Главные вкладки

    Семинар-тренинг для педагогоа "Искусство релаксации"
    материал (подготовительная группа) на тему

    Шаманина Ирина Алексеевна

     

    Семинар–тренинг для педагогов

    "Искусство релаксации"

    Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.

    Задачи:

    Освоить приемы релаксации через дыхание;

    Освоить приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц;

    Освоить способы релаксации через зрительные образы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar.doc204.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Семинар–тренинг для педагогов

    "Искусство релаксации"

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород


    Семинар–тренинг для педагогов

    "Искусство релаксации"

    Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции.

    Задачи:

    Освоить приемы релаксации через дыхание;

    Освоить приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц;

    Освоить способы релаксации через зрительные образы.

    Введение.

    Современный мир подвергает серьезным испытанием психику человека. Повышенный темп, скорость, перегрузки пронизали все стороны бытия современного человека. А если к общей напряженности прибавить еще неизбежные для каждой отдельной судьбы потери близких людей, неприятности на работе, обманутые надежды и несбывшиеся ожидания, то становится очевидным высокая стрессогенность нашей жизни.

    Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. За примерами далеко ходить не надо: вспомните, как у Вас хмурятся брови, сжимаются кулаки, напрягаются плечи, когда Вы оказываетесь в стрессовой ситуации.

    Хорошо расслабляться умеют только дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький ребенок во время сна - "будто без костей"; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А все взрослые люди в этом полном суеты и вечно куда-то спешащем мире постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваются расслабляться.

    Сегодня мы с вами поговорим о релаксации и о методах, способствующих покою и

    снятию напряжения.

    Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физический усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний обычно соответствующих покою, расслабления мышц.

    Немного из истории релаксации.

    В 20-х годах нашего века французский аптекарь Э.Куэ разработал методику, которую он назвал "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Куэ уверял своих пациентов, что они смогут выздороветь, если несколько раз в день, приняв удобную позу (сидя или лежа), шепотом или мысленно, будут повторять по 30 раз подряд конкретную формулировку самовнушения, например: "Мой страх проходит", "Мое состояние все больше и больше улучшается".[1] Э.Куэ подчеркивал, что при самовнушении должны отсутствовать какие-либо волевые усилия. Другим источником аутогенной тренировки является древнеиндийская система йоги. За многовековую историю своего существования йога собрала наблюдения о тесной взаимосвязи духовной и физической жизни человека, о возможности с помощью специальных упражнений воздействовать на психику и работу различных систем организма.

    Основоположником аутогенной тренировки является немецкий врач и ученый Иоган Шульц. Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состояние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гипнотического воздействия. Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них формируются и закрепляются совершенно определенные субъективные ощущения, связанные с формулами, произносимыми гипнотизером. Он выявил, что гипнотическое состояние, вызываемое в лечебных целях, у большинства пациентов сопровождалось сходными ощущениями:

    Основная часть.

    Приемы релаксации, связанные с дыханием.

    Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

    Прием 1.

    Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

    Прием 2.

    Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

    Приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

    Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

    Прием 1.

    Сядьте удобно, закройте глаза; дышите глубоко и медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов, делайте это на выдохе; сделайте так несколько раз.В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы -удивления, радости).

    Упражнение "Поцелуй ладонями".

    Выберите себе партнера, с которым нравится работать. Сядьте друг против друга и плотно коснитесь ладонями. Закройте глаза и представьте себе, что ваши руки - это каналы, по которым течет позитивная энергия. Она согревает вас обоих и бодрит. А теперь еще переплетите пальцы и мягко сожмите руку партнера в своей руке в знак солидарности. Оставайтесь некоторое время в таком положении. Вы должны почувствовать как позитивная энергия, которая генерируется в процессе вашего взаимодействия, изгоняет из тела все тревоги и опасения.

    Приемы релаксации, связанные с использованием образов.

    Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния - от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние. Достичь расслабления помогают такие образы:

    • Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;
    • Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;
    • Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.

    Релаксация "Храм тишины".

    Инструкция.

    Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?...Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.: Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной. Побудьте в этом храме: в тишине.: Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно. Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.Как вы сейчас себя чувствуете?

    Заключительная часть.

    Поделитесь по кругу своими мыслями и чувствами, связанными с ходом занятия.

    1. Что вам наиболее понравилось из предложенных способов расслабления?

    2. Что вы будете использовать в своей повседневной жизни?

    3. Чему вы сегодня научились?

    Список литературы:

    Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - Спб.: Речь,2005.

    Джордж М. Искусство релаксации.- Лондон - Москва, 1998.

    Комната психологической разгрузки "Тайны востока" //Школьный психолог.-№ 3.,

    2005.С.-14- 17.

    Мостовая Л. Создай себе настроение. Элементы саморегуляции для учителей //Школьный

    психолог.-№32., 2003. С.-13.

    Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1997

    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Релаксационный тренинг

    для педагогов

    «Погружение в детство»

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород

    2013-2014 уч.год

    План:

    1. Теоретическая часть «Здоровый педагог – здоровый ребенок»
    2. Упражнение «Двери»
    3. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»
    4. Декларация собственной самоценности

    1. Здоровый педагог – здоровый ребенок.

    Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.

    «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью).

    Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

    Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников – это создание в группах д/с безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру, повышение у детей самооценки, формирование позитивной Я – концепции, развитие детского творчества, коммуникативных умений, формирование способности к сопереживанию, умений осуществлять просоциальные акты поведения, повышение у ребенка уровня самовосприятия.

    Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.

    Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.

    Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

    Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Большинство не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.

    Здоровье педагога…Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

    Здоровый педагог – здоровые дети.

    Факторы, влияющие на здоровье:

    Образ жизни – 50-55 %

    Наследственность – 18-20 %

    Окружающая среда – 17-20 %

    Здравоохранение – 8-10 %

    Релаксационные техники в работе с педагогами.

    Если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую фазу стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического и мышечного напряжения.

    Упражнение «Двери».

    Закрыв глаза, поочередно представлять себе двери разного цвета (красную, голубую, белую, черную, зеленую, оранжевую), при этом отмечая:

    - Какой она формы?

    -Открыта или закрыта?

    -Хочется в нее войти или не хочется?

    -Из чего она сделана?

    -Что находится за этой дверью?

    Интерпретация:  

    Красная дверь – детство.

    Голубая дверь – будущее.

    Белая дверь – болезнь, смерть.

    Черная дверь – секс.

    Зеленая дверь – родные, друзья.

    Оранжевая дверь – работа, учеба.

    3. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».

    Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

    Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку…Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

    Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет…

    Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

    Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

    После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

    Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

    4. Обмен мнениями.

    Декларация собственной самоценности.

    Я – это Я.

    Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

    Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

    Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

    Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

    Мне принадлежит все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

    Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

    Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

    Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.

    Все, что Я вижу и ощущаю все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

    Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

    Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, творить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

    Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

    Я – это Я, и Я – это замечательно.

    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Игровой тренинг для педагогов.

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород

    2013-2014 уч.год


    Игровой тренинг для педагогов.

    Роль семьи в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной.

    В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Часто родители оказываются недостаточно активными и заинтересованными.

    Привлечение родителей к детской игре дает им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию родителями внутреннего мира ребенка. Родители приобретают навык игрового взаимодействия, который могут использовать дома. Ребенок начинает чувствовать что он  нужен и понимаем.

    Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, что особенно важно в дошкольный период.

    Сегодня я хочу предложить вам несколько игр и игровых упражнений, которые вы можете использовать в работе с родителями, в каких-либо нетрадиционных ее видах. Их также можно использовать и в работе с группой детей для развития коммуникативных навыков, толерантности, снятия эмоционального напряжения и негативных переживаний. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

    Игра «Здравствуйте».

     Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

    Нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с одной очень интересной игры, во время которой все     нужно делать очень-очень быстро. Взрослые и дети будут здороваться друг с другом необычным  образом – частями тела!

     А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом: -правыми руками, левыми коленками, пяточками, ушками, носиками.

    Комплименты.

    Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

    По кругу говорить друг другу комплименты. (Саша, ты  очень веселый и с тобой интересно играть. Маша, у тебя   красивые косички.) Говорит тот, у кого в руках волшебный микрофон (мячик и пр.)

    Подарок.

    Цель. Развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

    Дети сидят в кругу.

    «У меня в  руках волшебный микрофон. Кто возьмет  в руки микрофон, тот подарит необычный подарок своему соседу справа».

    (Я дарю тебе всегда  голубое небо, солнечного зайчика, смех, веселье, радость,мешок смешинок, чтобы всегда было весело и т.д.).

    Это я!

    Цель: Развитие наблюдательности, внимания, навыков общения, активного слушания, снятие негативных переживаний.

    - «Жила-была мама с ребенком. Пошли они в магазин. Пока мама выбирала продукты, ребенок потерялся. Мама расстроилась, что теперь делать, где искать? Пошла давать объявление по радио». Кто себя узнает по описанию, скажет громко: «Это я!»

    По радио объявляют: «Потерялся мальчик (девочка),  волосы…  одет…».

    Волны.

    Цель: Снятие телесных зажимов, негативных переживаний.

    Дети стоят в кругу, плавно поднимают и опускают руки – это волны.

    Дети по - очереди впрыгивают в центр круга, купаются в волнах и выпрыгивают обратно.

    Волны ласково гладят каждого и шепчут: «Мы тебя любим».

    Волшебный лес.

    Цель: развитие толерантности,  умения безоценочно относиться друг к другу.

    Дети стоят в кругу.

    «Закрываем глаза и превращаемся в растения, кто какое захочет (цветок, дерево, грибок, кустик, пенек…)».

    Медвежонок (игрушка) подходит к каждому растению, разговаривает с ним, играет.

    «Устал Мишка, сел отдохнуть. Ветерок подул – деревья качаются; солнышко светит, жарко - поникли; дождик грибной - поднялись веточки; ночь - засыпают.

    «Игра без правил»

    Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

    Родитель и ребенок садятся рядом  напротив друг друга и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

     Затем начинается игра руками: - ручки встретились, познакомились, поиграли, поссорились, разбежались.  Стали скучать, потянулись друг к другу, дотронулись, погладили, помирились.

    ИГРА  «Пирамида любви»

    Цель:  воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

    - Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.

     - Расскажите и вы, кого и что любите вы!

     - А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).

     - Вы чувствуете тепло рук?    - Вам приятно это состояние?

     - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.


    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Тренинг: «ЛЮБИ СЕБЯ»

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород

    2013-2014 уч.год


    «ЛЮБИ СЕБЯ»

    Содержание тренинга:

    Правила работы в группе”.

    Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.

    Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

    Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

    Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

     Цель занятия можно определить притчей:

    Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

    Упражнение №1 «Имена прилагательные»

    Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника.  Каждый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Веселая Валентина).

    Упражнение № 2“Кто Я”

    Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

    По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.

    Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску педагога, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

    Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу)

     Упражнение № 3“ Самый богатый”.

    Сформируем группы по 5 человек. В группе зачитайте свои “Я” и выберете самого богатого (в смысле  любви к себе) человека и обоснуйте, почему вы его выбрали.

    Упражнение №4 «Хвастовство»

    Участники по кругу произносят фразу:“Я не хочу хвастаться, но...”, и дополняют фразу словами о своем достижении.

    Рефлексия

    Сидя в кругу, педагоги отвечают на вопрос: «Что нового я узнал о себе?»

    В конце занятия участникам раздаются памятки «Позитивные аффирмации» (Приложение №1)


    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Тренинг для педагогов

    «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии»

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород

    2013-2014 уч.год


    Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

    Задачи тренинга:

    познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

    обучить способам психической саморегуляции;

    снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

    Ожидаемые результаты.

    овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).

    1.Вводная беседа

    Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.

    Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.

    Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет правила.

    Обращаться друг к другу по имени.

    Принимать себя и других такими, какие они есть.

    Быть искренним.

    Избегать оценок друг друга.

    Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

    Активное участие в происходящем.

    Уважение говорящего.

    Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

    Конфиденциальность всего происходящего в группе.

    Общение по принципу «здесь и сейчас».

     Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

    В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства  

    Упражнение «Знакомство»

    (Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

     Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов»

     Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)

    Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

    Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

    1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
    2. 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
    3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
    4. Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
    5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
    6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
    7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
    8. Предрасположены   ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
    9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы  для решающего поступка?
    10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

    Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

    Практическая часть.

     Упражнение «Подарки»

    Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги ( билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий   выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок»  про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

    Упражнение 1. «Ловец блага»

    Инструкция.

    Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

    1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

    2. Вы опоздали на автобус.

    3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

    Комментарии для ведущего.

    Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

     Игра «Я знаю, что я…»

    Это,  простое, на первый взгляд, упражнение может  выявить  скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

    Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку  и по очереди зачитывают

    1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
    2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
    3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
    4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
    5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
    6. Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
    7. Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
    8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
    9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
    10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
    11. Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
    12. Я знаю,  что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
    13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
    14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
    15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
    16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
    17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
    18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
    19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

     Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

    По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

    Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

    - смех, улыбка, юмор

    - размышления о хорошем, приятном

    - различные движения типа потягивания

    - наблюдения за пейзажем за окном

    - рассматривание цветов в помещении, фотографий

    - «купание» в солнечных лучах

    - вдыхание свежего воздуха

    - высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

    Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки

     ( Презентация)

    Подведение итогов.

    Рефлексия занятия.

    Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.

    Прощание


    МБДОУ центр развития

    ребенка – детский сад № 457

    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

    Выполнила:

    Педагог-психолог:

    Шаманина Ирина Алексеевна

    Нижний Новгород

    2013-2014 уч.год


    Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"

    Цели урока:

    1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);
    2. Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома (“Экспресс оценка выгорания”. Приложение 1);
    3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.
    4. Анкета “Обратная связь”.

    Вступление

    Учитесь управлять собой.
    Во всем ищите добрые начала.
    И, споря с трудною судьбой, 
    Умейте начинать сначала,
    Споткнувшись, самому вставать,
    В себе самом искать опору
    При быстром продвиженье в гору
    Друзей в пути не растерять…
    Не злобствуйте, не исходите ядом,
    Не радуйтесь чужой беде,
    Ищите лишь добро везде,
    Особенно упорно в тех, кто рядом.
    Не умирайте, пока живы!
    Поверьте, беды все уйдут:
    Несчастья тоже устают,
    И завтра будет день счастливый!  

    Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”?

    В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное “выгорание”. В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

    I. Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.

    Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов детских садов являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей (Е.А. Панькова, Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова).

    Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке (подчеркиваю это обстоятельство) подключать к взаимодействию с родителями, сотрудниками эмоции, довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Он вполне оправдан в случаях: – если не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает "вхождение" в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов; – если не настораживает и не отталкивает субъекта; – если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам реагирования на ситуацию.

    Симптом "редукции профессиональных обязанностей". Термин редукция означает упрощение в профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

    На стадии становления находятся такие симптомы как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические нарушения.

    Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

    Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.

    Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.

    В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.

    Личность педагога и профессиональное выгорание.

    Выбор сферы деятельности "Человек – человек" и процесс накопления опыта педагогом – воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап – репродуктивный (до 28 лет), 2 этап – до 40 лет, 3 этап – "как?" – после 40 лет. Затем – либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.

    Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

    К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

    Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

    К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

    К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

    • характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
    • загруженность рабочего дня;
    • высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
    • большое количество детей в группе;
    • нечеткая организация деятельности;
    • неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
    • социальные условия.

    Среди субъективных факторов выделяются:

    • индивидуальные свойства нервной системы;
    • уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
    • мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
    • опыт, знания, навыки.

    Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:

    • напряжения;
    • резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
    • истощения.

    Напряженными для педагога могут быть ситуации:

    • взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
    • взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
    • взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
    • низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

    Симптомы эмоционального выгорания

    К. Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

    – усталость; чувство истощения;
    – восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
    – астенизация (
    от греч. astheneia бессилие, слабость), – снижение функциональных возможностей центральной нервной системы, проявляющееся ухудшением работоспособности, психической утомляемостью, ухудшением внимания, памяти, повышенной реактивностью с раздражительной слабостью; наблюдается после тяжелых болезней, травм или в результате психического перенапряжения;
    – частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
    – избыток или недостаток веса;
    – одышка; бессонница.

    К поведенческим и психологическим:

    – работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
    – профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
    – поздно появляется на работе и рано уходит;
    – берет работу на дом;
    – чувство неосознанного беспокойства;
    – чувство скуки;
    – снижение уровня энтузиазма;
    – чувство обиды; чувство разочарования;
    – неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности;
    – легко возникающее чувство гнева; раздражительность;
    – человек обращает внимание на детали; подозрительность;
    – ригидность 
    (от лат. rigidus — жесткий, твердый) — неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений. В психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, мотивационную и аффективную ригидность. Когнитивная ригидность — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира. Мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей. Аффективная ригидность — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определёнными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей;
    – неспособность принимать решения;
    – повышенное чувство ответственности;
    – общая негативная установка на жизненные перспективы.

    III. Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. 

    Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

    Для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

    Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения и мышц лица (маски релаксации). Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:

    1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
    2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление – быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
    3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление – на выдохе.

    Обучение способам управления дыханием.

    Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

    Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

    Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

    Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте:глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов;  снова задержать дыхание.

    Дыхательные техники:

    – Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

    1.  Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
    2.  
    Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
    3.  
    Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
    4.  
    Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.

    – Упражнение “Успокаивающее дыхание”.

    И.П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4;   задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).

    – Иры – формулы можно использовать для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке мероприятия, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные варианты и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий.

    Если, например, Вы – человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: “Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор”.

    Если Вы – человек эмоциональный, тогда ваш текст должен содержать яркие прилагательные: “Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания”.

    Если Вы – человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, ваша формула звучит как краткий и резкий приказ или команда: “Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!”.

    Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации “здесь и сейчас”.

    Для того чтобы формулы были эффективными, помните о следующих правилах:

    1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
    2. Большое значение имеет начало формулы.
    3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).
    4. Важно непоколебимо верить в “магические свойства” произносимых вами слов.
    5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.

    Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:

    Уверенность в себе: “Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу”.

    Спокойствие, стабильность: “Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе”.

    Перед сложным разговором: Спокойствие: Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию”.

    Снятие усталости и восстановление работоспособности; “Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле”.

    Упражнение “Звуковая гимнастика”.

    Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, прослушаем правила прменения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

    А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

    Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

    (Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

    Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

    Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

    “Мантра от усталости”

    Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
    С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
    У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
    Я уникальна во всей Вселенной.
    Я единственная в своем роде и неповторимая.
    Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
    Я верю в себя и в свое будущее.
    Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
    Я – хозяйка своей жизни.
    Я – свободная личность.

    IV. Анкета “Обратная связь”. (Приложение № 1)

    Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления. Овладение способами снятия психоэмоционального напряжения и применения их в повседневной жизни позволяет педагогу стать в определённой степени самому себе “доктором”. Более того, стремление педагога к сбережению и укреплению как физического, так и психологического здоровья может стать своеобразной “баррикадой” перед появлением “заболевания”. 


    Приложение 1

    II. Тест на профессиональное выгорание.

    Цель: Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.

    Экспресс оценка выгорания

    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

    1

    Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

    Да

    Нет

    2

    Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления

    Да

    Нет

    3

    Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    Да

    Нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

    Да

    Нет

    5

    На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    Да

    Нет

    6

    Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно

    Да

    Нет

    7

    С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    Да

    Нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    Да

    Нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

    Да

    Нет

    10

    За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

    Да

    Нет

    Оценка результатов:0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.


    Анкета «Обратная связь».

    Отзывы:___________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Замечания:_________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Пожелания:________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Вопросы: __________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Участник: __________________________________        Дата: _____________


    Тренинг релаксации 

    Для достижения нужного состояния с каждой группой мышц проводится цикл «напряжение – расслабление». Сядьте в кресло, руки положите на колени, ноги удобно расставьте, глаза закройте. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Почувствуйте, как воздух проходит в легкие и до диафрагмы и обратно.  Теперь вытяните правую руку (для левшей левую), крепко сожмите её в кулак. Старайтесь чувствовать напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 с концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и проследите, как напряжение отступает и его место занимает ощущение расслабленности и комфорта.

    Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 с еще раз сожмите руку в кулак. Спустя 5-10 с снова расслабьте. Ощутите охватывающее вас спокойствие и тепло. Сосредоточьтесь только на тех группах мышц, на которые в данный момент приходится усилие, старайтесь не напрягать в это время остальные. Проведите циклы «напряжение – расслабление» с другими группами мышц в указанной последовательности. Сжать кулак правой руки и напрячь мышцы нижней части руки Расслабить мышцы. Согнуть правую руку в локте и напрячь мышцы верхней части руки. Сосредоточиться на бицепсе. Расслабить мышцы. Сжать кулак левой руки и напрячь мышцы нижней части руки. Расслабить мышцы. Согнуть левую руку в локте, напрячь мышцы верхней части руки. Сосредоточиться на бицепсе. Расслабить мышцы. Поднять брови как можно выше. Сконцентрироваться на лбе. Расслабить мышцы. Крепко зажмурить глаза и наморщить нос. Все внимание направить на глаза и нос. Расслабить мышцы. Сжать зубы и растянуть уголки рта. Сосредоточиться на челюстях. Расслабить мышцы. Наклонить голову вперед, упираясь подбородком в грудь. Сконцентрироваться на шее. Расслабить мышцы. Свести локти вместе, сделав глубокий вдох. Внимание на грудь и плечи. Расслабить мышцы. Втянуть живот к позвоночнику. Концентрация на животе. Расслабить мышцы. Теперь все внимание на правое бедро: вытянуть ногу и поднять её несколько сантиметров над полом. Расслабить мышцы. Сосредоточиться на правой икре. Прижать пальцы ног к верхней части ботинка. Расслабить мышцы. Внимание на правую стопу. Оперевшись на кончики пальцев, повернуть стопу вовнутрь. Расслабить мышцы. То же самое проделать с левой ногой. В заключение сделайте два-три глубоких вдоха, и вы почувствуете, как расслабленность «течет» по телу от рук к ногам через плечи, грудь, живот. Когда будете готовы открыть глаза, начните медленно считать от 10 до 1. С каждой цифрой будете ощущать себя все более свежим и бодрым.

    Выполнила: педагог-психолог

    Шаманина Ирина Алексеевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"

    Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако в...

    Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"

    Семинар - тренинг  актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассм...

    семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1

    на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....

    Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».

    Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...

    План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

    Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

    Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

    Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

    СЕМИНАР – ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВОЛШЕБНИЦА – РЕЛАКСАЦИЯ»

    ЦЕЛЬ: познакомить с понятием релаксация, обучить педагогов навыкам психологической саморегуляции....