Мастер класс "Игрушка - шнуровка как средство развития мелкой моторики"
проект (старшая группа)

Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение  долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, творческие способности, а, следовательно, подготовить ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pgb.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема моего мастер класса «Игрушка-шнуровка как средство развития мелкой моторики» Почему я обратилась к данной теме?

В детском саду  работаю 7лет. За  это время обратила внимание на то, что дети, пришедшие в детский сад и окружённые чрезмерной заботой близких, с трудом владеют навыками самообслуживания: для них целая проблема самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, правильно обуться и зашнуровать обувь.

  Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. В итоге - пострадала не только общая моторика, но и снизился уровень развития кистевой моторики рук.

Игровые компьютеры, телефоны, гаджеты которые заменили современным детям занятия рисованием, лепкой, конструированием также негативно сказываются на развитии мелкой моторики и как следствие  на становление речи.

   Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

   Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение  долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, творческие способности, а, следовательно, подготовить ребёнка к школе.

     Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Как рукой сняло» и т.д.

Пословицы и поговорки о руках стали крылатыми. Помогите мне закончить некоторые из них:

В хороших руках  и дело….. спорится

Умелые руки…. не знают скуки

Глаза боятся, а руки ….делают.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Ребёнок хочет всё взять в руки, всё потрогать. Не мешайте ему, ведь руками он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.

Таким образом, чем сложнее и тоньше  движения рук, тем быстрее развивается мозг ребенка.

В своей работе с детьми  я использую увлекательные дидактические игры со шнуровкой, которые наиболее эффективно позволяют развивать мелкую моторику, учат ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, дают понятия о величине, форме предмета,  развивают графомоторные навыки и творческие способности детей. Главное, чтобы эти игры нравились детям. Ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку.

Поэтому любое задание я  предлагаю в игровой форме, что способствует положительной эмоциональной стимуляции, повышению психического тонуса, а, следовательно, улучшению работоспособности.  

Педагог-новатор Мария Монтессори, известная по своей одноименной методике развития детей, в свое время предлагала уникальные занятия для становления ребенка как личности, для формирования его собственных достоинств и способностей. Игрушки, которыми она рекомендовала пользоваться, актуальны и в наше время, более того, с каждым годом они становятся все популярнее и востребованнее.

Существует множество разнообразных игр со шнурками. Примерно их можно разделить на несколько групп от простых к более сложным:

1. Простые игрушки – шнуровки

Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы – куб, цилиндр, шар с большим сквозным отверстием, поэтому такая шнуровка идеальна для маленьких детей. Они сделаны из дерева, что свойственно практически каждой игрушке Монтессори или мягкого безопасного материала (яблоко, пуговица), в которых проделаны крупные отверстия для шнурования.

2. Простая плоская шнуровка (с одним предметом)

Плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий – обувь, фрукты, игрушка, животные. Ребенок просто продевает шнурок разными способами в разные дырочки.

3. Плоская шнуровка (с несколькими предметами) 

Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз. Более сложный вариант – на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке – жучков или пчелок, на цветочке – бабочек. Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр. Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре.

4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки

Они могут быть изготовлены из ткани (это детали домиков, книжек, паровозиков,  которые необходимо  соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка) или большой планшет с изображением какой-нибудь сказки. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов и пр. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры. Например, сюжет общеизвестной сказки «Теремок» предполагает поочередную шнуровку всех основных героев, более сложная сказка – «Аленький цветочек»  Возможны собственные вариации, когда герои меняются местами и шнуровка происходит в произвольном порядке. О ценности данной игры и говорить не приходится – здесь все – и умение шнуровать, и делать умозаключения, и вспоминать ход действия, и координировать движения. Вариантов игры множество.

Используя в своей работе игры-шнуровки, я отметила, что у детей стала более развита сенсомоторная координация (согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений), усидчивость, глазомер, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

В рамках мастер-класса я предлагаю вам шнуровку по образцу.

Итак, все необходимое находится у вас на столах, прошу вас приступить к творческому процессу.

Перед вами башмачки разного цвета. Выберите себе понравившийся, яркий шнурок станет не только элементом декорирования, но и эффективным способом развития мелкой моторики.

Конечно, в своей работе я не ограничиваюсь использованием игрушек-шнуровок. Существует множество, хорошо вам известных приемов развития мелкой моторики, как новых, так и хорошо забытых старых.

А закончить мастер- класс хотелось бы высказыванием русского физиолога Ивана Петровича Павлова: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».