Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень выполняемой деятельности, на стиль общения с людьми, на осознание своих достоинств и недостатков. Формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно – является главной задачей для современной системы как школьного, так и дошкольного образования. Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное является основной составляющей творческой личности. Творческое воображение является одним из видов воображения, в процессе которого человек самостоятельно способен создать новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx549.46 КБ
Файл prilozhenie.docx63.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: 

«Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»

Необходимость системного подхода к решению педагогических задач требует определения целей деятельности, выбора методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей группы, планирования взаимодействия с детьми. Для осуществления этих задач необходимо, прежде всего, ознакомиться с опытом применения различных методик.

Источники, позволяющие проанализировать богатый педагогический опыт по использованию нетрадиционных техник рисования, можно разделить на две группы. Прежде всего, это методические пособия, предлагающие различные материалы, необходимые для организации детского художественного творчества. Например, в пособии Р.Г. Казаковой «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» описано более 30 нетрадиционных техник рисования. Описание сопровождается анализом влияния данных методик на развитие детей. Д.Н. Колдина в книге «Рисование с детьми 5-6 лет» предлагает конспекты мероприятий, позволяющие организовать работу с детьми старшей группы. Нетрадиционным техникам рисования посвящены методические пособия А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» и Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» (в 2 частях). Авторы предлагают конспекты занятий по художественной деятельности. Таким образом, можно выделить несколько групп пособий. Во-первых, это методические пособия по организации изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях, где описываются в том числе и нетрадиционные техники рисования (Д.Н. Колдина, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова и др.) Ко второй группе можно отнести пособия, представляющие опыт использования именно нетрадиционных техник рисования как эффективного метода развития детского творчества (Р.Г. Казакова, Т.А. Цквитария, Г.Н. Давыдова и др.)

Кроме методических пособий, богатейший опыт применения нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками можно почерпнуть из материалов различных сайтов педагогической направленности. Это, например, сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru» и другие. Особенно следует отметить Международный образовательный портал MAAM.RU. На этом сайте существует отдельный раздел, посвященный нетрадиционным техникам рисования. В нем можно найти самый разнообразный опыт применения техник в работе с детьми дошкольного возраста. Представлены конспекты мероприятий, детские рисунки, подробные описания различных техник и прочие методические материалы, позволяющие ознакомиться с особенностями рассматриваемого направления и наметить пути применения методик в работе с детьми.

Рассмотренный методический материал позволяет выделить ряд нетрадиционных техник рисования, которые могут использоваться в работе с детьми дошкольниками.

Рассмотрим несколько типов техник, которые на наш взгляд, способствуют развитию творческого воображения.Pim0014

Рисование ладошкой. Данная техника может применятся с детьми начиная с двух лет. Средством выразительности данной техники является пятно, цвет и получаемые из отпечатка руки  фантастический силуэт. Для рисования используют широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотную бумагу любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или  окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Данная техника позволяет  развить творческое отношение к деталям изображения, цветовосприятие,  чувство композиции, воображение, творчество.  См.рисунок 1.

Оттиск  пробкой. Техника  может  применятся  с  детьми начиная  с 

двух лет.Пятно, фактура, вет  средствами  выразительности.  Используются следующие материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.  Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Техника развивает чувство ритма, композиции, воображение, творчество.  См.рисунок 2.                                                                        Pim0054

Следующая техника  - «Знакомая форма – новый образ» может использоваться с детьми от  пяти лет. Средствами  выразительности являются изменчивость знакомой формы. Ребенок обводит                                                                       карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит простым карандашом. При рисовании используют следующие материалы: бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки» кукольная одежда), карандаши. Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки. С помощью этой техники развивается чувство композиции, ритма, аккуратность, воображение. См.рисунок 3.Pim0030

Кляксография обычная. Занятия можно проводить с детьми от пяти лет. Средством выразительности является пятно. Материалами для изображения -  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Изображение получают следующим образом:  ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. См. рисунок 4.Pim0010

Разновидностью кляксографии является «Кляксография с ниточкой», которую так же рекомендуется использовать с детьми от  пяти лет. Нитку опускают  в краску, отжимает  ее. Затем на листе бумаги выкладывает из  нитки изображение, оставляй один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Полученное пятно является средством выразительности. См. рисунок 5.https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7b3845ec16633b2a&mb=imgdb_preview_345

Техника, в которой средством выразительности является фактура и цвет можно назвать технику  «Отпечатки листьев». Листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти это все материалы, которые требуются для данной техники.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Можно отпечаток листа использовать для изображения различных предметов, зверей, птиц. Данная техника развивает фантазию, эстетическое отношение к природе, чувство композиции, колорита. См. рисунок 6.Pim0013

Следующая техника Может быть использована как самостоятельная, так и в составе с другими техниками. «Рисование солью». В данной технике используется бумага для акварели. Если посыпать акварельный рисунок солью, она пропитывается краской и при высыхании создает эффект зернистости. Рисовать надо очень быстро, так как соль нужно сыпать на влажную краску. Дать рисунку хорошо просохнуть, стряхнуть лишнюю соль. Прилипшую соль можно соскрести или оставить на рисунке. У ребенка развивается умение комбинировать различные техники, художественное восприятие образа, развитие фантазии. См. рисунок 7.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19730_daf9d320b17320e8a40102facc2e8e72.jpg.jpg

Несколько похожая на кляксографию техника «Раздувание    краски» ,   на  лист   бумаги   наносят несколько капелек жидкой краски. Затем берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр пятна, но так, чтобы её конец не касался ни пятна ни бумаги, и с усилием дуют. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект. Отдельные детали дорисовываются кисточкой или фломастером. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка. См. рисунок 8.http://kids.moy.su/_si/0/s92743988.jpghttps://sites.google.com/site/netradicionetehrisovania567789/_/rsrc/1384088274670/monotipia/s45597876.jpg

Следующая техника «Монотипия». Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема. См. рисунок 9.

Такая техника рисования как «Каракулеграфия»  очень понравится  маленьким художникам. Всего лишь нужно нарисовать каракули или недорисованный контур любого предмета. Затем, если добавить недостающие детали, дополнить образ, то получим достаточно целостный и узнаваемый объект. Каракулеграфия направлена на развитие представления и зрительной памяти, что требует уже сложившегося определённого уровня наблюдений и опыта. Для начала лучше предложить ребёнку распознать в незаконченных контурах объектов загаданный образ. Если возникнут затруднения, можно задавать наводящие вопросы. Например, попросить определить, каких именно деталей не хватает, и дорисовать их. Также можно предложить ребёнку раскрасить изображение и дополнить рисунок тематическими элементами. См.рисунок 10. http://kids.moy.su/_si/0/s31787560.jpghttp://kids.moy.su/_si/0/90667662.jpg

Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе «Шаблонография». Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур. Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его. См. рисунок 11.

Рисование поролоном. Для данной техники необходим кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску ,так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники хорошо подходит при изображении животных, так и  передает фактурность пушистость поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях ( изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.) .См.рисунок 12.http://pandia.ru/text/79/036/images/image004_65.jpg

Частью любого творческого процесса является умение  видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Нетрадиционный способ рисования «Ожившие предметы» строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умение выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. См.рисунок 13.http://kids.moy.su/_si/0/s05625353.jpg

Расчесывание краски. Этот  прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске т процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает оббьем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. См.рисунок 14.http://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-06/image_4204421.jpg

 Таким образом, при выполнении заданий с применением нетрадиционных техник рисования обеспечивается большая свобода для деятельности воображения, поскольку создавая образы дети могут использовать не только традиционные техники, но и дополнить их. Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. По мнению Т.С. Комаровой создание изображения с помощью  нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью, и имеет положительные черты «в манипулировании материалами»: богатство технических приемов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша и др., разнообразие сочетания этих материалов .

Таким образом, нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении.



Предварительный просмотр:

Приложение.

Дидактические игры на развитие воображения дошкольников.

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

           Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

           Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

           Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

           Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?


«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

           Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».


«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

           Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.


«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

           Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.


Игра «На что похожи облака?»

           Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

          Воспитатель обращает внимание на то,  что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.


Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

          Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра «Чудесный  лес».

           Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

          Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.   Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Конспекты НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник. в старшей  группе:

Конспект НОД № 1

 «Весёлые кляксы»

Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Кляксография».

Задачи: 

  • Познакомить детей с таким способом изображения, как «Кляксография», показать её выразительные возможности.
  • Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
  • Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. 
  • Воспитывать интерес к данному виду рисования. 

         Материал для НОД:
• Альбомный лист, размер А4;
• Дополнительный лист для тренировочного упражнения;
• Гуашь;
• Кисть;
• Салфетка;
• Готовые работы по кляксографии для образца. 


Ход НОД

1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое клякса? 
           Ответы детей. 

Воспитатель: Клякса – это след, пятно, оставленные краской. Клякса может быть и способом рисования. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими. 

Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приёмом кляксографии. 

Дети тренируются на дополнительном  листе бумаги одной краской. 


Физкультминутка «Дети любят рисовать»


Вот мы взяли краски в руки, (Кисти рук сцепить в «замок», вращательные движение по кругу).
И не стало в доме скуки. 
Чтобы было веселей, (Хлопки в ладоши). 
Яркой краски не жалей! 
Это правда! (Встали, рывки руками перед грудью). 
Ну чего же тут скрывать? 
Дети любят, очень любят рисовать! (Повороты туловища влево -вправо руки на поясе).
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! 
Это что же за зверюшка, (Руки на поясе, наклон туловища вперед). 
Много ног, одна макушка? 
То ли зверь- сороконог, (Прыжки на месте). 
То ли очередь в ларёк? 
Это правда! (Хлопки в ладоши). 
Ну чего же тут скрывать? 
Дети любят, очень любят рисовать! (Прыжки на месте). 
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне! (Хлопки в ладоши. )

                                                    (Э. Успенский) 


2. Практическая часть.

-Сложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист. 

-Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половинку листа. 

-Сложить лист пополам и хорошенько разгладить. 

-Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.

-Воспитатель обращает внимание на то, что второе получившееся пятно является точной копией первого, симметрично отражаясь на другой половине листа, как в зеркале. 

-Проделать ту же самую операцию с красками другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа. Все это делать быстро, чтобы капли не успели высохнуть. 

-Посмотреть, что у кого получилось, и при необходимости дополнить изображение необходимыми деталями с помощью кисти. 

В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети. Напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и красками. 

  1. Итог НОД.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы, оформляют выставку. 


О пользе Карандаша и Кисточки
(отрывок)
 
…. Кляксу кисточка для смеха
Нам поставит – вот помеха! 
Клякса эта очень злится:
- Кляксой быть мне не годится, 
Не буду кляксой – это проза, 
Буду ромашкой или розой. 
                                                        (Н. Алексеевская.)

Конспект НОД № 2

«Пейзаж у озера»

Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Монотипия».

Задачи:

  • Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
  • Закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
  •  Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. 

Материал: фотоиллюстрация с пейзажем, отраженным в озере; альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо, нижняя - синим (вода) ; акварель, кисть, салфетка. 

Предварительная работа: 

-Индивидуальный тренировочный приём "Что отразилось в моём зеркальце? ": детям предлагается ряд подобранных иллюстраций с изображением разнообразных предметов и сезонных пейзажей и квадратное либо прямоугольное) зеркало по размеру картинки, которое ставится на её нижний край. 

Педагог задаёт ряд наводящих вопросов: -Что ты видишь в зеркале (точно такую же картинку).
-Что произошло? (картинка отразилась в зеркале) .
-Похоже ли это изображение на иллюстрации на картинку в зеркале? (они одинаковы).
-А чем они отличаются? (изображение в зеркале кверху ногами) .
-Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (рисунки соединяются) .
-Что это нам напоминает? (отражение в воде) .
-Наблюдения за отражением предметов в лужице или водоёме во время прогулок. 
-Чтение сказки Лилиана Муура "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" или коллективный просмотр мультфильма "Крошка Енот".


Ход НОД:

Педагог: Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились с Крошкой Енотом. Вспомните, что произошло, когда он пошёл на пруд ловить раков на ужин?

Дети: Енотик испугался зверька, которого он увидел в воде. 

Педагог: Верно, вот как это произошло. (зачитывает отрывок из произведения) 

Педагог: Как вы думаете, что произошло? 

Дети: Енотик никогда не видел себя со стороны и подумал, что в воде живёт другой зверёк. Он стал корчить ем рожицы и видел то же самое, только из воды. И подумал, что тот, другой зверёк, хочет его обидеть.

Педагог: Что предложили ему сделать Большой Скунс и Старый Дикобраз? И что было дальше? 

Дети: Взять большой камень и палку, но когда Енотик взглянул на ручей, то он увидел зверька, вооруженного тем же самым. 

Педагог: А что предложила мама Енотиха? 

Дети: Подойти к озеру и улыбнуться тому, кто сидит в ручье. (Педагог детям отрывок из произведения) .

Педагог: Почему Крошка Енот перестал бояться того, кто сидел а ручье? И кто на самом деле сидел в пруду? 

Дети: Он увидел улыбающегося зверька и сразу перестал бояться его. На самом деле Енотик увидел самого себя, своё отражение в воде. 

Педагог: Верно, ведь добро всегда побеждает зло. 

Включить аудиозапись песни "Улыбка" на музыку В. Шаинского. 
Игровое упражнение: "Отражение в зеркале".


Практическая часть:

Педагог показывает прим изображения отдельных элементов рисунка в данной технике и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику. 

Итог занятия: все рассматривают получившиеся пейзажи, педагог предлагает детям устроить выставку картин для родителей. 

Конспект НОД № 3

«Волшебный карандашик»

Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Каракулеграфия».

Задачи:

  • Познакомить с таким способом рисования, как «Каракулеграфия».
  • Поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.
  • Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.
  • Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
  • Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.

Материал для НОД:

  • альбомный лист с каракулями;
  • простой карандаш;
  • набор цветных карандашей.
  • магнитофон, CD диски.

Предварительная работа:

  • рассматривание картин с изображением животных.
  • чтение «Рассказы о животных» А. Пришвина.
  • рисование животных.

Ход НОД

  1. Организационная часть

Воспитатель: В одном дремучем лесу жила-была колдунья. Надоело ей сидеть одной, вот и решила она погулять по волшебной стране, посмотреть, что там происходит, как поживают ее жители. И была крайне удивлена, что население волшебной страны живет дружно и весело, никто никого не обижает, никто ни с кем не ссорится. И решила тогда она немного поколдовать, чтобы себя показать и других удивить:

Колдунье не колдуется  (М. Бородицкая)

Сидит колдунья, дуется на целый белый свет:

Колдунье не колдуется, и вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку из Африки банан

А появился — здрасьте вам! — из Арктики буран.

Наколдовала к ужину в стаканчике пломбир,

Но убедилась с ужасом: в стаканчике — кефир!

Ну что за невезение, ну что за наказание —

Не радует ни пение, ни даже рисование:

Нарисовала курицу, а вышел пистолет...

Сидит колдунья, дуется на целый белый свет.

Воспитатель: От того, что не получилось у колдуньи никого удивить, решила она нарушить мир в волшебной стране, и все, что ей попадалось на пути, превращала в непонятные фигурки — каракули. Печаль и грусть поселились в сказке.

Физкультминутка

Ой-ой-ой! Ай-яй-яя!

К нам пришла волшебница злая!

Положить ладошки на щеки.

Ходьба на месте, широко размахивая

Руками вокруг она помахала,

Всех зверей заколдовала.

.Круговые движения руками в разные стороны.

Звери головы склонили,

Замолчали и застыли.

Застыть на месте, склонив головы.

Воспитатель: Но мы с вами можем помочь жителям волшебной страны, так как у нас есть один волшебный предмет, который будет нашим помощником в борьбе со злыми чарами колдуньи.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Злая колдунья постаралась,

В сказку с колдовством пробралась.

В стране случился тарарам.

Постарайтесь-ка, ребята, Все расставить по местам.

Воспитатель: Именно карандаш поможет нам вернуть жителям волшебной страны прежний облик, а в сказку — радость и веселье. А мы с вами на время превратимся в волшебников, которые творят только добрые чудеса. Нам передали изображения зверушек, больше похожих на непонятные каракули. Постарайтесь увидеть в этом незаконченном силуэте что-то знакомое, попробуйте его дорисовать, превратить в понятный и узнаваемый предмет.

  1. Практическая часть

1.Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить  

    недостающие элементы предмета.

2.Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.

3.Раскрасить готовый рисунок.

4.По желанию дополнить композицию тематическими элементами.

  1. Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, помогли жителям волшебной страны избавиться от чар злой колдуньи, за что они вам безмерно благодарны: Вмиг злодея вы прогнали И зверей расколдовали. А теперь пора плясать, Нам не надо унывать.

Физкультминутка

Вот какой веселый пляс    ( Руки — на пояс, поочередно ставить ноги на  пятку, на носок).

           Начинается у нас!  ( Полуприседание с поворотами туловища  направо-налево).

Не стоит никто на месте, (Поочередно ставить ноги на пятку с        выдвижением вперед).

Все танцуют с нами вместе, (Приседать и вставать, колени — в стороны).

Все ногами топают,  (Притопы ногами).

Все в ладоши хлопают!  (Два хлопка перед собой, два хлопка по коленям).

Вот веселые дела, (Руки на поясе, притоп правой, левой ногой).

Группа наша в пляс пошла.

Конспект НОД № 4

 «Рисуем по шаблону»


           Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Шаблонография».

Задачи:

  • Познакомить с новым приёмом нетрадиционной техники рисования- «Шаблонография»
  • Расширять представления детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
  • Науить детей смотреть на одну и туже форму  с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.
  • Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
  • Развивать координацию движения мелкую моторику рук.

Материал для НОД: альбомный лист; набор шаблонов геометрических фигур разного размера; простой карандаш; набор цветных карандашей; набор геометрических фигур разного размера и цвета; картинки разгадки.

Предварительная работа: тренировочный прием: создание разных обьектов из геометрических фигур на фланелеграфе.

Ход НОД

1.Организационная часть

Воспитатель :Наш мир состоит из множества предметов, вещей, и, если внимательно на них посмотреть, можно увидеть, что все они имеют определенную форму. Какие вы знаете геометрические формы? 

Дети: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. 

Воспитатель предлагает детям загадки и дает задание: назвать разгадку и определить форму предмета, о котором идет речь. 
Загадки о предмете, имеющем форму: 

Квадрата:
В нашей комнате одно есть волшебное окно, в том окошечке — кино. (Телевизор) 
Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка).
В каждом доме есть оно, называется. (окно) .
Круга:
На небе круглая она, ночью в окно нам светит. (луна).
Круглый бок,
 румяный бок, покатился. (колобок).
Любит он на солнце греться, в полосатое одеться, и, как сахар, он на вкус, и зовут его. (арбуз).
Треугольника:
Уступая ветру в споре, увлекает судно в море. (Парус) 
Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост — и поднимется до звезд. (Ракета) 
Подними глаза повыше, антенну увидишь ты на нашей. (Крыше).
Овала:
Как на нашей грядке выросли загадки - крепкие, зеленые, хороши соленые. (Огурцы) 
Курочка Ряба выпила водичку, и для деда с бабкой она снесла. (Яичко) .
На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый. (Кабачок) .
Прямоугольника:
Она ни в город, ни во двор не просится гулять, на миг заглянет в коридор – и в комнату опять. (Дверь) 
Много, много окон в нем, это большой и красивый наш. (Дом) 
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга) 

Разгадывание загадок может быть подкреплено рисунками, загадками, где хорошо просматривается форма каждого предмета. 

Воспитатель :А вот некоторые предметы имеют сложное строение в них представлены сразу несколько геометрических фигур. 

Воспитатель приводит примеры некоторых из них: домик (треугольник, прямоугольник, квадрат, снеговик (три круга разного размера, треугольник, трапеция, машина (квадрат, прямоугольник, квадрат, два круга) и др. Предлагает детям привести свои примеры сложных предметов. 


Игра «Собери фигуру»

Дети делятся на несколько команд. 

По сигналу педагога игроки каждой команды придумывают сложный предмет, устно определяют его составляющие части, а затем по очереди бегут в противоположный конец зала и отбирают нужные им геометрические фигуры, по одной принося их в команду. Победителем считается та команда, которая быстрее всех соберет свою придуманную фигуру. Сборка сложного предмета может осуществляться на полу, на столе или на фланелеграфе. 

Воспитатель :Мы с вами убедились, что все предметы вокруг нас в своем строении имеют одну или несколько разных форм. Сегодня мы с вами будем составлять изображение объекта из готовых геометрических фигур — шаблонов: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников, как делали это в игре, но только мы будем их обрисовывать, и в результате из нескольких деталей - шаблонов — получится изображение целой фигуры. 


2. Практическая часть

1.Продумать содержание рисунка, определить в будущем сюжете главное и второстепенное.

2.Начинать создание объекта в следующей последовательности: вначале нужно обрисовать основную, самую крупную , форму и только потом переходить к деталям.

3. Простым карандашом обрисовать геометрические формы- составляющие персонажа ( предмета) -таким образом ,чтобы готовое
изображение представляло единое целое. 

Рекомендации детям: каждый шаблон необходимо как можно ближе прикладывать к нарисованному контуру предыдущей формы, не оставляя между ними промежутков. Одной рукой плотно придерживать шаблон на поверхности листа, а другой рукой карандашом обводить его вокруг. 
Готовую композицию выполнить в цвете при помощи цветных карандашей (если обрисовка выполняется восковыми карандашами, можно раскрасить акварелью или гуашью) .

Данная работа требует усидчивости, терпения, сноровки, поэтому необходимо провести разминку для рук: дети, сидя за столами, рисуют в воздухе геометрические фигуры в соответствии с текстом. 


Разминка"

                                 Много ль надо нам, ребята,

                                 Для умелых наших рук?

                                 Нарисуем два квадрата, 
                                          А на них — огромный круг,

                                 А потом еще кружочек,

                                 Треугольный колпачок. 
                                          Вот и вышел очень, очень

                                 Развеселый чудачок.


3. Итог занятия

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, отмечает наиболее интересные по содержанию, по сложности строения и расположению объектов в композиции и еще раз подводит детей к тому, что, если внимательно приглядеться, можно увидеть, что все предметы, окружающие нас, по форме на что-то похожи.


***
На свете все на все похоже:
Змея - на ремешок из кожи, 
          Луна - на круглый глаз огромный, 
                Журавль - на тощий кран подъемный, 
  Кот полосатый — на пижаму, 

                                Я - на тебя, а ты - на маму. 
                                                                                 (Р. Сеф)

Конспект НОД № 5

 «Плюшевый медвежонок»

Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Рисование поролоном».

Задачи:

  • Познакомить с новым приёмом нетрадиционной техники рисования-«Рисования поролоном».
  • Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
  • Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
  • Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
  • Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Материал для НОД:

• детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, чебурашка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар;

•        альбомный лист;

•        простой карандаш;

•        набор гуашевых красок;

•        2 кусочка поролоновой губки;

•        тонкая кисть;

•        стаканчик с водой;

•        салфетка;

•        медальоны на ленточках с изображением разных игрушек для игры.

Предварительная работа: рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи.

Ход НОД

  1. Организационная часть

Воспитатель. Ребята, скажите, что вам необходимо для ваших игр?

Дети. Игрушки.

Воспитатель. А откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?

Дети. Из магазина.

Воспитатель. Верно, но сначала их делают на фабрике игрушек, а потом они попадают в магазин, где их покупают. Сегодня я хотела бы пригласить вас в магазин игрушек, чтобы пополнить ими нашу группу. Но чтобы их приобрести, нужно платить не деньги, а отгадать про игрушки загадки.

Загадки об игрушках:

Я хорошая игрушка, буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки,

Я прошу меня любить, не ронять меня, не бить! (Кукла).

 Красный, синий, яркий, круглый, он красивый и упругий,

Прыгает, несется вскачь ... отгадай, что это? (Мяч).

 

Деревянные подружки.  Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит, в ногу всем шагать велит. (Барабан).

 

Ребятам весело со мной, На ножке я кручусь одной,

Пока верчусь, я не тужу, кручусь - ЖУЖЖУ, жужжу - кружу. (Юла).

 

Он и стройный, и красивый, у него густая грива!

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Только можно покачаться. (Конь-качалка).

 

В магазине есть игрушка, неизвестная зверушка,

Добрый, маленький, смешной, хочет он дружить с тобой.

Уши у него, как блюдца, вас заставят улыбнуться,

Нос, как черная букашка, кто же это ... (Чебурашка).

 

Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите.

Колесики начнут крутиться, поставьте - и она помчится. (Заводная машина).

 

Ушки чуткие - торчком, хвост  взлохмаченный - крючком.

У дверей она лежит, зайкин домик сторожит. (Собачка).

 

Зверь забавный сшит из плюша: есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь).

 

Серый байковый зверушка, косоглазый - длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай! (Зайчик).

 

Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)

Мячики цветные - просто чудеса: и прыгают, и скачут,

И рвутся в небеса. (Воздушные шары).

 

Воспитатель. Вот сколько новых замечательных игрушек появилось у вас, скучать вам не придется. Ребята, я хотела бы раскрыть один секрет: когда вечером вы уходите из детского сада, игрушки оживают и делятся впечатлениями о том, как вы играли, кто был добр с игрушками, а кто их бросал, трепал и неаккуратно с ними обращался. Однажды, когда я задержалась в детском саду, услышала историю о том, как игрушки сбежали от мальчика Саши, потому что он их обижал. Послушайте, я думаю, это послужит для вас поучительным уроком.

Сбежали игрушки

От мальчика Саши сбежали игрушки:

Его заводные, смешные зверушки.

Он часто бросал их, не знал, как играть,

Сумел даже лапу медведю сломать.

А встретил их в цирке:

Нарядных, смешных!

В артистах узнал он игрушек своих.

Умело слоненок играет мячом,

А мишенька первым прослыл силачом!

Хоть очень высоко натянут канат,

Идет по нему кот-акробат.

Зайчата в коляске звенят бубенцами,

Упряжкой лошадок командуют сами!

Нарядный по рельсам стучит паровоз,

По кругу веселых зверушек повез.

Гудит паровозик, бежит вверх и вниз!

Зверушек не раз вызывали на бис!

И понял тут Саша, кого потерял!

Он всех их вернуться ДОМОЙ умолял!

- Я буду любить вас,

Со всеми играть,

В обиду игрушки свои не давать!

А утром на полке стояли зверушки, Его заводные смешные игрушки! Они неразлучными стали друзьями. А друг - это здорово!

Знаете сами!

(Л. Герасимова )

Воспитатель. Ребята, я думаю, вы бы тоже не захотели, чтобы от вас сбежали игрушки. А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

Дети. Играть и обращаться с игрушками аккуратно, не бросать их, не обижать, убирать их на место после игры.

Воспитатель. Правильно, тогда они всегда с нетерпением будут ждать вас в детском саду, с удовольствием играть с вами и даже танцевать.

Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку»

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Мы попробуем, мы попробуем,

Эту полечку станцевать,

Разве можем мы, разве можем мы,

Разве можем мы отставать!

Дети стоят в кругу, руки на поясе.

Притопы правой ногой.

Хлопки в ладоши.

Руки на поясе.

Повороты головы вправо-влево.

Хлопки в ладоши.

Поочередные притопы правой и левой ногой.

Хлопки в ладоши.

Легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки.

Л. Качурбина

Воспитатель предлагает детям нарисовать на занятии портрет плюшевого медвежонка.

  1. Практическая часть

1. Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную величину, расположение, цвет, фактурность поверхности (круглая голова, с полукруглыми ушками, большое овальное туловище с двумя овальными верхними и нижними лапами, пушистая поверхность коричневого цвета).

2. Нарисовать контур медвежонка простым карандашом, начиная с головы, крупно, соотнося с размером листа.

3. Объяснение педагогом нового способа изображения - рисование губкой:

- Ребята, если посмотреть на ваших медвежат, можно заметить, что контур игрушки нарисован ровными, гладкими линиями, а наш медвежонок на самом деле пушистый, даже лохматый. Для того чтобы его портрет был похож на настоящего медвежонка, мы используем новый способ изображения: будем рисовать кусочком поролоновой губки. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (коричневую), затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками пространство внутри.

4. Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот медвежонку, прорисовать коготки на лапах, по желанию украсить нарисованную игрушку бантом.

5. По желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно-окрашенную поверхность; сначала выполнить до конца один элемент, лишь затем приступать к выполнению следующего.

  1. Итог НОД:

Воспитатель. У вас получились чудесные портреты веселых пушистых медвежат, которые можно вставить в рамочку и повесить в детской комнате.

В конце занятия педагог предлагает детям игру «Oтыщи друга!». По считалке выбирается водящий. Дети в стороне от него выбирают и надевают медальоны с понравившимися персонажами, переворачивают их обратной стороной, чтобы не было видно изображения, встают вокруг водящего и поют (можно использовать обычные игрушки и во время игры прятать их за спиной):

Вова, Вова, не грусти, Себе друга отыщи! Не грусти, не грусти, Себе друга отыщи!

Водящий в это время ходит внутри круга. Когда дети заканчивают пение, водящий останавливается около одного из участников и поет: Кто, кто ты такой? О себе мне пропой!

Ребенок поет о своем персонаже, не называя его, например: Я был когда-то странной, Игрушкой безымянной ... Или - я длинноухий трусишка, И зовут меня ... зайчишка. И т.д.

Водящий, отгадав персонаж, поет в ответ: Милый Чебурашка, покажись, Со мной в пляске подружись!

Дети с игрушкой весело кружатся. Следующим водящим становится ребенок, спевший о своем персонаже.

Конспект НОД  № 6

«Верблюд в пустыне»


           Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Расчесывание краски»

Задачи:

  • Познакомить с новым приёмом рисования – «Расчёсывание» краски. 
  • Расширять представлений о пустыне, развить умения передать свои впечатления в рисунке. 
  • Познакомить с  новым графическим знаком – волнистая линия, отрабатывать плавное, непрерывное движения руки. 
  • Закрепить умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая  нужные цвета. 
  • Воспитывать у детей интереса к природе разных климатических зон.

    Материал для НОД:
    • альбомный лист, размер А4;
    • набор гуашевых красок;
    • кисть №1, №4;
    • стаканчик с водой;
    • стека с зубчиками (пластмассовая вилка или пластинка с вырезанными по краю зубчиками) ;
    • салфетка;
    • набор репродукций с изображением растений, животных пустыни. 
    Предварительная работа: беседы с детьми и рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон. 


Ход НОД


1. Организационная часть

Воспитатель. Ребята, как называется наша планета и что она собой представляет? 

Дети. Наша планета называется Земля, она похожа на шар. 
Рассказ педагога сопровождается показом тематических репродукций;
Земля – это огромный шар, который окружён воздухом. На нашей планете разнообразный климат: есть места, где круглый год лежит снег, а есть места, где круглый год тепло. А есть на нашей Земле такие уголки, где дороже всего на свете вода, потому что воды там мало, дожди идут  редко. Лето долгое и жаркое, а солнце палит нещадно. И эти места на земном шаре называют пустынями. 

«Пустыня как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне – как волны. Волны песка называются барханы. В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают всё на своём пути… » (Г. Снегирёв)

 

Вот такую картину можно наблюдать в пустыне. Редкие растения, которые есть в пустыне. Часто погибают от жары и засухи, ведь иногда за целое лето не выпадает ни капли дождя. 


      
Колючка на ужин
В пустыне жёлтые пески, 
Здесь солнце полыхает, 
Здесь от жары и от тоски
Всё сразу засыхает. 
А в небе нет ни облаков, 
Ни самой малой тучки. 
Вот почему среди песков
Растут одни колючки… 
                            М. Пляцковский

Хотя название «пустыня» произошло от слова «пусто», то есть совсем ничего нет, на самом деле в пустыне растут растения, которые приспособились к жаркому климату: саксаул –кустарник без листьев, с очень – очень длинными корнями, уходящими глубоко в песок, где есть влага; верблюжья колючка и разные виды кактусов, вместо листьев у которых колючки, они очень помогают растениям выжить в жаркое время. Колючки не только собирают из воздуха водяные пары, но и служат средством защиты от разных животных и насекомых, которые населяют пустыню: пауков, жуков, ящериц, антилоп, эмей. Днём многих из них и не увидишь, потому что они прячутся от зноя в песке, в тени кустарников,   камней. А когда  жара спадёт, выходят на охоту и на поиск воды. А ещё в пустыне живёт удивительное животное, попробуйте угадать, как оно называется:


Всю жизнь ношу я два горба, 
Имею два желудка! 
Но каждый горб не горб – амбар, 
Еды в них – на семь суток. 

Дети. Это верблюд. 

Воспитатель.. Верно.   Это самые выносливые животные на Земле. У верблюда много приспособлений. Чтобы жить в пустыне.   Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка.   Во время сильных песчаных бурь, когда становится трудно дышать, верблюд может совсем сомкнуть ноздри. На спине у верблюда имеется один или два горба, в которых  накапливаются жир и вода, позволяющие верблюду долгое время не пить и не есть. Но если ему на пути попадается колючка, он с удовольствием её ест, не боясь уколоться. 

Колючки
Колючки, как известно, -  злючки. 
А кто же любит их колючки? 
Один верблюд… 
Ведь у верблюда

                                         (Б. Заходер)

Шерсть у верблюда густая и волнистая, самые длинные волосы под шеей, на затылке. Шерстяной покров помогает животному переносить дневную жару и ночной холод. По зыбучим пескам лучше ехать на верблюде, так как мозолистые подошвы ног не дают  верблюду проваливаться и увязать в песке. 

Ребята, давайте совершим  путешествие по пустыне. 


Физкультминутка


«Жёлтая страница»
Вот жёлтая страница-                   Стоя лицом в круг, руки опущены вниз
Пустынная страница. 
Песок по ней кружится,                 Вращение вокруг себя с поднятыми вверх руками. 
Несётся, как волна.                         Тоя на месте, руки вытянуты перед собой,                                                                                        
Неведомо откуда,                            волнообразные движения руками. 
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды -           Медленная ходьба по кругу друг за другом,    
Степные поезда.                              взявшись за руки. 
Идут они в кочевье
Под музыку звонков. 
Лежачие деревья                           Стоя на  коленях, покачивания
Растут среди песков.                       поднятыми вверх руками. 
Безлиственные сучья                     Лёжа на полу, руки прижаты к полу. 
К сухой земле пригнул       
Живучий и колючий
Кустарник саксаул. 
А ветер носит тучи                          Лёгкий бег врассыпную по свободному
Горячего песка.                                пространству группы.    
Идёт песок летучий 
На приступ, как войска. 
                                                                                       (С. Маршак)

Перед началом работы педагог вместе с детьми определяет, какие краски лучше всего использовать для изображения пейзажа пустыни,   уточняет, где песок будет казаться темнее, а где светлее, впереди или на дальнем плане рисунка, какое строение тела у верблюда: овальное тело с одним или двумя горбами наверху спины, небольшая голова с пушистой шапочкой на затылке, слегка изогнутая шея с длинным мехом, прямые ноги с утолщениями в области коленок и на подошве ног, кисточка на конце хвоста. 


2. Практическая часть

1. В верхней части листа нарисовать кистью полоску неба голубого цвета и провести по мокрой краске гребешком с зубчиками, как бы «расчёсывая» краску, плавно и непрерывно двигая рукой слева направо прямым движением. 

2. Краской коричневого цвета нарисовать полосу,   соединяющую небо и дальний план земли, линию горизонта, и, пока краска не успела высохнуть, провести по ней движением -барханы. 

3. Далее заполнить лист полосами разного цвета: ближний план композиции должен быть самым светлым (гуашь цвета охры, светло – жёлтого цвета). По мокрой краске каждого слоя проводить гребешком, процарапывая на ней прямые и волнистые линии (каждый слой можно изображать по – разному).

4. Нарисовать поэтапно верблюда, гребешком провести короткие штрихи сверху  вниз по нарисованным частям тела, чтобы придать необычную структуру шерсти животного. 

5. Дополнить пейзаж кактусами – длинными овалами с  короткими овальчиками по бокам – и провести гребешком по их поверхности сверху вниз. 

6. Тонкой кисточкой дорисовать детали: глаза, ноздри, линию рта, кисточку на хвосте у верблюда, колючки на кактусе, солнышко и др. 


3. Итог занятия

Воспитатель. У вас получились настоящие пустыни, новый способ изображения – «расчёсывание» краски с помощью гребешка – придал вашим рисункам объёмность, как будто песок передвигается, пересыпается от ветра. А верблюды такие пушистые, что хочется их погладить, а ещё больше прокатиться на них верхом.


Интересно прокатиться
На коне и на слоне! 
И удобнее сидится
У верблюда на спине! 
С виду горд и непреклонен, 
Он на деле не таков! 
По натуре он тихоня 
И добряк из добряков! 
У кого возможность будет
Съездить в дальние края, 
Прокатитесь на верблюде –
Право, здорово, друзья! 
                                        ( С. Барабузин)

Конспект НОД № 7

«Ожившая сказка»

Цель: Развитие творческого воображения средствами нетрадиционной техники рисования «Ожившие предметы».

Задачи:

  • Познакомить с новым приёмом нетрадиционной техники рисования -«Ожившие предметы».
  • Развивать образную память , воображение ,умение необычное в обычном.
  • Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
  • Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваться выразительности с помощью цвет, движения, мимики, дополнительных деталей.

Материал для НОД: альбомный лист; простой карандш; цветные карандаши.

Предварительная работа : Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино», стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Ход  НОД

1.Организационная часть

Воспитатель: Ребята, как вам кажется, умеют ли вещи, которые нас окружают, разговаривать? ( Да ,когда никого нет дома, нет ,они не живые и др.)

Воспитатель: Мнения разделились. А знаете, однажды я случайно подслушала, как разговаривали вещи.

Разговаривали вещи

На полке стояли, на полке сияли
Кастрюля-чистюля, кофейник и таз.
Они восхищались невероятно:
- Ах, это чудесно! ах, это приятно,
Когда тебя кто-нибудь ставит на газ!
Как можно без этого жить, непонятно!

И ложка, и вилка, и хлебная пилка сказали:
- Кастрюля-чистюля не врёт!
И синяя чашка на полке опрятной сказала:
- Ах, это ужасно приятно,
Когда тебя кто-нибудь в руки берёт!

Как можно без этого жить, непонятно!

Весёлая книжка с портретом Жирафа
Сказала соседкам из книжного шкафа:
- Обложкой клянусь и картинкой клянусь!
Ах, это чудесно. Ах, это приятно,
Когда тебя хочется знать наизусть!
Как можно без этого жить, непонятно!

И старая вешалка, стоя в прихожей,
Сказала дивану  с коричневой кожей:
- Ах, милый, мне попросту Хочется петь!
Ведь это чудесно, ведь это приятно,
Когда на тебе захотят повисеть!
Как можно без этого жить, непонятно!

В прихожей и в кухне, в шкафу и в буфете
О главном своём говорили секрете
И книжка, и вилка, и хлебная пилка,
Кастрюля и вешалка, ложка и таз:
- Ах, это чудесно, ах, это приятно,
Что кто-то на свете нуждается в нас!
Как можно без этого жить, непонятно!

                                                                                              (Ю. Мориц)

Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем и представим себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили, о чем и как они могли разговаривать: диван, дверь, лампочка, спички, вода, часы, блюдце с чашкой и др.

Примеры ответов детей: Диван скрипел и ворчал, когда на него садился дедушка, дивану было тяжело, и он был недоволен; лампочка радовалась, когда ее включили, она нравилась себе самой, сравнивала себя с солнцем и немного воображала; блюдце с чашкой всегда спорили, кто из них важнее, кого из них больше любит девочка- хозяйка, чашка сторалась посильнее стукнуть блюдце, когда ее на нее ставили, а блюдце обиженно звякало: «Дзынь -дзынь» и т.д.

Физкультминутка

Были бы у елочки ножки,                       Легкий бег на месте.

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она с нами,                        Пружинистые полуприседания с    

                                                                   поворотами туловища вправо- влево.

                       

Застучала бы она каблучками.                Притопы ногами.

Закружились бы на елочке игрушки — Круговое движение вокруг себя.

Разноцветные фонарики, хлопушки.     Вращение кистей рук, поднятых     

                                                                    вверх.

Завертелись бы на елочке флаги             Взмахи руками влево- вправо над      

                                                                    головой.

Из пунцовой, из серебряной бумаги.  Встряхивание кистями рук перед собой.

Засмеялись бы на елочке матрешки          Активные хлопки в ладоши.

И захлопали б от радости в ладошки...

                                                                              (К. Чуковский)

Воспитатель: Ребята, скажите, а где еще мы с вами встречали, чтобы неживые предметы вдруг начали говорить по-человечески?

Дети: В книжках ,сказках.

Воспитатель: Верно. Совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Дж. Родари «Чиполлино», где разговаривали овощи и фрукты. Автор оживил персонажей и написал чудесную сказку, где с героями случаются разные приключения. Каждому из них писатель придумал свой характер. Давайте вспомним персонажей сказки и дадим каждому характеристику.

Ответы детей: Луковка Чиполлино- самый сильный, ловкий, отзывчивый мальчик, готовый помочь всем, кому плохо и кто попал в беду; дядюшка Тыква- очень добрый дедушка; маленький граф  Вишенка- хороший, но очень слабый и стеснительный; синьор  Помидор- злой и несправедливый; синьор Лимон- самый богатый, вредный и коварный и т.д.

Воспитатель: Любой предмет можно изобразить добрым и злым, таким , каким вы его  хотели бы видеть.

2.Практическая часть

Воспитатель предлагает изобразить различные вещи из любой предметной группы ( овощи ,фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д), которые вдруг «ожили» , при этом сохранить  форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовать глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды, например: бантики, галстуки, шляпки и др., постараться изобразить выразительно, чтобы было понятно, что сабой представляет тот или иной рисуемый персонаж, продумать расположение предметов на листе.

3.Итог НОД

Вместе с детьми воспитатель рассматривает полученные рисунки, дети сами выбирают наиболее понравившиеся, объясняя свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68»       Образовательный проект. Использование не...

Статья "Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников.

Использование нетрадиционных техник рисования, как средства формирования эмоционально-чувственного мира дошкольников...

Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»

В статье представлены несколько типов техник рисования , которые  способствуют развитию творческого воображения дошкольников....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника

Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выраз...