обучение детей правилам дорожного движения
материал (средняя группа)

Горох Наталья Анатольевна

материал из опыта работы с детьми дошкольного возпаста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

        

                             Доклад на тему:

             "Обучение детей правилам

                  дорожного движения"

                         

                                                                      Подготовила:

                                                                     Горох Наталья Анатольевна

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Цель познавательного развития – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащающегося сознания и формирующегося опыта. Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе основных задач:

  1. Обогащение информацией об окружающем.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, воображение, мышление, память).
  3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов, развитию самостоятельной активности.
  4. Формирование позитивного отношения к миру.

Познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в режимных моментах таких как:

 Предметную деятельность

* дидактические игры - в процессе действия с дидактическими игрушками я стараюсь, чтобы дети получили представление о различных предметах, их величине, форме, окраске, особенностях материала, из которого они сделаны; способствую развитию движений, умению ориентироваться в пространстве.

Играем в  игры, например:

«Кто как кричит?»- развиваем речевое внимание.

«Сложи пирамидку»- упражняемся в умении сопоставлять цвета; способствуем закреплению знаний и системе цветов.

«Подбери по цвету»- закрепляем представления об основных цветах; учимся выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.  

*подвижные игры -  способствую развитию координации движений, умению ориентироваться в пространстве, воспитываю активность и самостоятельность. Участие ребенка в несложных подвижных и обучающих играх обогащает его самостоятельную сюжетно - отобразительную игру.

 «Лохматый пёс»- учимся передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые я  даю в игровой форме.

«Зайка серенький»- учимся выполнять различные движения согласно тексту и повторять их за мной.

* игры со строительным материалом - способствую развитию мышления, пространственного воображения. Формирую у детей различные умения, овладевать общими способами действий, усваивать последовательность операций, познавать конструктивные возможности строительных материалов.

«Стульчик для Кати» - знакомимся с кубиком, развиваем мышление, память, воспитываем аккуратность, усидчивость.

«Дорожка для машинки»- учимся правильно пользоваться строительным материалом, побуждаю детей создавать разнообразные дорожки, развиваем речевую активность.

* сюжетно- ролевая игра - учу выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, перевозить в машинке грузы и т. д.,), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями (« Баю- бай», «Кукла Катя куп- куп»).

 «Купание куклы»-  учимся объединять игры единым сюжетом: сначала куклу раздеваем, купаем, одеваем, укладываем спать,  правильно называем предметы и их назначение; закрепляем разнообразные игровые действия; развиваем игровые умения и навыки; обогащаем словарный запас; воспитываем уважительное отношение  друг к другу и бережное отношение к игрушкам.

        «Катя заболела»- помогаю  разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствую обогащению сюжета детских игр; развиваем речь и обогащаем словарный запас; помогаю детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитываю дружеские взаимоотношения в игре.

Игры с песком и водой.

В играх с песком и водой я учу детей пользоваться игрушками - орудиями для получения практического результата, побуждаю к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Во время таких игр я знакомлю детей со свойствами воды и развиваю мелкую моторику. Дети получают положительный эмоциональный заряд.

«Необыкновенные следы»-  развиваем тактильную чувствительность, воображение.

«Теплая – холодная» - закрепляем понятия «тёплый», «холодный»; активизируем словарь (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитываем аккуратность при работе с водой.

«Веселые пузыри»-  расширяем представление о свойствах воды; развиваем координацию и мелкую моторику рук, понимание речи, побуждаю детей к разнообразным действиям с водой.

Организация наблюдений.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, надо постараться дать детям полные, верные знания о природе.

Малыши очень любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Их привлекают яркие образы и смена событий. Именно эти особенности я учитывала в организации наблюдений за комнатными растениями. Знакомство с объектами природного уголка происходило во время наблюдений и ухода за ними. Учила детей находить в групповой комнате уголок природы, рассматривать его объекты, заботиться о них, любоваться результатами своего труда, выражать свои чувства.

Я считаю, что прогулки – это замечательное время, когда педагог может постепенно приобщать малышей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. В качестве объектов наблюдения были выбраны следующие экологические маршруты: «Цветник», «Березки», «Путешествие вокруг детского сада» .

Старалась показать детям различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, деревья в разное время года и т. д.

В теплые сентябрьские дни неоднократно подводила детей к цветнику. В первый раз я говорила: «Пойдемте, поищем, где у нас растут цветы». Предлагала полюбоваться разнообразием цветов на цветнике. В следующий раз, любуясь цветником, уже называла цветы по «именам», выделяя цвет как главный признак. «У нас здесь растут ноготки, красивые оранжевые цветы» - отмечала я. А уже в третий раз показывала детям, где у цветка стебли, листья, цветок.

При рассматривании деревьев обращала внимание детей на красивые разноцветные листья, на яркий ковер на земле, на листопад во время ветра. Ребята получали массу положительных эмоций от ходьбы по опавшим листьям, слушая их шуршание,  рассматривать листья: ярко-желтые у березы. Малыши имели возможность ежедневно наблюдать за ними, замечать происходящие с ними изменения: в начале осени еще зеленые, потом «золотистые». А поздней осенью я обращала внимание детей на то, как сиротливо раскачиваются уже голые ветки.

На прогулках зимой я  помогаю детям увидеть красоту зимнего пейзажа, опущенных снегом или инеем деревьев.

Особый интерес для детей представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака). В ходе наблюдения предлагала детям назвать размер, цвет, части головы, туловища, что умеет делать, что любит есть, как разговаривает. Незабываемые впечатления вызывают у детей наблюдения за птицами у кормушки: за стайкой воробьев и синичек, которые, то подлетают к кормушке, торопливо клюют корм, то внезапно взлетают и усаживаются на нижние ветки елок. А сколько радости в детских глазах, когда они наблюдают за тем, как птички клюют корм, принесенный малышами.

Таким образом, у детей растет познавательный интерес к природе, расширяется их кругозор. Эти наблюдения способствуют развитию доброты, сопереживания всему животному, стремление оберегать природу.

На весенних прогулках наблюдаем первые признаки весны: первые проталины, сосульки на крыше. Чуть позже появление первой травки изумрудного цвета, появление первых цветов – первоцветов на клумбе. Наблюдали, как ярко желтое поле одуванчиков превратилось в белое пушистое, познакомились со строением цветка.

 Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале приучаю детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, игры, прогулки и т.д. .

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Приучаю детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой, а после приёма пищи говорить «спасибо» и аккуратно задвинуть за собой стул.  

У нас в группе созданы все условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. Есть в группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

При формировании культурно-гигиенических навыков я использую игры и потешки:

«Водичка, водичка!»-  воспитываем стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

 «Мыльные перчатки»-  учимся намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

«Кукла заболела»-  учимся пользоваться носовым платком.

Также с детьми мы читаем художественную литературу: К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.


 При анализе данного направления  я отметила, что у нас в группе есть все необходимые условия для развития у детей познавательной активности, для самостоятельной деятельности. Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, игры, обеспечен их выбор и доступность.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний), формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

И долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

 

МБДОУ «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

День здоровья

в младшей группе

17 апреля 2019 года

Воспитатели: Горох Н.А.,

Филиппова Т.В.

2019 год

                                    Используемая литература.

  1. Интернет-источник: http://www.maam.ru
  2. Развивающие занятия с детьми раннего возраста / Под. ред. Парамоновой Л. А. -2013.

Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – 200 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

        

                                  Выступление              

                                          на тему:

 «Познание окружающего мира дошкольниками

                                  через наблюдения»

                                                                      Подготовила: воспитатель

                                                                  Горох Наталья Анатольевна

Ноябрь 2018 год

«Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения»

Наблюдение-это специальное, организованное, направленное более или менее, длительное, планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений.

Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Для реализации целей и задач необходимы принципы системности, сезонности, возрастной адресности, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы. Например, (строение, окрас, запах, и прочее), но и их связь со средой.

Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.  Как компонент наблюдения включается и в другие формы работы: нод, экскурсии, прогулки. Наблюдение – ведущий метод. С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождём, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманом, почвой, деревьями, за формированием плодов растений, птицами, насекомыми и т.д.  Познание окружающего мира происходит благодаря такой форме как наблюдение. Естественно, это сложное занятия для познания, так как требует тщательного внимания, при этом начинает работать мышление, речь и восприятие одновременно.

Планирование наблюдений в детском саду - это планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира. Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение имеет опыт и знания ребенка. И только правильная и грамотная организация наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться детям  
    В самом процессе наблюдения воспитатель обычно задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта, ребёнок должен сравнить между собой предметы, а также показать что их может между собой связывать.

Наблюдения должны сопровождаться  точными объяснениями  воспитателя, что видят дети, в тот или иной момент. Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике.
    Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения. Наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетические впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоционально состояние детей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

    Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание деток на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами. Необходимо также устраивать разные игры, с  использованием различного природного материала . Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке.

       Для нормального закрепления и усвоения знаний,  необходимо именно равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до свои воспитанников. К организации наблюдения в детском саду, воспитатель должен  подготовиться заранее.

         Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями животными, в изобразительной деятельности, рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение  календарей и прочее).  Можно сказать, что формирование у дошкольников начало экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация  развивающей природной среды.

     С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка. В нашей группе есть уголок природы, где дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.

     Совместно с детьми  ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится кормить птичек, рыбок в аквариуме, любоваться и наблюдать за образом жизни, поведением.

   На прогулках   отмечаем изменения погоды в течении дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы, привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм. В нашем уголке природы так же есть библиотека, где собраны разнообразные  книги, энциклопедии для детей, иллюстрации, гербарий.

    В зимней период выращиваем лук на зелень и цветы в огороде – на окне. А весной и летом на грядках сажаем овощи   и клумбе цветы Дети ухаживают за растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

      Необходимо использовать в работе с детьми по ознакомлению с   явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона.

      На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком и водой. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь детей. Ребята наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить гаражи, домики. Дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому, учим использовать дополнительные предметы (дощечки, камни, палочки, листья).Зимой наблюдаем за снегом, льдом, сосульками. Организуем игры со снегом, где дети знакомятся со свойствами снега, участвуют в опытно - экспериментальной деятельности.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию, развить у детей отчетливые представления о животных и растениях, сезонных изменениях в природе и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

  1. Литература
  2. «Экологическое воспитание в детском саду»

 О.А. Соломенникова Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет издательство  мозаика- синтез. Москва 2009 год

2 « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада»  С.Н. НиколаеваПособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Просвещение 2002 года.

3. С.Н. Николаева  « юный эколог» система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет    Москва   Мозайка-синтез 2010 года

4. Н.В. Коломина « Занятия по экологии в детском саду»  Сценарий занятий. Творческий центр. Москва 2010 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей правилам дорожного движения «Путешествие в страну дорожных знаков»

(обучение детей подготовительной группы правилам поведения на дорогах)...

План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения на 2013 – 2014 учебный год

В план входят:Мероприятия в области нормативно-правового обеспечения МБДОУОрганизация работы с педагогамиОрганизация работы с детьмиОрганизация работы с родителямиСовместная работа с ГИБДД...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Программа для групп общеразвивающей направленности по обучению детей правилам дорожного движения "Юные инспектры движения" для детей от 2 до 7 лет

Программа "Юные инспекторы дорожного движения" разработана в соответствии с ФГОС ДО. В ней представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2  до 7 лет...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....