Компетентность педагога в работе с одаренными детьми.
статья

Трофимова Ольга  Викторовна

         Компетентность педагога в работе с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Компетентность педагога в работе с одаренными детьми.

На сегодняшний день, ситуация в образовании предполагает выдвижение на первое место идеи воспитания социально активной личности, способной не только жить в информационном обществе, но и позитивно влиять на развитие культуры. И в системе обучения и воспитания одарённых детей именно личность педагога является определяющим фактором, поэтому к нему предъявляются особые требования. Существует мнение, что развитие высоких способностей детей не зависит от условий среды. Это, как правило, не подтверждается на практике. В большинстве случаев нестандартный ребёнок учится ниже своих возможностей именно в результате негативного отношения педагогов к учащимся, плохого преподавания и наличия программ, неадекватных их особенностям.

В современных условиях детский сад ориентируется на «обычного» ребенка. Что же касается творчески одаренных и способных учащихся, то негласно считается - они и сами выбьются. Но учителя знают, что это не так и творчески работающий учитель знает, что одаренных и способных детей тысячи, а к окончанию средней школы остаются единицы. Почему так происходит? Для начала надо разобраться в термине «одаренность».

Под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. У человека могут обнаружиться художественные способности или склонности к той или иной деятельности. Очень важно то, как сама личность относится к своему таланту, считает ли необходимым его развивать или нет. К сожалению, очень часто люди отказываются от имеющихся у них перспектив, потому что не верят в себя, в то, что могут достичь больших высот. Нужно помнить, что любые достижения начинаются с момента принятия личностью своей сущности. К этому необходимо стремиться. Одаренность – это великое благо, но и большая ответственность. Что включает в себя это понятие? Рассмотрим ее характерные черты и составляющие:

1.Способность мыслить нешаблонно. Большинство людей живет по принципу: быть как все. И чтобы не показаться странным и ненормальным, они готовы отказываться от собственного мнения, подчиняться «стадному чувству». Так губятся замечательные карьеры, уходят в забвение таланты, имеющиеся достижения, амбиции. Вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, эти люди жалеют времени на то, чтобы прочитать познавательную книгу, предпочитая проводить свободное время за праздными занятиями.

2. Способность мыслить оригинально существенно меняет восприятие. Именно так растет и развивается индивидуальность, уходит необходимость прятаться за социальной маской. Желание познавать. Неважно, что это будет – музыка, чтение или танцы. Главное, пожалуй, заключается в следующем: у человека возникает огромная потребность делать что – то, посвящать этому большую часть своего времени. Желание познавать рождает смелость, энтузиазм, стремление рисковать и претворять в жизнь самые светлые идеи. Это удивительный процесс, приносящий личности счастье, наполняющий ее новой энергией.

3.Активная жизненная позиция. Вряд ли можно увидеть скучающим человека, который занят своим делом. Ведь его переполняет вдохновение и желание достичь небывалых высот! Такая личность в целом смотрит на мир позитивно, мечтает о дальнейшей самореализации и постоянно движется в направлении развития своей цели. Научаясь преодолевать препятствия, человек ощущает себя победителем, держит себя в жизненном тонусе.

Таким образом, одаренность представляет собой удивительную способность воспринимать окружающий мир определенным образом.

И при выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не исключает ошибок и может быть "не замечен" одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза). Поэтому не стоит забывать о профессиональной компетентности учителя, работающего с одаренными детьми. Компетентность учителя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Наиболее доступным для нас является подход Коджаспировой Г.М., которая профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен владеть учитель.

Существуют десять групп умений:

Первая группа:

- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса.

Вторая группа:

- умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затраты сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа:

-  умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе;

Четвертая группа:

-умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.

Пятая группа:

- умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика.

Шестая группа:

- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей.

Седьмая группа:

-  осознание перспектив собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа:

-  умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года.

Девятая группа:

-  оценивание учителем воспитанности школьников.

Десятая группа:

-  умение увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами.

Таким образом, педагогическая компетентность учителя помогает ему найти, помочь «одаренному» ученику выработать активную мотивацию учения в силу его «одаренности», познания окружающего мира, людей, самого себя. Она также предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, содействие развитию его личности. Педагогу, работающему с одаренным учеником, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребёнка. Соответственно, необходима его высокая профессиональная компетентность.

Список литературы:

1.Маленькие «всезнайки» (Специфика работы с одарёнными детьми) – [Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/78/561/91179.php

2.Работа с одарёнными детьми. Хостинг видеопрезентаций. – [Электронный ресурс] http://PPt4web. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их.

3.Гальская Н.О. Современная методика обучения иностранным языкам // Пособие для учителей. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делова игра для педагогов Доу "Работа с одаренными детьми!

Цель: профессиональная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.Задачи:- закрепить знания о видах детской одаренности и формах их проявления,- развивать навыки работы с...

"Организация методической помощи педагогам в работе с одаренными детьми в рамках реализации научно методической системы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»

На развитие одаренности влияет много факторов, но основной из них - педагогический. Наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его пот...

Готовность педагога к работе с одаренными детьми

Готовность педагога к работе с одаренными детьми...

АНКЕТА «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

Проведите диагностическую работу, цель которой определить Вашу готовность к работе с одаренными детьми. (Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт. сос. Н.И. Па...

Компетентность педагога в работе с одаренными детьми

Консультация для педагогов детского сада...