РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (старшая группа)

духовно - нравственное воспитание дошкольника лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно – нравственного воспитания детей всех возрастов. На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой духовного воспитания ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Попова Г.Ф.,

Волкова Т.М.,

Буряковская Г.Н.

воспитатели МБДОУ ДС №57 «Радуга»

г.Старый Оскол

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF A PRESCHOOLER

 Popova G.F.,

Volkova T.M.,

 Buryakovskaya G.N.

educators of municipal budget preschool educational institution No. 57 "Rainbow"

 Stary Oskol

Аннотация: духовно - нравственное воспитание дошкольника лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно – нравственного воспитания детей всех возрастов. На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой духовного воспитания ребенка.

Ключевые слова: семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Abstract: spiritual and moral education of a preschooler is the basis of any human actions, forms his appearance, determines his values and character. Nowadays, the problem of spiritual and moral education of children of all ages is extremely acute. A heavy load of information is piled on the child from birth: the media, an infinite number of cartoons, the Internet, and all this does not contribute to the development of moral norms and makes us think about the problem of the spiritual upbringing of the child.

Keywords: the family is traditionally the main institution of education. What a child acquires in his childhood in the family, he retains throughout the rest of his life. The importance of the family as an institution of education is due to the fact that the child is in it for a significant part of his life, and in terms of the duration of his impact on the personality, none of the institutions of education can compare with the family. It lays the foundations of the child's personality, and by the time he enters school he is already more than half formed as a person. The problem of moral education remains very relevant today. The family can act as both a positive and a negative factor of upbringing.

Без духовного воспитания ребёнок в современном мире становится уязвимым. Как правильно воспитывать ребенка и с какими проблемами сталкивается современное образование?

В современном мире духовность ассоциируется с религией, обетами, церковными канонами, хотя на самом деле – это просто гармоничная жизнь. А вот отсутствие духовности – это и есть разруха в наших головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

 Без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Так как же объяснить ребенку что такое духовность? По – моему мнению – это одна из проблем современного воспитания. На пути воспитателя стоит не одна проблема… это:

  • Отсутствие согласованности в вопросах воспитания духовности в различных социальных институтах.
  • Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно – нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка.
  • Негативное влияние СМИ
  • Влияние западных культур
  • Виртуальная агрессия.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае, пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. Именно в раннем детстве ребенок, словно губка, способен впитывать все то, что происходит в окружающей его действительности.

Основой воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывают огромное влияние на формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Воспитание  духовности процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника.

Первыми наставниками в жизни ребенка являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать.

Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно  в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.

Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Основой  воспитания духовности дошкольника является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие окружающий его социальный мир, является основным в формировании внутреннего мира ребенка.

Только личный пример родителей ребенка и педагогов играет ключевую и решающую роль в создании и становлении внутреннего духовного стержня ребенка. Только самые близкие взрослые являются для ребенка идеалом. И в основном их модель поведения будет в точности скопирована и воплощена в жизнь.

Результаты духовно – нравственного воспитания оценить гораздо сложнее, чем результаты образовательной деятельности, так как не разработаны единые критерии оценки для анализа данной работы.

Чтобы духовное и нравственное воспитание ребенка не потеряло смысл надо начать любить своих детей и уделять  им достаточное внимание. Не постоянно быть с ребенком, контролируя каждый его шаг, а давать ему свободу, чтобы он мог жить полноценно и доверять ему. Любовь родителей очень полезна и помогает набраться сил для достижения новых целей.

Также единство  воспитателей и семьи обеспечивает выработку правильного поведения дошкольника, ускоряет процесс ускорения навыков, знаний и умений. Основу такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025годы».
  2. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.
  3. Патрушева, И.Н. роль семьи в формировании духовно-нравственной личности / И.Н. Патрушева. -  Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт – Петербург, январь 2019г.) – Т.О. – Санкт -Петербург: Заневская площадь, 2019
  4. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4.
  5. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников / М.С. Голубь // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отража...

Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в ко...

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника.

В статье даны рекомендации родителям , способствующие развитию личностных качеств ребёнка - дошкольника и  становлению его духовно - нравственной сферы....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

План профессионального развития на тему: Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности дошкольника.Цель: Определить роль семьи в духовно- нравственном воспитании. Задачи:...

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема очень важная и актуальная. Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это, прежде всего любовь к Родине, лю...