Образовательный проект "Наши любимые сказки" с детьми средней группы
проект (средняя группа)

Проект, направленный на изучение русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx26.92 КБ
Файл kons_chtenie_1.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

Детский сад №132

Проект «Наши любимые сказки»

Выполнила: воспитатели средней группы

Артамонова А.О.

Назьмова В.В.

Ростов-на-Дону

 2022 г.

Проект по теме«Наши любимые сказки»

(Средняя группа «Солнышко»)

Возраст детей 4-5 лет

Авторы: воспитатели

Назьмова В.В.: беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», », театр «Зверей», изготовление поделок «Колобок», проведение дидактических игр: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», раскрашивание и рисование сказочных персонажей, чтение и обсуждение сказок, мнемотаблиц «Аленький цветочек», «Оловянный солдатик», «Теремок», спортивная и музыкальная зарядка, отгадывание загадок.

Артамонова А.О.: беседы: «Виды сказок», «Откуда пришли сказки», изготовление поделок «Колобок», проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку», чтение и обсуждение сказок, мнемотаблиц «Дюймовочка», «Колобок», «Горшочек каши», консультация для родителей «Читаем дома для детей 4-5 лет», раскрашивание детских сказок и рисование на асфальте сказочных персонажей, пальчиковая зарядка.

г. Ростов-на-Дону, 2022–2023 учебный год.

Технологическая карта проекта

Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность: 2 недели, с 15-29 августа, 2022-2023 учебный год.

Актуальность

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. К великому сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Проблема: Ослабевающий интерес к устному народному творчеству.

Причины:

1. Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с фольклором;

2. Недостаточное внимание уделяется чтению русских народных сказок родителями детям;

3. Замена чтения на телефон, мультфильмы и компьютер.

Цель проекта: формирование и закрепление знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитание уважительных чувств к традициям народной культуры.

Содержание

Задачи:

  1. Воспитание умения отличать сказочные ситуации от реальных;
  2. Воспитание умения слушать и понимать произведения разных фольклорных жанров, выражать эмоции;
  3. Воспитание умения слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
  4. Воспитание в детях умение объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков;
  5. Систематизация и расширение знаний детей о сказках;

  1. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности;

  1. Ознакомление детей со средствами художественной выразительности;

  1. Закрепление у детей знания о том, для чего нужны сказки и чему они нас учат;
  2. Обогащение словаря детей новыми словами;
  3. Формирование у детей умения пересказывать сказки;
  4. Ознакомление с несложными фольклорными произведениями, соответствующими их возрасту;
  5. Развитие познавательных способностей ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
  6. Развитие элементов творчества, обучение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).;
  7. Развитие речевой активности, навыков коммуникативного общения, память, внимание;
  8. Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

  1. Повышение компетентности родителей по вопросам познавательного речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
  2. Консультация-практикум «Читаем вместе». Проведена консультация с родителями. Родителям дана информация о роли сказки в развитии речи ребенка
  3. Повышение заинтересованности родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми;
  4. Активное включение родителей в образовательный процесс.
  5. Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить поделки на выставку «Мои любимые сказки».

Этапы реализации проекта

Этапы:

  1. Подготовительный:
  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • Подбор методической литературы для реализации проекта;
  • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы);
  • Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
  • Создание условий для продуктивной деятельности.

  1. Практический
  • Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
  • Совместная деятельность: проведение занятия «Какие бывают сказки», рисование «Колобок».
  • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
  • Беседы«Что такое устное народное творчество»«Зачем нужны сказки»«Виды сказок».
  • Изготовление поделок совместно с родителями к сказке «Колобок» 
  • Рисование «Мои любимые сказки» на асфальте.
  • Раскраска любимых сказок.
  • Проведение дидактических игр на тему сказок.
  • Чтение сказок «Аленький цветочек», «Горшочек каши», «Теремок», «Оловянный солдатик», «Дюймовочка».
  • Консультация для родителей:

«Читаем дома для детей 4–5 лет»

Заключительный

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Оформление выставки поделок «Наши любимые сказки»;

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – познакомить детей с возникновением устного народного творчества, повышать интерес детей к фольклорным жанрам, повышать интерес к стремлению получать знания через сказку, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, воспитывать умение работать в коллективе; во время инсценировок учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Познавательное развитие – побеседовать о том, откуда пришла сказка; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Речевое развитие – расширять интерес к сказке, как к произведению искусства; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развивать активный словарь детей, активизировать в речи детей новые слова, формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры, развивать мыслительную активность, любознательность, способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли.

Художественно-эстетическое развитие - использовать различные виды художественной деятельности: аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Мой любимый сказочный герой». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.

Физическое развитие- использование подвижных игр, физических упражнений, пальчиковой гимнастики для реализации задач проекта «Наши любимые сказки».

Организационные формы работы над проектом

  • Направление развития
  • Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры«Расскажи сказку по серии картинок»«Составь сказку»«Назови сказку»«Узнай сказку по зачину»«Что сначала, что потом»«Из какой мы сказки?»«Из какой сказки волшебная вещь?»«Подбери иллюстрацию к сказке»«Сложи картинку и узнай сказку»«Сложи сказку»«Что лишнее?»«Узнай по описанию»«Путаница»«Ты мне – я тебе»«Сказки о животных»«Колобок спешит домой»«Разыграй свою сказку» 

Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)

Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их)

  • Познавательное развитие
  • Ознакомление с миром природы

«Русские народные сказки из волшебного сундучка». Просмотр обучающих презентаций, мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

Беседы«Путешествие в королевство сказок»«На поляне сказок»«Откуда пришли сказки».

ОД«Народные и авторские сказки»«Как рождаются сказки». Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Сюжетно ролевые игры«Семья» (на основе сюжете сказки «Волк и семеро козлят»«Книжкина больница», и др.

Речевое развитие Составление с детьми творческих рассказов: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Рассказывание детьми сказки «Заяц Кот и Петух» с помощью мнемотаблицы.

Беседы на тему«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож»«В гости к книге»«Кто рисует картинки к сказкам». Заучивание пословиц, поговорок, присказок.

Отгадывание загадок.

НОД«Русские народные сказки».

Чтение сказок и обсуждение с детьми «Три поросенка»«Заяц Кот и Петух»

Художественно-эстетическое развитие

(Продуктивная деятельность) 

Аппликация. «Колобок»

Рисование «Петушок»«Мышка и мишка»«Скатерть-самобранка»

Раскрашивание раскрасок «Мой любимый сказочный герой»

Пальчиковая гимнастика «Курочка»«Гуси летят»

Подвижные игры«Водяной»«Бабушка Маланья»«Волк и семеро козлят»«У медведя во бору»«Гуси - лебеди»«Кот и мышь»«Курочка - хохлатка»«Золотые ворота».

  • Подвижная музыкальная зарядка под музыку.
  • Пальчиковые игры.

Работа с родителями:

  • Познакомить родителей с темой проекта, привлечь родителей:
  • К совместной работе с детьми и воспитателями.
  • К созданию поделок (персонажи героев) к сказке «Колобок»

  • Выставке рисунков и аппликаций «Наши любимые сказочные герои»

  • Повысить педагогическую компетентность родителей, в воспитании детей младшего дошкольного возраста, через устное народное творчество.

  • Консультация для родителей
  1. «Читаем дома для детей 4–5 лет»

Ожидаемый результат

Результаты

Для детей, педагогов, родителей:

  • Расширение представлений детей о сказках;
  • Укрепление дружеских отношений в семье.
  • Прививание любви и интереса к русским народным сказкам, традициям. реализовать проект в разных видах детской деятельности;
  • Развитие творческого потенциала ребенка.
  • Стремление показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. станут активными участниками реализации проекта;
  • Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
  • Развитие совместного творчества родителей и детей.

Список использованных источников:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012 г.

3. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005 г.

4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Волгоград: Учитель, 2014. -307с.

6. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб«Детство-пресс», 2008 г.

7. Махаева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М. : ТЦ «Сфера», 2001 г.

8. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001 г.

9. Ресурсы интернета.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

Детский сад №132

Консультация для родителей

«Читаем дома для детей 4–5 лет»

Выполнила: воспитатель средней группы

Артамонова А.О

Ростов-на-Дону

 2022 г.

«Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

Книга — это неотъемлемая часть воспитания ребенка. Она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С помощью книги ребенок сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

 Уважаемые родители, важно помнить, что книга — это ваш неотъемлемый помощник в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, а совместное чтение станет для ребенка увлекательным занятием. В качестве литературы вы можете выбрать сказки, потешки, песенки, небольшие стихи и истории, загадки, рассказы и т.п.

Чтение развивает мышление. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии ребенка и образно мыслить. Также чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, истории. Хорошую детскую книжку нужно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Именно чтение и книга выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.

Список литературы для чтения детям:

Русский фольклор

  1. Песенки, потешки, заклички.
  2. «Наш козел»;
  3. «Зайчишка-трусишка»;
  4. «Дон! Дон! Дон.»,
  5. «Гуси, вы гуси»;
  6. «Ножки, ножки, где вы были?.»,
  7. «Сидит, сидит зайка»,
  8. «Кот на печку пошел»,
  9. «Сегодня день целый»,
  10. «Барашеньки»,
  11. «Идет лисичка по мосту»,
  12. «Солнышко-ведрышко»,
  13. «Иди, весна, иди, красна».

Сказки.

  1. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
  2. «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;
  3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого;
  4. «Жихарка», обр. И. Карнауховой;
  5. «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
  6. «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
  7. «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница»,
  8. «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
  9. «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира Песенки.

  1. «Рыбки»,
  2. «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
  3. «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;
  4. «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;
  5. «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.Сказки.
  6. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
  7. «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
  8. «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
  9. братья Гримм.
  10. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России Поэзия.

  1. И. Бунин. «Листопад» (отрывок);
  2. А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»;
  3. А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»);
  4. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»;
  5. Я. Аким. «Первый снег»;
  6. А. Барто. «Уехали»;
  7. С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»);
  8. С. Есенин. «Поет зима — аукает»;
  9. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);
  10. И. Суриков. «Зима»;
  11. С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;
  12. С. Михалков. «Дядя Степа»;
  13. Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);
  14. Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»;
  15. «Дом гнома, гном — дома!»;
  16.  Э. Успенский. «Разгром»;
  17. Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза.

  1. В. Вересаев. «Братишка»;
  2. А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);
  3. М. Зощенко. «Показательный ребенок»;
  4. К. Ушинский. «Бодливая корова»;
  5. С. Воронин. «Воинственный Жако»;
  6. С. Георгиев. «Бабушкин садик»;
  7. Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;
  8. Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);
  9. В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки.

  1. М. Горький. «Воробьишко»;
  2. В. Осеева. «Волшебная иголочка»;
  3. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
  4. К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
  5. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);
  6. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;
  7. В. Бианки. «Первая охота»;
  8. Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни.

  1. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.

  1. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;
  2. Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;
  3. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;
  4. Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
  5. С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.

  1. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера;
  2. Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной;
  3. Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» главы, пер. с норв. Л. Брауде;
  4. Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  5. Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная  область: познание....

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная  область: познание....

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная  область: познание....

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная  область: познание....