Картотека НОД
картотека (старшая группа)

Грунина Дарья Васильевна

"Работа детей в паре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_rabota_v_pare.odt55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зима в лесу» по изготовлению макета

Цель: получение дошкольниками по побуждению взрослого позитивного опыта договора в паре о том, кто, что и  как будет делать для достижения общего результата.

Оборудование: пластилин, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, вата, салфетки, зубочистки, веточки деревьев, другой бросовый материал.

Ход деятельности:

(Воспитатель показывает детям заготовку макета «Зима в лесу» - плоскость с «сугробами», выполненными в технике папье – маше.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? На что похоже?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мне кажется, что если  немного пофантазировать, то из этого можно сделать прекрасный макет зимнего леса и подарить его детям из средней группы, чтобы они быстрее запомнили животных и птиц, которых можно встретить зимой в лесу. Попробуем?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого надо вспомнить, какие животные зимой спят.

Дети: Медведи, ежи, лягушки.

Воспитатель: а кого можно встретить в зимнем лесу?

Дети: Зайца, лису, белку, волка.

Воспитатель: давайте их поместим на нашем макете. Но прежде вспомним: какие деревья растут в лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: А кто ухаживает за лесом, следит за порядком?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Лесник может находиться в лесу целый день или несколько дней, поэтому у него есть специальный домик, где он отдыхает, принимает пищу, греется и даже спит. Поэтому на макете можно расположить и домик лесника. А чтобы макет получился быстрее и на нем разместилось все, о чем мы говорили, давайте разобьемся на пары. Каждая пара будет готовить объекты какого – нибудь одного вида – зайчиков, белочек, деревья и т.д. В нашей чудесной коробочке лежит несколько пар фишек, на которых изображены объекты будущего макета. Вам надо выбрать  по одной фишке и найти себе пару.

(При  этом воспитатель напоминает детям, что им надо договориться о том, что будет делать каждый участник пары, как и из чего, чтобы получился общий результат.)

Воспитатель (задает детям вопросы):

Вы будете это делать вместе? Вы договорились, что будет делать каждый из вас? А каким образом? Какие материалы вы будете использовать? (обращается к одному из участников пары): Что ты будешь делать? А твой друг или партнер?

(Пары детей выбирают материал и инструменты и приступают к работе. Воспитатель наблюдает за общением дошкольников, отслеживает уровень развития у них социально – коммуникативных навыков, кто из детей проявляет активность, инициативу, ведет за собой, кто подчиняется партнеру, кто пассивен, как дети договариваются о совместной работе. При необходимости воспитатель оказывает помощь, подсказывает (например, один участник в паре может вырезать из бумаги елки, а другой – прикреплять их на зубочистке, так будет быстрее)).

Воспитатель: Ребята, кто закончил работу, может прикрепить свои объекты к макету, только так, чтобы и другим объектам хватило места.

(Дети и воспитатель размещают на макете фигурки животных и силуэты деревьев, домик лесника и прочее).

Воспитатель: Понравилось ли вам работать вместе? Почему, о чем вы договорились во время выполнения работы?

(Дети отвечают. Воспитатель делает акцент на том, что дошкольники справились с работой быстро и успешно, потому что смогли договориться друг с другом).

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый макет у нас получился. Кого мы поселили в зимнем лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы смогли договориться о том, кто, что и как будете  делать в каждой паре, и поэтому великолепно справились с работой. Я думаю, что младшим детям очень понравится ваш подарок, они смогут играть с ним, передвигать фигурки по макету, быстро запомнят животных, который зимой не спят, и, конечно, птиц, которых можно встретить в зимнем лесу.

(Дети вместе с воспитателем передают макет воспитанникам средней группы)


Конспект совместной деятельности «Подарим мы весне сапожки»

Цель: формирование у дошкольников опыта самостоятельного осознанного договора в паре: о том, что и как делает каждый участник для достижения общего результата.

Оборудование: шаблоны сапожек и наборы фломастеров (по количеству пар детей), проектор (ноутбук), аудиозапись «Голос Весны».

Ход деятельности:

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: А как вы это узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, весна бывает разная. Нам весело от того, что появляются первые солнечные лучики, слышен звон капели, голоса прилетающих из теплых стран птиц, а бывает грустно, когда небо хмурится, под ногами лед и слякоть. Но сегодня, глядя на ваши веселые лица, мне совсем не хочется грустить. Давайте лучше поиграем.

Игра «Капельки и лужи»

Воспитатель кладет на пол обручи - «лужи» (по количеству детей). Под запись песни «Дождик» (муз. и сл. М. Картушиной) дети - «капельки» гуляют вокруг «луж» и между ними. Как только музыка смолкнет, они стараются встать в обручи. В процессе игры воспитатель забирает пару обручей, и дети, не успевшие занять обруч, выбывают из нее.

Воспитатель: А теперь посмотрите, ребята, на окно. Что на нем висит?

(Воспитатель подходит к окну, на внешней стороне которого прикреплен конверт, достает его и открывает)

Воспитатель: Это конверт, в нем диск. Это, наверное, звуковое письмо. Кто же нам его прислал? А может, это мультфильм? Давайте посмотрим.

(С помощью проектора, ноутбука дети узнают содержание письма. На экране появляются различные изображения весенних пейзажей. Звучит аудиозапись «Голос Весны»)

Голос Весны:

Здравствуйте, ребята!

Вы меня узнали?

Это я, Весна.

Вы меня так ждали!

Я спешила к вам

В садик по дорожке,

Как вдруг у меня

Лопнули сапожки.

Долго я бродила

И ножки промочила.

Поиграть я так хотела,

Но, увы, вдруг заболела!

Помогите мне, ребята.

Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Как помочь Весне?

(Ответы детей)

Воспитатель: А давайте мы сделаем весне новые резиновые сапожки. Сколько сапожек должно быть в паре?

Дети: Два

Воспитатель: Правильно. Значит, и рисовать мы будем в парах. А поделиться нам поможет волшебный мешочек с желудями, попарно окрашенными в разные цвета

(Дети по очереди достают из мешочка желуди: те, у кого цвета желудей совпадут, образуют пару)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем похожи и чем отличаются сапожки в паре?

(Ответы детей)

Дети: Сапожки в паре похожи цветом и узором, а отличаются тем, что один надевают на правую, другой - на левую ногу.

(Дети садятся за столы парами, на столе – два шаблона сапожек и один набор фломастеров)

Воспитатель: Подумайте, как нужно разукрасить сапожки, чтобы получилась пара.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, фиксирует, договариваются ли дети между собой и какую модель договора используют в паре, либо не договариваются. Затем дети садятся в круг со своими работами для обсуждения)

Обсуждение результата

Воспитательначинает обсуждение результата деятельности с парой детей, которые не договорились между собой (если такая есть) или сапожки у них получились разные. Задает им наводящие вопросы:

- Одной ли пары получились сапожки?

- Почему не получилось раскрасить их так, чтобы они составили пару? Чем они отличаются? (Цветом, рисунком)

- Почему вам не удалось договориться?

Далее воспитатель просит посмотреть на пары сапожек, которые разукрашены так, что составляют одну пару, т.е. похожи цветом и рисунком. Предлагает вопросы для обсуждения:

- Как вам удалось раскрасить сапожки так, чтобы они составили пару?

- О чем вы договорились?

- Как вы договаривались между собой?

Важно отметить, что во время обсуждения результата небольшие расхождения в технике разукрашивания не принимаются во внимание.

Воспитатель повторяет слова детей о том, что они договорились делать и как:

- 1- й вариант: один участник разукрашивает шаблон, второй ждет и повторяет;

- 2-й вариант: каждый из участников по договоренности рисует свой элемент, затем они обмениваются ими.

После обсуждения в случае наличия пары, участники которой не договорились друг с другом, воспитатель предлагает выполнить работу еще раз на обратной стороне шаблонов, разукрашивая уже другую пару. После работы снова проводится аналогичное обсуждение, делается акцент на договоре, необходимости партнерских отношений в паре.

Подведение итогов

Воспитатель: Вы добрые и заботливые дети, а еще и талантливые художники. Давайте соберем ваши подарки в красивую коробку и отправим их в лес. Весна выздоровеет, обязательно придет к нам в гости и принесет хорошее настроение и придумает новые весенние игры.


Конспект интегрированной НОД для старшей группы «Играем и работаем сообща»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формировать толерантное отношение воспитанников группы друг к другу.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других.
  • Воспитательные: воспитывать дружелюбие, уважение к товарищам, любовь к близким; формировать умение работать в паре, согласовывать свои действия при совместной работе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
  • Развивающие: совершенствовать устную речь посредством ответно-вопросной системы, составления правил дружбы; развивать такие качества, как доброта и милосердие.

Предварительная работа: проведение с детьми психоэтюда «Дружба», хоровод, игра «Ручеек», чтение тематических стихотворений, рассказов о взаимопомощи и дружбе; подготовка материалов и оборудования.

Материалы и оборудование: аудиопроигрыватель, аудиозапись песни «Дружба крепкая не сломается», запись крика попугая, игрушка попугай, картинки «Найди 10 различий» (по 1 картинке на каждую пару детей), листы с недорисованными линиями различных фигур (по 1 листу на каждую пару детей), цветные карандаши, картинки – правила дружбы, шаблоны рукавичек из белой плотной бумаги (по 1 на каждого ребенка, на каждом шаблоне небольшое круглое отверстие для шнурка), цветные шнурки (по 1 на каждую пару рукавичек).

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети играют в группе, воспитатель включает музыку, дети слушают песню «Дружба крепкая не сломается»)

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась песенка? О чем она? Верно, о дружбе. Сегодня мы с вами узнаем, как лучше живется – с друзьями или без них, и можете ли вы дружно играть и работать.

(звучит крик попугая)

Воспитатель: - Кто это, ребята? Угадайте:

Любит звуки повторять,
Одеянье поправлять,
В жарких странах обитает,
В ярких красках весь пылает!

- Верно, это попугай Кеша! Посмотрите, он к нам прилетел далекого острова, и ему очень хочется узнать, что такое дружба и настоящие друзья! Расскажем ему?

Дети: - Да!

ІІ. Основная часть.

1. Игра «Да или нет?»

Воспитатель: - Попугай Кеша предлагает нам поиграть в интересную игру – «Да или нет?». Он будет задавать вам вопросы, и если вы согласны, то нужно ответить «да-да-да», а если не согласны – «нет-нет-нет».

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?(да-да-да)
Мы научимся играть?
Другу будем помогать?
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
Ну а споры разрешать?
Будем крепко мы дружить?

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

2. Беседа о дружбе

Воспитатель: - Ребята, вам нравится играть? (Да.)

- А как вы больше любите играть: с друзьями или в одиночку? (ответы детей)

- Почему с друзьями играть лучше? (одному скучно, вместе веселее)

Воспитатель: - Когда играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей, развернуть сюжет. Вдвоем интереснее рисовать, отгадывать загадки, ребусы, лабиринты, побегать и т.д.

Воспитатель: - Дети, а бывают ли у вас ссоры друг с другом во время игры? Как вы думаете, это хорошо? Почему? (потому что тратим время на ссору, а не на игру, портится настроение).

Воспитатель: - Давайте попробуем научиться общаться без ссор? (ответы детей) Сейчас мы потренируемся с вами играть и работать дружно.

3. Игра «Найди 10 различий»

Дети рассаживаются за столами по двое.

Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат картинки. Посмотрите, они очень похожи, но все-таки немного отличаются друг от друга. Вам нужно найти 10 различий. Попробуйте поискать их вместе. Пара, которая найдет все отличия, поднимает руку.

Работа детей в парах. По завершению работы воспитатель задает вопросы:

- Ребята, как быстрее можно найти различия: по одному или по двое? Вы не ссорились?

- Молодцы! А теперь поменяйтесь парами (дети меняются парами).

4. «Незаконченная линия»

Воспитатель: - В следующем задании вам нужно будет превратить в фигуру незаконченную линию, которая нарисована на листе. Для этого вам нужно обсудить, какая фигура может получиться из линии, принять общее решение и дорисовать фигуру.

Дети выполняют задание. Затем обсуждают рисунки с воспитателем:

- Кто из вас придумал, какую фигуру нужно дорисовать? А ты (ко второму ребенку) согласился с ним или думал по-другому?

- Что вам понравилось в этом задании? Понравилось ли вам работать вместе?

Воспитатель: - Мне тоже очень понравилось, как вы работали – как настоящие друзья: дружно, не ссорились, проявляли терпение, старались понимать друг друга, уступать.

- И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие Друзья. А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

5. Физминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

6. Анализ ситуации

Воспитатель: - Ребята, у попугая Кеши есть просьба – он хочет, чтобы мы помогли помирить его друзей, Мартышку и Слоненка. Послушайте, что у них произошло.

Однажды Мартышка и Слоненок решили поиграть вдвоем. Взяли они красивый мяч и пошли на полянку. Они играли, и вдруг Мартышка и говорит: «Не хочу играть на полянке, хочу залезть на дерево и качаться там с мячом!» Но Слоненок не умеет лазить по деревьям, он сказал: «Нет, мы будем играть на полянке, отдай мяч!». «На ветках!»-«На поляне!» - кричали они друг другу. Тогда Мартышка схватила мячик и хотела запрыгнуть на дерево. Но Слоненок схватил ее хоботом за хвост, Мартышка упала и выронила мяч. Мартышка обиделась на Слоненка, сказала ему: «Ну и играй сам!» и ушла. Так они до сих пор и не играют вместе.

- Ребята, как вы думаете, почему у Мартышки и Слоненка не получилась игра? (ответы детей)

- Давайте посоветуем Кеше, как ему научить Мартышку и Слоненка играть дружно, не обижать друг друга и не ссориться. (предложения детей)

- Ребята, давайте из ваших предложений мы составим правила дружбы, передадим их Кеше и запомним сами.

Дети соглашаются, начинают формулировать правила.

Обсуждение правил дружбы с детьми

- Как вы думаете, если вы вместе одновременно будете говорить, не слушая друг друга, можно о чем-то договориться? (Нет) Так и в игре. Значит, первое правило: «Говори по очереди, не перебивай друг друга» (воспитатель крепит картинку на доску).

- Ребята, а вам нравится, когда кто-то один командует и не слушает мнения других детей? (Нет) Значит, правило второе: «Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?» «А как вы думаете?» Считайтесь с мнением других (воспитатель крепит картинку на доску).

- Третье правило: «Делись игрушками, не жадничай» (воспитатель крепит картинку на доску).

- И четвёртое правило: «Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость» (воспитатель крепит картинку на доску).

7. Рисование в парах «Рукавички для друзей»

Воспитатель: - Ребята, давайте на память о нас, о дружбе, и о тех правилах, которые мы сейчас с вами составили, подарим нашему гостю попугаю Кеше и его друзьям красивые рукавички. Посмотрите, перед вами лежат две рукавички. Каждому из вас нужно разукрасить одну рукавичку, но узоры на них должны быть одинаковыми. Для этого вы должны вместе придумать, какой будет узор, и нарисовать его – каждый на своей рукавичке. А после того, как закончите рисунки, свяжите рукавички с помощью шнурка, чтобы они не потерялись.

Дети в парах разрисовывают рукавички, скрепляют их.

Когда работа закончена, воспитатель опрашивает каждую пару.

- Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать?

ІІІ. Подведение итогов.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня выполняли разные задания, и каждый из вас чему-то научился. Подумайте, чему вы сегодня научились. (ответы детей)

- А теперь давайте поблагодарим друг друга за работу, и давайте будем помнить наши правила дружбы всегда.




Конспект НОД в старшей группе по теме «Где дружба прочна - там хорошо идут дела»

Цель: Освоение детьми способа приглашения сверстника к совместной деятельности.
Задачи:

Образовательные:
- Учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата;
Развивающие:
- Способствовать коммуникативному развитию детей, предложить свое решение партнеру, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
- обобщать и закреплять представления об основных эмоциях (радость, грусть, страх.)
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность по отношению друг другу, умение действовать в паре.
План занятия.
1. Мотивация деятельности.
2. Выполнение заданий.
3. Осуществление деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое»,
« Социально-коммуникативное», «Физическое»
Форма работы: личный пример, игровая ситуация, беседа.
Материалы и оборудование: волшебная нить, шкатулка, сюжетные картинки, строительный материал, набор пиктограмм.
Предварительная работа: беседы на тему «Наши эмоции», заучивание стихотворения: «Круг друзей».

Ход

1 часть. Мотивация деятельности
Воспитатель: Добрый день, ребята. А вы любите волшебство? Сегодня я хочу вам показать одну волшебную вещь – волшебную нить. Кто возьмет эту нить становится добрее. Эта ниточка находится в красивой бархатной коробочке. Вот она! (Показывает коробочку). Открываем…(В коробочке ничего нет). Странно я ее сюда положила, а тут какая-то записочка. Прочитаем? (Читает записку). Где дружба прочна – там хорошо идут дела. Выполни 5 заданий. Воспитатель показывает разноцветные листочки с заданиями. Ребята, кто из вас может объяснить, что значат эти слова? (Ответы детей). Я очень надеюсь на вашу взаимовыручку. Вот первое задание – поздороваться с необычным способом. А как можно здороваться необычно? Как мы обычно здороваемся? (Ответы.)
2 часть. Выполнение заданий.
1 задание. Коммуникативная игра

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;
Звучит фонограмма песни «Дружба»
Воспитатель: Во время этой игры все надо делать очень-очень быстро. Для начала вы должны быстро-быстро выбрать себе пару. А теперь будьте внимательны, вы должны здороваться так, как показано на схеме. Педагог показывает следующие схемы.
Здравствуй друг!
Здороваются за руку.
Как ты тут?
Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был?
Дергают за ушко друг друга.
Я скучал!
Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел!
Разводят руки в стороны.
Хорошо!
Обнимаются.
Ну вот, мы с вами поприветствовали друг друга. Но пора нам узнать следующее задание. Нам нужно вспомнить, как вы собираетесь на прогулку, что одеваете сначала, что потом.
(Высказывание детей.)
2 задание. Упражнение «Зеркало»
Найдите себе пару, спросите, согласен ли он с тобой играть, договаривайтесь, кто из вас будет зеркало, а кто будет одеваться перед зеркалом. Зеркало повторяет все движения и мимику лица стоящего перед зеркалом.
У вас получилось все замечательно, а какое настроение стало у всех хорошее. С таким настроение мы готовы выполнить следующие задания.
3 задание. Коммуникативное упражнение «Сороконожка»
Нам нужно пройти препятствия, но необычно, а как сороконожка. Главное, - не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
Звучит фонограмма «Песенки друзей» Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «Сороконожка» начинают двигаться вперед, приседают, прыгают на одной ножке, идут между препятствиями.
Воспитатель: Ну и набегались, устали? Самое время немного отдохнуть. Посмотрите мы с вами на волшебную поляну выбежали. Звучит запись «Журчание горного ручья». Давайте закрытыми глазами, лежа послушаем шум леса, пение птиц, воздух чистый и свежий, кругом цветы, трава зеленая.
Релаксация «Волшебный сон»
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое «Состояние покоя»
4 задание. Конструирование зверюшек.
Хорошо отдыхать вот только на полянке зверюшек не хватает. Я покажу, как можно из строительного материала собрать зайца.
(Педагог строит зайца, медведя и т. д.). Ваша задача, найти себе партнера, договориться с ним и сконструировать из строительного материала животного. (Самостоятельная работа детей). Молодцы! Я горжусь вами, с этим заданием вы справились.
5 задание. Игра «Подбери правильно пиктограмму»
Детям предлагается набор картинок, на которых изображены различные эмоции.
К нам в гости пожаловали три гномика. Радость, грусть, страх. Ваша задача помочь гномикам правильно подобрать пиктограмму к соответствующей картинке.
Дети находят нужную пиктограмму и высказываются, почему именно к этой картинке подходит эта пиктограмма. Воспитатель следит, чтобы участие принимали все дети.
3 часть. Осуществление деятельности.
Слышен звук колокольчика. Педагог открывает шкатулку и видит, что волшебная нить на месте.
Воспитатель: Прямо волшебство какое-то, волшебная нить на месте. Ребята, а вы догадались, почему ниточка исчезала? Это исчезновение нити было для нас испытанием, сможете ли вы, договариваясь дружно выполнять задания. Как вы думаете, у вас получилось работать парами? Ответы детей. Теперь, нам можно попробовать волшебные свойства нити. Я вам предлагаю сесть на ковер и образовать круг. Воспитатель запевает песенку: «Дружба», и тихонечко проходит вокруг детей, обматывая волшебной нитью.
Игра: «Круг друзей» Дети, сидя в кругу все читают стихотворение.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбаясь, берут друг друга за руки и произносят: «Где дружба прочна – там хорошо идут дела»
Воспитатель: Наша волшебная нить не порвалась, значит, в группе всегда все будут крепко дружить, и помогать друг другу в делах.
Рефлексия
- Вспомните, какие задания сегодня выполняли?
- Назовите самое интересное задание?
- Понравилось вам выполнять задания парами?


Конспект НОД в подготовительной  группе  «Бабочка »

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  • формировать знания детей о бабочках, их названии. среде обитания, пользе;
  • формировать умение детей выполнять мозаичный способ аппликации, с предварительным легким обозначением карандашом частей и деталей по трафарету;
  • закреплять умение резать бумагу на мелкие фигуры (геометрические);
  •  воспитывать аккуратность и самостоятельность;
  • развивать чувство цвета, колорит, направить на содержание своего варианта; 
  • совершенствовать общение детей с взрослыми и сверстниками, развивать умение доводить начатое дело до конца;
  • формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества, умение работать в паре;
  • вызвать интерес к созданию образа «бабочки»;
  • воспитывать стремление достичь положительного результата.

Методы и приемы:

  1. наглядные: картинки бабочек;
  2. словесные: беседа, словарная работа;
  3.  практическая: аппликация .

Материалы и оборудование: средства ИКТ, музыкальный центр, аудиозаписи П. И. Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», лист бумаги , цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, клеенки, салфетки, клеевые кисточки, трафареты бабочек, иллюстрации бабочек, костюмы бабочек (2), шапочки бабочек (на всех детей), группа, украшенная цветами и насекомыми. Цветок.

Дети стоят в кругу. Прилетают две бабочки, здороваются с детьми.

Бабочки: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

1 Бабочка: Отгадайте наши загадки: «Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок».

2 Бабочка: «Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет».

Воспитатель: Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы – бабочки. Каких бабочек там только нет!

- Каких бабочек мы знаем и видим на улице?

Интерактивная игра «Хоровод» . Дети стоя в кругу, передавая цветок друг другу, называют бабочек ( желтые лимонницы, темно-красные крапивницы, голубянки, капустницы, переливницы, перламутровки и др.)

Воспитатель: Как выглядит бабочка?

Ребенок: У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуйчатыми. Тело бабочки покрыто тоже чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза, хоботок – ее рот.

Воспитатель: Чем питается бабочка?

Ребенок: Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым соком.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «Первая бабочка».

Воспитатель: Сейчас мы создадим бабочку мозаичным способом. У вас трафареты. По ним вы обведете контур. Я предлагаю вам выбрать бумагу, нарезать мелкие геометрические фигуры. Подскажите, как будете создавать бабочку? (По контуру, передавая окраску крыльев, пятна). С чего начнете? (С тела, головы, усов, крыльев) .

Воспитатель предлагает детям уточнить приемы наклеивания.

Дети объединяются в пары, самостоятельно выполняют аппликацию.

Воспитатель предлагает детям пальчиковую гимнастику «Бабочка».

Воспитатель предлагает детям выбрать самые интересные работы для композиции.

Дети выполняют.

Дети встают в круг, читают знакомые стихи, приметы о бабочках.

Воспитатель: Какую пользу приносят бабочки?

Дети: Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями, дарят людям тончайшие нити, из которых получают тончайший шелк.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы все превратимся в бабочек. Солнечным днем кружатся над разноцветными, душистыми цветами бабочки, словно танцуют вальс.

Дети танцуют под слова и музыку П. Чайковского «Вальс цветов»

Звенят ручьи  весною,

Ласкает солнце нас,

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас.

И, кажется, что с нами

Весь мир танцует вальс!



Конспект НОД в старшей группе по изготовлению книжки-ширмы «Колобок» для малышей

Цель: Формировать навыки сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.

Педагогические задачи:

— Учить детей объединяться в пары «по симпатии», договариваться друг с другом о совместных действиях при изготовлении своей странички;
— Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения;
— Закреплять умение срезать углы у прямоугольников и квадратов;
— Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию глаз;
— Совершенствовать навыки последовательного пересказа русской народной сказки.

Практическая задача для детей: Сделать свою страничку для книжки «Колобок».

Материал: картинки-персонажи, ½ альбомного листа для наклеивания изображений, набор цветных квадратов и прямоугольников для вырезывания, ножницы, клей, салфетка (для каждой пары детей), готовые колобки (4шт.), фломастеры для дорисовывания.

                                                          Ход
1. Вовлечение и мотивация детей к деятельности.
Воспитатель садится за детский столик и наклеивает на альбомный лист картинки (старик и старуха с колобком).

Подошедшим детям говорит: Я тут недавно заходила в группу к малышкам, а они хотели поиграть в сказку «Колобок», да никак не могли точно вспомнить, с кем же он встречался в лесу. Вот я и подумала, что мы бы могли сделать для них картинки-подсказки. Как вы думаете? (дети соглашаются). А как мы это сможем сделать? Надо нам подумать (размышления детей).

  1. Объединение в пары.
    Воспитатель предлагает детям подумать, как же мы будем работать, если персонажей 4, а детей- 8. Если дети не догадаются, то воспитатель сам предлагает объединиться в пары.

— Договоритесь, кто с кем хочет делать картинку. Подойдите к своему дружку, посмотрите в глаза и спросите: Будешь со мной работать? А чтобы было видно, что вы нашли себе парочку, возьмитесь за руки.

  1. Распределение деятельности.
    — Чтобы узнать, картинку с каким героем сказки вы будете делать, вам нужно вытянуть персонажа (картинки-персонажи в перевернутом виде лежат на столе).  Договоритесь, кто из вашей пары будет вытягивать картинку. После этого дети распределяют в своей паре, кто, что будет делать.

- Договоритесь в своей паре, кто будет вырезать, а кто будет приклеивать. Затем воспитатель задает вопросы каждому ребенку в паре: Что будешь делать ты? А что ты?
Оборудование рабочего места детьми: Подумайте, что вам нужно будет для оформления своей странички, возьмите и отнесите на свой стол.

4. Осуществление деятельности детьми. Воспитатель в это время делает первую страницу книжки-ширмы (картинка-колобок и название сказки).

5. Оценка результата. Рефлексия.
— Получилась ли у вас страничка? Почему?
— Поблагодарите своего дружка за общую работу. Скажите друг другу «спасибо», обнимитесь.
— Что вам делать было трудно? А что легко?
— Вам понравилось работать в паре? В следующий раз вы будете работать вместе?
— Теперь давайте сделаем нашу книжку — склеим ваши листочки по-порядку. С кем сначала встретился колобок? У кого на страничке зайчик? Мы этот листочек приклеим к моей страничке (соединяет листы скотчем). Кто следующий встретился с колобком? (Так обговариваем всех персонажей и соединяем в книжку). Вот и получилась книжка, пойдемте, подарим ее малышам.


Конспект изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Прилетели птицы в сад»

Программное содержание:
1. Обучение приему рисования птиц из формы «капля».
2. Развитие коммуникативных навыков при работе в паре:
Умения договариваться при выборе фона совместной работы, композиционном расположении деталей рисунка, его обрамлении.
3. Формирование представлений о цветосочетании: подбор цветовой гаммы в гармонии фона и деталей изображения.
4. Развитие творческих способностей и воспитание аккуратности в работе с красками.
Материал к занятию: Листы бумаги Формат А-3, гуашь, кисти двух размеров, ватные палочки, стаканчики с водой, тряпочки, графитные карандаши для наброска, чучела птиц или игрушки, диск «Звуки природы» или другая аудиозапись голосов птиц.
Техника изображения: Традиционное рисование кистью в сочетании с нетрадиционным тычком ватной палочкой.
Ход деятельности:
Вос-ль загадывает загадку:

Острый носок,
Красивый голосок,
Сама невеличка,
Кто же это?. (Птичка)
После обсуждения, какие слова в загадке помогли в отгадывании, дети с воспитателем вспоминают строение тела птиц, чем они питаются и как красиво поют.
Вос-ль достает большой поднос на котором находятся муляжи и народные свистульки в форме птиц. Дети рассматривают их, при этом воспитатель обращает внимание детей на разный внешний вид птиц: одни в точности повторяют птиц в природе, другие – декоративные, ярко раскрашены, в соответствии с задумкой автора. Детям предлагается нарисовать любых птиц, но на одном листе со сверстником, так, чтобы каждой птичке хватило места на работе.
Вос-ль: «Чтоб рисование птиц не показалось вам очень трудным, давайте вспомним о формах-помощницах (круги, овалы, капля). Самая удобная форма для изображения птичек – капля. Во что можно превратить каплю? (лепесток цветка, лучик солнца, рыбку, уши зайца и т. п.) Я покажу вам на мольберте как с помощью капли нарисовать тело и крыло птицы» /показ/.
«Пририсовываем не сложные детали: полукруг головы, хвостик, клюв и лапки и ваша птичка готова.
Прежде, чем приступить к работе вам необходимо выбрать себе партнера и договориться с ним о том, кто где на листе будет рисовать птицу». (Если ребенку не хватило пары, воспитатель может рисовать вместе с ним).
После того, как дети сделали набросок в карандаше, вос-ль предлагает отдохнуть и поиграть в птиц:
Физминутка «Птицы»:
Птицы летят (дети бегут по кругу, взмахивая руками)
Крыльями машут
На веточку сели (присели на корточки)
Головой повертели (крутят головой влево и вправо)
По дорожке поскакали (прыжки на двух ногах)
Зерна в поле поклевали (присесть и руками по полу)
Дальше полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
И на место сели (садятся на места)
Вос-ль предлагает детям обсудить и выбрать фон для своего рисунка и напоминает, что для покрытия большого пространства удобнее использовать толстые кисти.
Как только дети приступили к тонированию фона вос-ль включает аудиозапись с голосами птиц и дети продолжают работу под пение птиц.
Во время высыхания фона рисунка вос-ль проводит пальчиковую гимнастику:
Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы одновременно)
Друг без друга им нельзя
Мы рога козы покажем (указательными пальцами)
И рога оленя даже (руки скрестить над головой)
И про зайку не забудем (попеременно кистями рук движение вперед, назад)
Ушками водить мы будем
Чтобы четко говорить (поочередно соединяем все пальцы с большим)
Надо с пальцами дружить.
Далее дети раскрашивают своих птиц. При этом вос-ль просит их обратить внимание на то, что цвет фона не должен совпадать с цветом изображения, иначе оно станет плохо различимым.
Затем дети рисуют ветви ягодных кустарников или деревьев на которых сидят птицы.
После этого вос-ль предлагает детям украсить своих птичек и напоминает, что это можно сделать не только кистью, но и с помощью ватной палочки. Также тычкованием палочкой можно нарисовать и ягоды.
По окончании работы дети раскладывают работы на «выставку», обсуждают и оценивают их. Педагог, подводя итог деятельности, хвалит детей не только за красивые рисунки, но также отмечает успешное партнерство.

 


Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Посуда для кукол»

Программное содержание: Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для кукол. Активизировать словарь по теме посуда (сахарница, чайник заварочный, чашечки, блюдца, конфетница, вазочки для варенья) .
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
Оборудование. Кукольная посуда, пластилин, доска для лепки, стеки, колпачки от фломастеров.
Предварительная работа. Рассматривание чайных сервизов дома, иллюстрации. Д/И «Подбери пару», «Чего не хватает».

Ход занятия

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Чаепитие».
Как у нашей Дунечки
Чашечки и блюдечки,
Как у нашей Люсеньки
Чаю просят пупсики:
- Милости просим –
Приходите в гости,
Приходите в гости.
Приходите на печенье,
Это просто объеденье –
В гости к куклам в день рожденья!
Игровая ситуация. Ребята, посмотрите, к нам пришел зайчик за помощью, он рассказал мне, что куклы и их друзья хотят устроить праздник (день рождения, а посуды им не хватает. Давайте с вами поможем игрушкам – слепим для них чайную посуду).
Давайте с вами отправимся в нашу мастерскую. Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит сервиз. Скажите, какие предметы посуды входят в комплектность чайного сервиза. (Дети называют: заварочный чайник, сахарница, чашечки, блюдца, вазочка, конфетница, напомнить, что в сервизе все предметы оформлены одинаково – в горошек, цветочек, клеточку или как- то иначе. Дети вспоминают чайные сервизы, которые они видели у себя дома).
Физкультминутка:
Мы зарядку начинаем, (стоя в кругу)
Наши руки разминаем, (рывки руками)
Разминаем спину, плечи (повороты вправо, влево)
Чтоб сидеть нам было легче.
Дружно прыгаем, прыг-скок! (прыжки на месте)
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте. (ходьба)
Громко хлопаем все вместе. (хлопки)
За столы мы снова сели,
Принимаемся за дело.
Затем уточнить приемы лепки блюдца и чашечки (раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку, сглаживаем, выравниваем бортики, делаем углубление указательным пальцем или стекой, вытягиваем пальцами поворачивая изделия по кругу) .
Распределить детей на 2-3 группы, чтобы получилось 2-3 сервиза на шесть персон (каждая группа будет лепить предметы для одного сервиза). Пояснить, что каждый ребёнок слепит чайную пару – (чашечку и блюдце). При этом дети каждой группы договариваются между собой, какого цвета будет посуда и каким узором украшена.
А перед работой мы с вами разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Тук- тук -тук»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук- стучались в дверь. (дети постукивают по столу)
Только дверь им не открыли: (подушечками всех пальцев одновременно)
Думали, там страшный зверь.
Ребята начинают работать, они могут воплощать любые замыслы. Предложить показать детям некоторые приёмы оформления чайных чашечек, проговаривая все действия («с полоской»- раскатываем длинный жгутик и выкладываем по ободку- прямо или волной).
Заключительная часть.
По окончании лепки все работы поставить на стол и вместе с зайчиком внимательно рассмотреть их, обратить внимание детей на более точную передачу формы посуды, на аккуратность в работе. Подчеркнуть разнообразие изделий, и подарить их куклам на день рождения.


Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Что мы знаем о животных»

Цель: закрепить представления детей о животном мире, о взаимосвязи и взаимозависимости людей и животных.
Задачи:

-упражнять детей в дифференциации животных по классу, среде обитания, по величине;

-выделять общие признаки групп животных;

-ориентироваться в карте Африки;

-познакомить детей с новой средой обитания животных — саванной;

-тренировать в умении задавать и отвечать на вопросы;

-воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру;

-развивать связную речь, обогащать словарный запас;

-развивать коммуникативные навыки (работа в парах и в команде);

-развивать мышление (самостоятельно делать умозаключения), логику, воображение, внимание, память.

Материал: гирлянда разноцветных флажков (16,5х 12см) с чёрными силуэтами зверей, птиц, насекомых, рыб. Таблицы с изображением животных для упражнения «Что их объединяет?» и «Четвёртый лишний». Карточки для игры «Кто больше спросит?». Два картонных круга: в середине одного изображена кошка, в середине другого — ворона; одна половина каждого круга красного цвета, другая — зелёного. Картинки с изображением зверей, птиц (по количеству детей) для игры «Больше-меньше». Карта полушарий и карта Африки. Картонные кружки для игры «Путешествие в Африку с Доктором Айболитом». Картинки с изображениями, составленными из частей разных зверей и птиц, для игрового упражнения «Необычные звери». Слова, написанные на картонных полосках, для выкладывания лозунга «Сохраним всех животных на Земле!». СД запись для физминутки. Компьютерная презентация: «Красная книга».
Предварительная работа: проведение дидактических игр; организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»; цикл познавательных занятий по теме «Животный мир»; чтение детской научно-популярной литературы (энциклопедии); просмотр диска «Ребятам о зверятах»; изготовление поделок на занятиях по аппликации, лепке, рисовании, конструировании, беседы о домашних питомцах.
Словарная работа: Саванна, Сахара, Калахари, двугорбый, Килиманджаро, Лимпопо.

Ход занятия

Поперёк комнаты висит гирлянда флажков с силуэтами животных. На столах разложен игровой и дидактический материал.
Воспитатель:

Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного-

Чтоб люди были к ней добры.

Ребята о чём это стихотворение? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем учёными — зоологами. Нам предстоит отправиться в экспедицию (путешествие) для наблюдения и изучения животных. Мы будем путешествовать от одного пункта к другому. (Указывает на столы с игровым и дидактическим материалом.) Перед нами флажки с силуэтами разных животных. Мы сможем отправиться в путь, если определим, какие классы животных надо изучить.
Дети рассматривают силуэты животных и называют классы, к которым они относятся: звери, птицы, насекомые, рыбы.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором разложены таблицы для упражнения «Что их объединяет?». Дети делятся на пары и каждая пара получает таблицу с изображением различных животных (например - белка, дрозд, дятел, кабан, лиса, норка, пятнистый олень, заяц). Дети рассматривают таблицы.
Воспитатель: Что объединяет этих разных животных? (Место или среда обитания.) Назовите среду обитания ваших животных? (Степь, Смешанный лес, Пустыня, Тундра, Арктика.) Назовите классы
животных, изображённых на ваших картинка? (Птицы и звери.) Как эти животные приспособлены к жизни в своей среде обитания (в Арктике)? (У них толстый подкожный жир, плотный длинный мех, обтекаемая форма тела, подходящая окраска).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно ответили!
Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает картинки с изображением животных, тело которых приспособлено к тому или определённому образу жизни в определённой среде обитания (пеликан, лебедь, утка, дятел; белый медведь, морж, песец и верблюд). Дети называют животных и объясняют, по каким признакам они объединены и кто лишний. Например, пеликан, лебедь и утка — водоплавающие птицы, у них на лапах имеются перепонки, помогающие грести; перья не промокают, потому что смазываются жиром из специальной железы, находящейся возле хвоста, а дятел это лесная птица.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором разложен материал для игры «Больше — меньше». Игроки делятся на две команды.
Воспитатель. В середине одного круга нарисована кошка, в середине другого- ворона. Все хорошо знают какой величины кошка и какой — ворона. По сигналу игроки первой команды должны взять по одной картинке с изображение зверя и положить её на красную половину круга, если зверь больше кошки, и на зелёную, если зверь меньше кошки. Игроки второй команды таким же образом распределяют птиц. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок разложит картинки.
По окончании игры дети называют животных, которые больше (меньше) кошки и вороны.
Воспитатель: Ребята, вы показали не только свои знания, но и то как умеете дружить и договариваться. Умнички!

Воспитатель (показывает книжку К.И. Чуковского «Доктор Айболит»). Ребята, скажите на какой материк совершил путешествие Доктор Айболит? (В Африку.) Хотите проследить путь доктора Айболита? (Да.) Ребята, а как вы думаете в какой стране жил доктор Айболит? Достаточно вспомнить каких зверей он лечил. (Корову, волчицу, медведицу, зайчика, лису.) Где обитают эти животные? (В России.) Долгий и длинный путь преодолел Доктор Айболит из России в Африку. Но Африка - это огромный материк (попросить ребёнка показать на карте). Куда же ехать? На вопрос «Только где же вы живёте? На горе или в болоте?» Айболит получил ответ:

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо.

Давайте проследим по карте путь Айболита до африканской реки Лимпопо. Кто ему помогал? (Волк, кит, орёл.)

Читает текст и показывает Чёрное, Средиземное, Красное море, а также горы в восточной части Африки и самую высокую из них — Килиманджаро, вершины которой покрыты ледниками и снегом (на карте). Привлекает детей к обсуждению пути Айболита.

На карте Африки обозначим кружками места, где заболели зверята.

Вот широкая и полноводная река Лимпопо. Здесь она впадает в море, и здесь доктора Айболита ждёт печальный Гиппо-по. Как вы думаете, какие зверята заболели возле реки Лимпопо? («А рядом бегемотики схватились за животики...», «И тут же страусята визжат, как поросята...», «У бедных акулят уже двенадцать суток зубки болят»).
Психогимнастика
Воспитатель: Изобразите, как заболели зверята. (Дети изображают больные животики у бегемотиков, визг страусят, зубную боль у акулят).
Воспитатель: Раз здесь обитают бегемоты и страусы, значит это место не пустыня и не тропический лес, а лесостепь — саванна. Ведь эти животные живут на открытых местах. Земля в саванне покрыта травой. Она здесь всегда густая: жёлтая сухая, когда нет дождей (летом) и зелёная сочная после дождей (зимой). Скажите, а где доктор может найти бедных горбатых больных верблюжат? (В пустынях Калахари и Сахаре).
Показывает на карте, обращает внимание детей на цвет пустыни. Почему там? (Верблюды приспособлены к жизни в пустыне).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в саванне растёт удивительное дерево — баобаб. Могучее, гигантское дерево. Чтобы понять какой толщины его ствол нам всем придётся взяться за руки и встать в круг. (
Дети встают в круг.) А теперь превратимся в животных, обитающих в саванне и выполним зарядку.
Физминутка (выполняется под музыку)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. — 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках. (Дети показывают пятна на соответствующих частях тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. — 2 раза (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. — 2 раза (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. — 2 раза

(Проводим рёбрами ладоней по телу — рисуем полоски.)

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.

Воспитатель. Итак мы узнали ещё одну среду обитания — саванну. Какие животные обитают здесь? (Ответы детей.) Вам понравилось путешествовать по Африке?

Затем приглашает детей к столу, где для игры «Кто больше спросит?» лежат перевёрнутые картинки с изображениями различных животных (звери, птицы, насекомые, рыбы).
Воспитатель: Сейчас уточним ваши знания. Желающий выбирает любую картинку и не показывает её остальным детям. Все оставшиеся участники должны будут отгадать это животное, задавая как можно больше вопросов. Вопросы должны быть точные, интересные и разнообразные:
о виде животного, о принадлежности к определённому классу, о среде обитания.

В ходе игры воспитатель кратко оценивает вопросы детей («интересный», «сложный», «спроси точнее» и т. д.)

Воспитатель: Ребята, вы настоящие эрудиты!

Теперь садитесь на ковёр в кружок. (Показывает картинку для упражнения «Необычные звери».) Этот зверь не настоящий, его придумал художник. Угадайте, чьи у него туловище и ноги? Чья морда? Чьи рога? Чей хвост? (После ответов детей предлагает каждому взять с подноса по одной картинке. Читает стихотворение.)

Что за птицы? Что за звери?

То ли лошадь, то ли слон?

То ли сказочный дракон?

Я гляжу вторые сутки,

Не найду ни пса, ни утки...

Помогите мне скорей,

Объясните мне зверей!
Каждый ребёнок показывает свою картинку и рассказывает, из частей каких животных составлено изображение, например: «У моего зверя птичья голова, медвежье туловище и поросячий хвостик».
Воспитатель: Да ребята, вас не провести. Молодцы!
Затем воспитатель предлагает сложить из полосок со словами главный лозунг зоологов:
«Сохраним всех животных на Земле!»- хором прочитать его.
Воспитатель благодарит детей за интересную деятельность!


Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебница вода».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Систематизировать представления детей о воде и ее свойствах.

Задачи: 

«Познавательное развитие»:

  • развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

«Социально - коммуникативное развитие»:

  • развитие умение общаться со сверстниками, работать в паре, самостоятельности в процессе работы;
  • воспитывать привычку взаимопомощи во время опытов, бережное отношение к природному ресурсу, закрепить правила безопасности во время работы.

«Речевое развитие»: активизировать словарный запас: прозрачная, мутная, растворитель, волшебница, речная, озерная, родниковая.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, работать в паре, делать выводы. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с водой.

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за осадками, сезонными явлениями в природе на прогулках, беседы на тему «Как люди используют воду?».

Материал для занятия: глобус, мяч, иллюстрации.

Для опытов: оргстекло, стаканы с водой, мелкие предметы, чашечки с мукой, сахаром, солью, ложки, кружочки синие, голубые, фиолетовые. Магнитофон, аудиозапись - шум воды.

Ход

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможно жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь?

Загадывание загадки: В морях и реках обитает, но часто по морю летает, а как наскучить ей летать, на землю падает опять. (Вода).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Основная часть

Вводная беседа. Воспитатель показывает глобус. -Что это? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). На свете нет ни одного живого организма, который может жить без воды. Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода? Например, человеку? (Пить, приготовить еду, купаться, стирать, поливать грядки т.д.).

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

  • Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, чай, кофе, какао, компот, сок, морс, минеральная вода, кока – кола, суп т.д.).

-Вода, настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку» 

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам) Он бежит по переулку, Барабанит по окошку. Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой). Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт). Крыши дождик вымыл тоже. Сразу мокрым дождик стал, дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

- Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода? Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

- Ребята, а где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…» 

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

- А вы знаете, что в морях и океанах вода какая? (соленая). Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

 - А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опытно-исследовательская деятельность. Педагог приглашает детей в лабораторию. Проходите в нашу лабораторию. Сегодня будем продолжать опыты с водой. Дети рассаживаются за столы, воспитатель просит напомнить правила безопасности при работе:

- аккуратно пользуйся емкостью для воды;

- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа). А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

 - А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада). Подвижная игра «Ручеёк». 

- Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы). Опыт 1. - Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: вода какая? Вода – чистая и прозрачная.

Опыт 2. А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, что с ней будет? (она растечется лужицей).

 Опыт 3. - Еще одно свойство воды. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. - Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны» 

- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер (водная гладь спокойная).

- Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так? - Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели).

- Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера).

- Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Игра «Капля к капле – будет озеро». 

- Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание).

 Подведение итогов

- Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

- Почему нельзя прожить без воды?

- Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?


Конспект НОД «Изготовление народной куклы «День – ночь» с детьми подготовительной группы

Цель: познакомить детей с народной куклой «День и ночь»

Задачи: 

1. Продолжать учить детей ориентироваться во времени (прошлое, настоящее). Закреплять знания о народных куклах, знать их характерные особенности куклы.

2. Через народную игрушку знакомить с историей и традициями на Руси. Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы «День- ночь».

3. Активизировать словарь: безликая, хлопчатобумажная, шерстяная. Продолжать формировать активность, самостоятельность, умение работать в паре.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Воспитывать интерес и уважение к прошлому и культуре своего народа. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материал: Дидактическая игра «Часы истории», белая и черная ткань размером 20*20 по количеству детей, вата, нитки шерстяные, готовые куклы Пеленашка, Многоручка, магнитофонная запись русской народной музыки, схемы изготовления кукол.

Предварительная работа: Чтение сказки «Десятиручка», посещение мини – музея «Народная кукла», заучивание пословиц и поговорок о труде. Проведение НОД

Игра «Пирамида добра»

 Игровая ситуация. Вносят голубя, у него письмо.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем к нам голубь прилетел? (Ответы детей). Что он нам принес? (Письмо). Но почему голубь? Скажите, кто нам письма приносит? (Почтальон). А как еще могут дойти до нас письма? (По электронной почте). Я догадалась, что это почтовый голубь. В давние, давние времена эти умные птицы доставляли письма. Я предлагаю прочитать письмо. «Здравствуйте ребята! Я - вечный путешественник. Всю свою жизнь я путешествую то в прошлое, то в будущее. Однажды я побывал в гостях у добрых, трудолюбивых, дружных людей. Когда вошел к ним в избу, то увидел печку – матушку, длинный стол, рядом стояли дубовые лавки. В этой семье любят делать игрушки из разного материала. В свободное время взрослые и дети лепят игрушки из глины, вытачивают их из дерева, шьют из ткани игрушки. Я советую вам посмотреть на них. Они интересные и красивые. До свидания. Путешественник».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в каком времени побывал путешественник? ( В прошлом) Как вы догадались? (Печка - матушка, лавки дубовые, и т. д.). Вы хотите посмотреть на эти удивительные игрушки? Как мы можем попасть в прошлое? (Ответы детей). Я думаю, нам помогут «Часы времени». Попробуем с помощью «Часов времени» попасть в избу, где делают удивительные игрушки. Чтобы «Часы времени» помогли попасть в прошлое, нужно правильно разложить картинки в прошлое или настоящее. Дети раскладывают карточки. (Предложить проверить ребенку правильно ли, разложили картинки. Если кто-то из детей допустил ошибку «Часы времени» не будут работать). Звучит бой часов.

 Воспитатель: Вот наши часы заработали. Чтобы перенестись в прошлое, нужно закрыть глаза и, пока вы будете слышать бой часов, не открывать. (Воспитатель в это время надевает фартук и/или повязывает платок. Стихает бой часов. Дети открывают глаза).

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, рассаживайтесь. Расскажите, вы откуда ко мне в гости пожаловали. (Из детского сада, группы) Зачем вы пришли? (Игрушки посмотреть). Покажу я вам кукол своих. Вы таких кукол видеть не видели. Знаете, как мои куклы называются? (Кукла пеленашка, семиручка.) Что вы о них знаете? (Дети рассказывают, из чего делали кукол, кто делал.) Воспитатель обращает внимание детей на незнакомую им куклу «День – ночь».

Воспитатель: Кукла День-ночь. Это кукла-оберег, которую клали в люльку новорожденного. Это не одна, а две куклы, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. Рассматривают схему изготовления куклы. Нам нужно взять хлопчатобумажную ткань, положить в ее середину вату, сложить её по диагонали, теперь перевяжите шерстяными нитками на линии шеи. Далее делаем руки, нитками перевязываем края одной и другой руки. Чтобы куклы подружились их нужно соединить нитками. Куклу вы сделаете, но лицо не рисуем. Такие куклы называются «безликими» т.е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Перед работой я предлагаю поиграть.

Пальчиковая гимнастика «У бабушки было десять внучат» 

Воспитатель: Чтобы сделать куклу вам необходимо объединиться в пары кто-то будет делать куклу ночь, а кто-то день. (Дети объединяются в пары. Работать нужно дружно, не сориться, помогать друг другу, тогда и кукла получится добрая, веселая и будет приносить всем радость. Чтобы работа ладилась, вспомните поговорки и пословицы о труде. (Дети говорят поговорки и пословицы.) Дети выполняют работу.

Когда дети сделают, кукол воспитатель предлагает полюбоваться куклами. Звучит бой часов.

 Воспитатель: «Часы времени» напоминают вам, что пора возвращаться в детский сад. Как жаль, что я не успела рассказать о других игрушках. Но не огорчайтесь, в следующий раз я вам о них расскажу. Возьмите свои куклы, закройте глазки, как только часы «замолчат», вы можете открыть глаза. (В это время воспитатель снимает фартук и/или платок).

Воспитатель: Ребята, где вы были? Что вы делали? (Мы были в избе, делали кукол). Как называется эта народная кукла? Как вы думаете, почему ее назвали «День – ночь»? Если понравилось вам путешествие и настроение у вас радостное, то возьмите красный цветок; если настроение не очень радостное, то возьмите желтый цветок; если грустное, то синий цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...