Адаптация ребенка к детскому саду
статья (младшая группа)

В данной статье раскрывется проблема адаптации ребенка к детскому саду. Степени адаптационного периода и залог её успешного прохождения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новым и непривычным для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Поэтому процесс адаптации требует больших психофизических затрат организма.

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребята скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса:

  1. Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства детей и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

-он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

-при обращении глядит в глаза педагогам;

-способен озвучить просьбу о помощи;

-первым идёт на контакт с ровесниками;

-способен занять себя на короткий промежуток времени;

-с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

  1. Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

-с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

-при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

-общается со сверстниками и воспитателем;

-придерживается озвученных правил и распорядка;

-адекватно реагирует на замечания;

  1. Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

-нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

-слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

-отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

-нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

-агрессивность либо замкнутость;

-неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

На успешность адаптации влияют следующие факты:

  1.  Возраст ребёнка.

Нередко мамы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться.

  1. Состояние здоровья.

Малышам, у которых есть хронические заболевания или которые часто и подолгу болею, требуются особые условия и наблюдение медицинского персонала.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

-ещё большее понижение иммунитета;

-рост восприимчивости к инфекциям;

-повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);

  1. Степень психологического развития.

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. 

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

  1. Уровень социализации.

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится.

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Так же целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. 

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома. 

Расставаясь с ребенком, говорите, как вы его сильно любите и что скоро за ним вернетесь.

Список литературы

  1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.