Мастер -класс по экологии для воспитателей ДОУ
статья (подготовительная группа)

Ткачева Людмила Владимировна

Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Мастер – класс по экологии для педагогов ДОУ

«Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду»

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель ДОУ

С. Стригуны, 2021 год

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности, распространение педагогического опыта.

Задачи:

Познакомить с определением понятия-детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: стаканчики, картон, цветная бумага, карандаш, ножницы, таз с водой, виноград, газированная вода, спички, сахар, краски, ложки, шприц, листы бумаги, тарелочки.

Ход мастер-класса

Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?
 (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? 
(Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? 
(Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем?
 (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Что такое эксперимент? Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы. По мнению ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н.Подьякова детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей. Это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и прочными. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может-глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. У них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражения в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование отличается тем от другой деятельности, что образ цели, определяющей эту деятельность сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

  • Осознание того что хочешь узнать
  • формулирование задачи исследования
  • продумывание методики эксперимента
  • выслушивание гипотез
  • прогнозирование результатов
  • выполнение работы
  • соблюдение правил безопасности
  • наблюдение результатов
  • анализ полученных данных
  • словесный отчет об увиденном
  • формулирование выводов

Тему для экспериментирования выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Особое внимание уделяю созданию проблемного поля. Например, определить из какого материала можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой, и их надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума.

Несколько важных советов:

  1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
  2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать желание самому делать опыты.
  3. Объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества.
  4. Не просто показать опыт, но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит.
  5. Не оставлять без внимания вопросы ребенка.
  6. Где нет опасности, предоставлять больше самостоятельности.
  7. Предложить показать опыты друзьям.

      8. Радоваться успехам ребенка.

Практическая часть.

Какие виды деятельности способствуют экологическому развитию ребенка?

Все виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение.

Средства –это наблюдения, экскурсии, тематические беседы, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность.

Типы исследований, используемые в работе –опыты и эксперименты.

Эксперимент 1

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Эксперимент №2

Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие вздушные шарики. Вскоре их станет так много что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. Пока вода не «выдохнется».

Эксперимент №3

Понадобятся пять спичек. Надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните воду на сгибы спичек. Понаблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна толстеют, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперимент №4

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: “Проходило время... Миллионы лет...Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один...” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и ..."заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Эксперимент №5

Материал: Камень, песок, баночка с водой.

Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Со зрителями – Игра “Гора и камешки”

Стоит гора - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
  • Как вы думаете, из чего они состоят? Известняк и песок.

Эксперимент №6

Материал: Разные ракушки, стакан.

Рассмотреть, тонкие толстые, плотные и т.д.

А вы знаете, что большие раковины называют поющими?

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум. Что вы слышите?

Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане. 

А теперь сложите ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Услышит все тот же "шум моря"! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

А откуда тогда берется этот звук в выпуклых полых емкостях? Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усилены во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом. Раньше считали, что основной причиной этих звуков был ток крови самого человека. Но теперь это ставится под сомнение, потому что после физических нагрузок, когда ток крови усиливается, слышимый в ракушке шум остается прежним.  Предлагаю вам самим это проверить:

Изменяется ли звук в ракушке от физических нагрузок

Попросите малыша поприседать с приложенной к уху ракушкой или стаканом. Чувствует ли он, как у него участился пульс? Ток крови стал сильнее. А вот как изменился шум? Практически никак.

Вывод: Шум от тока крови не является основным среди шумов, слышимых в ракушке.

Другое распространенное мнение, что мы в ракушке слышим завихрения воздуха, тоже опровергается опытным путем. К сожалению, этот опыт очень трудно повторить в детском саду. Ведь для этого нужна звукоизолированная комната. Если в такой комнате поднести к уху ракушку, то шума в ней не услышишь. Хотя воздух в комнате, естественно, точно такой же, как и в обычной комнате. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

В науке физике это явление называется резонансом. А наши ракушка или стакан в таком случае будут резонаторами. Заключается это явление в том, что частота колебаний самой емкости совпадает с частотой колебаний звука и из-за этого усиливается. Это определение приблизительное, но даже его трудно понять детям. Для этого ребенок должен уже знать, что звук - это волны и должен понимать, что такое "частота колебаний". Но совсем не обязательно ребенку все это объяснять. Явление резонанса до того, как было описано и объяснено, давно уже использовалось людьми.

Еще первобытные племена заметили, что полая колода звучит звонче, чем сплошная - и так изобрели барабан. Что ветер гудит в трубках тростника - и изобрели флейту. Заметили, что струна, натянутая над отверстием небольшого ящика, звучит громче, чем без него - так изобрели и гитару, и балалайку, и множество других инструментов.

Так же из ракушек можно сделать песок путем измельчения ракушек в ступе.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы явления ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по экологии для родителей и детей.

Мастер класс для родителей и детей по экологии "Сделаем планету чистой"...

Мастер-класс по экологии в средней группе для родителей «Сделаем планету чистой»

Данная работа будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...

мастер - класс по экологии "Сделаем планету чище" для родителей и детей средней группы

мастер - класс по экологии "Сделаем планету чище" для родителей и детей средней группы...

мастер-класс по экологии"Играя,мы узнаём природу"

Мастер класс на тему- «Играя, мы узнаем природу»Автор: Савченко Татьяна Рихердовна- инструктор  по физической культуре  МБДОУ№27 «Солнышко»Цель мастер-класса: повышение профессионального мас...

Мастер-класс по экологии

Трёхлетний возраст является переходным от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Поэтому организовывая процесс обучения очень важно учитывать психологические особенности детей так, чтобы...

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...