Семинар – тренинг для педагогов «Волшебница – релаксация»
материал

Марухина Елена Сергеевна

Семинар – тренинг для педагогов «Волшебница – релаксация»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ВОЛШЕБНИЦА – РЕЛАКСАЦИЯ»

ЦЕЛЬ: познакомить с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.

ЗАДАЧИ: помочь освоить педагогам релаксационные упражнения.

РЕЛАКСАЦИЯ – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путём принятия спокойной позы, представления состояний обычно соответствующих покою, расслабления мышц.

В 20 – х годах прошлого века французский аптекарь Э. Куэ разработал методику, которую он назвал «школой самообладания путём сознательного самовнушения». Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лёжа), шёпотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: «Мой страх проходит», моё состояние всё больше и больше улучшается». Э. Куэ подчёркивал, что при самовнушении, должны отсутствовать какие – либо волевые усилия.

Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.

Ритм жизни человечества  в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоций истощает наш организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может – релаксация.

Хорошо расслабляться умеют только -  дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребёнок во время сна – «будто без костей»; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда – то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.

Сегодня мы с вами поговорим о релаксационных приёмах и упражнениях, способствующих покою и снятию мышечного напряжения, как у педагогов, так и у ваших воспитанников.

Приёмы релаксации, связанные с использованием образов.

Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать, совершенно различные состояния – от вялого безразличия до максимальной включённости, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние. Достичь расслабления помогают такие образы:

  1. Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;
  2. Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;
  3. Вы находитесь в тёплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.

Релаксация «Храм тишины»

Вообразите себя гуляющим  на одной из улиц многолюдного и шумного города. Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры. Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны или радостны. Обратите внимание  на звуки, которые вы слышите; на витрины магазинов, что вы в них видите?.. Вокруг, очень много спешащих куда – то прохожих. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать, а, может быть, пройдёте мимо. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь повернитесь за угол и прогуляйтесь по другой улице. Это более спокойная улица. Чем дальше вы идёте, тем меньше вам встречается людей. Пройдя ещё немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Вы видите на нём большую вывеску «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружёнными полной и глубокой тишиной. Побудьте в этом храме в тишине. Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно. Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.

Как вы сейчас себя чувствуете?

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов. Дети выполняют расслабляющие упражнения, перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. В результате выполнения релаксационных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

Эти упражнения нужно проводить в проветренной комнате, температура воздуха нормальная.

Релаксационные тексты должны иметь доступный для детского понимания смысл, учитывая особенности восприятия дошкольников, развивать способность ребёнка воображать и фантазировать, учить оставаться расслабленными. В тексте для релаксаций должно быть много имён прилагательных, описаний предметов и явлений. Немалое значение имеет и чтение самого текста. Здесь важен тембр голоса, ритм, выразительное, спокойное его воспроизведение и выдержка пауз. Ведь дети мысленно переносятся в сказку, а этот мир гармоничен и совершенен. Когда дети научатся мышечному расслаблению, тогда можно проводить релаксацию под музыку без текста. Важно, чтобы ребёнок научился создавать себе образы, если это помогает его расслаблению. Большое значение уделяется музыке. Пусть музыка будет тихой, мелодичной, помогающей расслаблению. В ней могут присутствовать звуки природы, что стимулирует детскую фантазию.

Упражнения для снятия напряжения, можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение всего дня.

  • «Полёт в облаках» (утром).

Дышите легко и медленно. Представьте, что мы находимся на природе. Тёплый, тихий день. Нам приятно и хорошо. Вы лежите и смотрите вверх на облака. Самое пушистое облако движется навстречу к вам. Вы уже не лежите на этом облаке, а мягко утопаете в нём. Ваши ноги и руки свободны, раскинуты в стороны. Вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Вот мы уже на земле. Облако улыбнулось нам, а вы улыбнулись ему. У вас прекрасное настроение. И целый день вы будете спокойными, добрыми и внимательными.

  • «Отдых на море» (утро).

Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Чудесный, летний день. Небо голубое, солнце тёплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего ваше тело лёгкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откроем глаза. Мы полны сил и радости. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Также с детьми можно провести следующие релаксационные упражнения:

  • «Шишки»;
  • «Холодно – жарко»;
  • «Сорви яблоко»;
  • «Драгоценность»;
  • «Муравей»;
  • «Мороженое»;
  • «Факиры»;
  • «Солнечный зайчик»;
  • «Пчёлка»;
  • «Качели».

Но не только релаксация помогает нам – педагогам снять нервное напряжение, а ещё задорный и весёлый смех.

«Помоги себе сам»

Профессия педагога относится к группе риска, т. к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а, как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своём здоровье, начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас я вам предлагаю несколько несерьёзных советов для серьёзных педагогов.

  • Гора грязной посуды быстро исчезнет, если на неё уронить гирю.
  • Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди, хотя бы, с полным желудком.
  • Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
  • Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
  • Если на работе контроль потерял над собой, то тебе срочно нужно домой.
  • Если возникло желание крикнуть – это опасно! Можно привыкнуть.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеётся, усиливается приток крови к мозгу и клетки серного вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в кровеносной системе.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передаётся по воздуху, а единственное «побочное действие» - хорошее настроение.

Литература.

  1. Джордж М. Искусство релаксации. – Лондон – Москва, 1998.
  2. Мостовая Л. Создай себе настроение. Элементы саморегуляции для учителей \\ Школьный психолог. - № 32, 2003. С. – 13.
  3. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1997.